Если бы Руссо был казахом
Во время учебы в США моим научным руководителем была замечательная доктор Хольтсхаузен. В свое время она мигрировала в США из ЮАР - пожилая голубоглазая блондинка, потомок голландских переселенцев, воспитанная в строгих викторианских традициях.
Она вспоминала, что когда ей было примерно четыре года, она как-то сильно обняла маму и сказала ей, что очень ее любит. Мама стушевалась и не знала, как отреагировать на дочерний порыв. Ибо в те времена выражать эмоции, устраивать обнимашки-поцелуйчики и танцы с бубнами считалось занятием неприличным для цивилизованного человека. Люди были сдержанны донельзя. Вот такое было викторианское воспитание в детские годы доктора Хольтсхаузен.
Ну а издержки моего воспитания не позволяли называть ее по имени, как это делали другие студенты. Ну и если бы в английском языке «ты» и «вы» делилось, конечно, я была бы с ней на вы.
Воистину, детство длится всего несколько лет, но влияет на всю нашу взрослую жизнь. Возьмите великих. Двое блестящих ученых: англичанин Джон Локк и швейцарец Жан-Жак Руссо.
Джон Локк родился в набожной семье среднего достатка. Заботливый отец предоставил сыну возможность получить хорошее образование (Crain, 2014).
У Руссо мама скончалась во время родов, как пишет Crain (2014), отец частенько говорил сыну, что именно он – причина смерти его любимой жены.
Спустя несколько лет отец пустился в бега от правоохранительных органов, и Руссо стал беспризорником. Известно, что впоследствии Руссо, отец пятерых (!) детей, бросил их, поместив их в государственный воспитательный дом (Crain, 2014).
Таким образом, все его письменные труды по воспитанию и педагогике - не более чем теория на бумаге, ведь в жизни, как видно, он не был хорошим отцом. (Подробнее об особенностях детской психологии ЗДЕСЬ).
Джон Локк считал, что человек при рождении - это табула раса - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры.
Ученый проповедовал принцип воспитания законопослушного гражданина (Crain, 2014). Находясь в социальной среде, человек обучается и получает жизненные навыки, считал мыслитель.
Руссо, напротив, отмечал необходимость мятежного духа в воспитании свободной независимой личности.
Локк всегда подчеркивал важность надлежащего воспитания и образования личности, как гарантии его будущего благополучия. Эта идея очень актуальна и в наши дни, в эпоху "белых воротничков" (Crain, 2014).
Все родители, заботящиеся о приличном образовании для своего ребенка, можно сказать, поддерживают Локка.
Правда, Локк не учитывал, что знания со временем устаревают, становятся не актуальными, а посему учиться сегодня надо всю жизнь.
Рассуждая о табула раса, Локк слишком идеализировал среду, которая, по его мнению, могла влиять на ребенка лишь положительным образом (Costley, 2006).
Да. К сожалению, не все люди бывают хорошими. Даже самые близкие. Достаточно вспомнить про участившуюся в СМИ информацию о случаях домашнего насилия над детьми. И вряд ли дело в том, что таких случаев становится больше. Скорее всего, мы просто стали чаще о них узнавать.
А вот Руссо считал влияние общества на ребенка скорее негативным и утверждал, что дитя должно расти само по себе, без какого-либо вмешательства и воспитания, вдали от всех ограничений и строгих норм (Crain, 2014). Взрослые, по Руссо, скорее, оказывают тлетворное влияние на молодые умы.
Кстати, популярная сегодня в современном образовании концепция критического мышления берет свое начало у Жан-Жака Руссо. Наверное, если бы Руссо был казахом, он стал бы главным борцом с "уят болады" и другими издержками нашего воспитания. А еще со школьной формой, и, возможно, вообще с современной школой. Ему самому "уят" не было никогда.
Однако Руссо был весьма категоричен в стремлении оградить детей от какого-либо влияния взрослых и отдать все на откуп природы. По его логике, ребенок, рожденный в неблагополучной криминальной среде, не имеет никаких шансов что-либо изменить в своей жизни. И это печально, согласитесь.
Кроме того, вспомните, сколько в Казахстане громких случаев (некоторые – с трагическим концом) связанных с действиями, так называемой, золотой молодежи, выросшей в атмосфере вседозволенности. Это ли идеал Руссо: жить, ни в чем себе не отказывая?
Конечно, же обе теории, как, впрочем, и любые другие бихевиористские учения, имели своих сторонников и противников. Так, идеально воспитанный ребенок, по системе Локка, будет прекрасным гражданином в законопослушном обществе. Но будет ли место в таком обществе художникам, поэтам и вольнодумцам? А гикам? А нёрдам? И другим, не таким, как все?
Другая крайность: воспитанник Руссо в современном мире имеет большие шансы получить травму электрическим током, попасть в плохую компанию, пристраститься к наркотикам или пострадать в автомобильной аварии, потому что никто и никогда не разговаривал с ним о личной безопасности и о правилах поведения в обществе. (Подробнее о навыках личной безопасности у детей ЗДЕСЬ).
Честно говоря, я затруднилась отнести себя к определенному типу. Со школьной скамьи я была махровой отличнцией. При этом дисциплина у меня иногда хромала, в старших классах случались замечания в дневник по поводу поведения.
А на первом курсе университета у меня были синие волосы, и я носила ярко-оранжевые гетры, и имела по этому поводу беседу в деканате. Закон, вроде, уважаю, но и конформистом меня не назовешь.
В общем, ни один из ученых меня стопроцентно не убедил. А вы как думаете?
Источники:
Costley, K. C. (2006). Why Do We Have Theories? 1-6 Retrieved August 22, 2015, from <https://myasucourses.asu.edu/bbcswebdav/pid-11662972-dt-content-rid-56435952_1/courses/2015FallA-X-CDE531-81408/Costley%2C%202006.pdf>
Crain, W. (2014). Theories of Development: Concepts and Applications. (6th ed.). Essex, England: Pearson Education Limited.