Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда! Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!
14 минут - 03.04.2015, 07:03
Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

14 минут - 03.04.2015, 07:03

Читательница Pandaland побеседовала с логопедом-дефектологом и педагогом-филологом, логопедом в образовательной сфере, которые рассказали об особенностях речевого развития у детей.

«Скажи РРЫЫБА, СЕЛЛЕДКА, ЛЛАРРИСА...» – помните, как в детстве дурачились и придумывали кучу анекдотов на эту тему. :)

Шутки шутками, а для меня эта проблема в настоящий момент актуальна, что мало радует. Поэтому за советами к специалистам, которые ответят на все наболевшие вопросы:

  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Причины?
  • Ошибки родителей или окружающая среда, в которой растут наши дети?
  • Этапы развития речи? и многое другое…

Обратилась я к логопеду-дефектологу Иманкуловой Динаре Карибаевне, ведущему специалисту Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Динара Карибаевна является автором нескольких научно-практических статей и методических пособий. Общий стаж работы в коррекционной педагогике свыше 20 лет.

Нормы развития речи по возрастам

Динара Карибаевна утверждает, что молодым родителям хорошо бы знать нормы речевого развития ребенка. Эти знания надо вводить со школьной скамьи. Давать старшеклассникам элементарное представление о развитии ребенка во внутриутробном и постнатальном развитии:

  • Во сколько месяцев появляется «комплекс оживления», и что это такое?
  • Во сколько месяцев ребенок должен гулить, лепетать, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т.п.

Поскольку, нас интересует непосредственно речь детей, то логопед-дефектолог выделяет следующие нормы развития речи по возрастам