«Детки в клетке» или Сделай из меня человека «Детки в клетке» или Сделай из меня человека
17 минут - 18.02.2016, 12:51
«Детки в клетке» или Сделай из меня человека

«Детки в клетке» или Сделай из меня человека

17 минут - 18.02.2016, 12:51

Воспитание детей — сложный, увлекательный и непрерывный процесс, начинающийся с самого момента рождения малыша.

Если по дому разбросаны игрушки, обои ободраны, стирка у вас каждый день, все мелкие предметы лежат выше вашего роста — значит,  в доме живёт счастье, весом так в 13-14 кг и ростом примерно в 92 см.

Вдоволь начитавшись мамских форумов, я так и не поняла, как стать нормальной эффективной матерью, а, наоборот, заметила, что все эти мамы-комментаторы развивают во мне какие-то комплексы неполноценного материнства. Если у вас есть ребёнок, то вы сейчас поймёте, что я имею ввиду. Вы на детские площадки ходите? А быть может, вы уже вовсю практикуете детский садик — неважно, государственный или частный?

Ну а, если вы посещаете детские развивающие центры, то я абсолютно уверена в том, что вы так же, как и я порой, ненавидите себя за то, что не научили своего ребёнка в 1,5 года читать роман «Евгений Онегин» наизусть! Поскольку мама Даши уже давно научила её мыть посуду, пылесосить, вышивать крестиком и решать уравнения всего-то-навсего в Дашины 3 года, а что сделал ты для своего ребёнка? Что он умеет в свои «взрослые» 8 месяцев? Сейчас очень модно говорить: «Мой ребёнок ИНДИГО! Он самый умный и талантливый!»

Я, конечно,  извиняюсь, но для кого-то ваш ребёнок совершенно обычный, потому что у них в семье есть свой собственный «индиго». Для тех, кто не в курсе, кто такие дети-индиго, могу только лишь поделиться общедоступной информацией из мировой интернетной паутины. Дети-индиго — псевдонаучный термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго.

Детям-индиго приписывают множество различных свойств, такие как: высокий уровень интеллекта, необычайная чувствительность, телепатические способности и многие другие. Утверждается также, что «дети-индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей». Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление «дети-индиго» носит характер мистификации. Кроме того, большая часть признаков и качеств «детей-индиго» давно известна психиатрам и психотерапевтам и описывается диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Дабы ощутить себя творцом великого «индиго», человек хочет выжать максимум из своего ребёнка и хоть как-то зачислить себя и своё «племя» в новую расу людей.

Вопрос — зачем? Для чего это нужно? Чтобы дети в 5 лет были умнее своих родителей и смогли обеспечить их безбедную старость? Скорее всего — это на благо ребёнка, ответите вы, но как бы не так! Откуда нам, взрослым, знать, что для них благо, бегать с детворой во дворе, играть в мяч, прятки, казаки-разбойники или сидеть на заумной лекции на тему «микроэкономика в условиях финансового кризиса», учитывая, что умнику всего 13 лет и ему хочется всё ещё детства, беззаботной юности, эмоций. Все, как один, родители жалуются, что, мол, когда мы росли, в наших дворах было полно детей и все допоздна играли во дворе, приходилось с боем заводить их домой! А что сейчас? Планшеты, смартфоны, теннис, гольф, репетиторы, бесчисленные кружки и бесконечные занятия?

С учётом того, что у родителей есть на это всё деньги! Чтобы быть ребёнком, иметь нормальное детство — сегодня нужно это право заслужить по средствам выполненных заданий, которые требуют в садике, школе, дома. Родители осознанно загружают своих детей так, чтобы у них не оставалось времени на глупости, как они считают, хотя из многих безобидных глупостей состоят наши тёплые воспоминания о детстве. Нам кажется, что мы желаем нашим детям лучшего, а на самом деле мы хотим обезопасить себя от лишних проблем и переживаний за нашего ребёнка, установив над ним полный контроль.

Я, как и многие другие мамы, считала, что ребёнка обязательно нужно водить в центр детского развития, что без этого он будет отставать, будет бояться общества других детей, ну и, конечно же, надеялась, что ему будет там весело играть, познавать новое. Как выяснилось, все задания, которые предлагают выполнить учителя в этих центрах — совершенно не сложные, не сверхъестественные и не новые для нас. Скажу вам так, вы вполне можете заниматься со своим ребёнком и дома, чтобы не тратить лишних денег на все эти центры. В чём нуждается дитя в первые три года своей жизни? В любви! В заботе, ласке и постоянном общении со своими родителями, в частности, с матерью. Играть с ребёнком дома, на улице, придумывать разнообразные и увлекательные развлечения, купить книгу с самыми весёлыми развивающими играми, в конце концов — вы в состоянии это сделать сами!

Главное в развитии ребёнка — это постоянное ваше внимание. После работы, после всех своих дневных забот, дел — нужно обязательно уделять время своим детям. А если вы находитесь в декретном отпуске, то у вас вообще не должно возникать проблем в общении с вашим малышом. Вы можете научить своего ребёнка всему сами, глядя на вас, он многому учится, даже тогда, когда вы об этом не подозреваете. Поэтому очень важно следить за тем, как вы себя ведёте, что говорите, в каком вы настроении — каждый ваш жест неимоверно важен для ребёнка.

И эта постоянная гонка, конкуренция, соперничество между родителями, кто у кого лучше да краше — заставляет детей страдать от чрезмерной родительской опеки, требовательности. Современные родители считают, что если отвести ребёнка в самый лучший развивающий центр, то будущая жизнь у ребёнка уже удалась, а отцовский или материнский долг выполнен. Я не агитирую отказываться от посещения детских развивашек, я всего лишь пытаюсь дать вам понять, что развитие и психическое здоровье ребёнка зависит напрямую от общения с родителями, а не от того, на сколько крутой вы выберете детский центр.

Если после трёх лет вы замечаете явные отклонения в развитии, то тревогу бить не нужно, можно просто обратиться за помощью к специалистам. Каждый родитель искренне хочет, чтобы его ребенок вырос действительно хорошим человеком – умным, добрым, уверенным в себе, успешным и счастливым. Для того, чтобы это произошло, родители, занимаясь воспитанием детей, должны учитывать их возрастные и психологические особенности на каждом этапе развития. И не нужно заставлять ребёнка учить математику в 4 года, чтобы порадовать себя и своё самолюбие, чтобы выглядеть супер-мамой среди своих подруг и других знакомых мамаш. Глубоко и навсегда убеждена, что всё должно быть в меру.

Слушать, чувствовать и понимать ребёнка — это гораздо лучше, чем хвастаться перед другими своим подходом к воспитанию. Нам всем хочется знать больше и сделать жизнь детей лучше, безусловно, такое желание лучший стимул для семейного благополучия. Я обратилась к профессионалу своего дела с самыми часто волнующими нас, родителей, вопросами о том, как, зачем и почему нужно заниматься со своим ребёнком. Нужны ли нашим детям все эти глобальные скачки и ранние прогрессы?

Специалист в области психологии: Гулак Оксана Валерьевна: психоаналитик, соучредитель Сообщества психоаналитической психотерапии, ассоциированный член Европейской Федерации психоаналитической психотерапии (EFPP) Московский институт психоанализа (образование). В сфере психоаналитической работы – более 10 лет.

1) С какого возраста лучше всего приступать к развитию ребёнка?

Оксана: Развитие ребенка должно сочетать эмоциональную и интеллектуальную сферу. При том, первое – является самым важным. На его фоне происходит и интеллектуальное. Ребенок сам от природы тянется к новому. Наша цель, как родителей, просто не мешать ему это делать, и не навязывать, если он пока не хочет или не готов что-то принять. В младенчестве и раннем детстве - это первый принцип развития. Сейчас, к сожалению, большинство родителей имеют «идею Х» о том, что чем больше знаний, чем раньше ребенок умеет читать, тем лучше. Но с точки зрения психического развития, важно дать время и возможность ребенку просто играть.

2) Обязательно ли посещать развивающие центры?

Оксана: Если целью посещения центра развития является только интеллектуальное развитие – то ребенок чувствует, что для родителей очень важно, чтобы она научился рано читать, считать, то,  чтобы быть хорошим для них, ребенок будет пытаться наращивать «интеллектуальные мускулы». Если при этом отсутствует подлинное эмоциональное понимание, то у нас есть риск развития «ложного Я».

3) Насколько эффективно развивать ребёнка в домашних условиях?

Оксана: Плюсы центров развития - в общении со сверстниками. Умеренный интерес к центрам развития также помогает ребенку постепенно психологически отделяться от родителей. Однако, если «домашние условия» позволяют ребенку общаться со сверстниками, то и это достаточно хороший вариант. В любом случае нам с вами важно понимать «наполнение», то есть то, что происходит в центре развития или дома, неосознанные ожидания родителей, интенсивность эмоциональной связи. Если присутствует качественная эмоциональная сторона, то интеллектуальное развитие будет шагать в ногу с общим развитием ребенка.

4) В чём плюсы и минусы интенсивного раннего развития ребёнка?

Оксана: Я не вижу необходимости в интенсивном раннем развитии. Для кого это нужно? Конечно, в первую очередь, для родителей, престижа, самооценки. Ребенку же важно подлинное эмоциональное присутствие мамы и папы, и в этом случае его ранее развитие идет естественным для него образом.

5) Как не навредить ребёнку чрезмерными развивающими мероприятиями?

Оксана: Все должно быть в меру. Раннее усиленное развитие не должно быть главной целью родителей. Наиболее эффективный результат можно получить, если мы больше внимания уделим душевной или можно это назвать, психологической атмосфере в семье.

6) Как влияет раннее развитие ребёнка на состояние его психического здоровья в будущем?

Оксана: Я могла бы сослаться на ответ, в котором указывала на риски развития «ложного Я». И на важность эмоциональной составляющей.

7) Нужно ли опережать события и заставлять ребёнка учиться всему и сразу?

Оксана: Очевидно, что ответом будет - нет. Опять же вопрос – для кого это необходимо? Иногда, мы думаем, что заботимся о раннем развитии ребенка, чтобы «не отставал», но бывает так, что на самом деле мы больше обеспокоены оценкой самих себя, как родителей и оценкой общества. Важно быть на стороне ребенка, как описала в одноименной книге французский психоаналитик Француаза Дольто (рекомендации к прочтению).

8) Какой оптимальный вариант и подход к развитию ребёнка в раннем возрасте?

Оксана: Если говорить очень кратко, то в меру развивающих занятий в виде игр, общение со сверстниками, с одной стороны - эмоциональная близость родителей, с другой – их поддержка в психологическом отделении ребенка. (Что также связано с тем, что ребенок спит отдельно от родителей. Спать один он может с 4-5 месяцев).

Как можно подытожить эту статью - решайте сами. У меня растёт сынок, которому я желаю счастья, как и каждый нормальный родитель, который любит своих детей. Любовь и внимание - лучшее воспитание. Какой бы ни был хороший воспитатель в саду или учитель в школе, лучше родителей никто не научит ребёнка стать хорошим человеком.


Menu
×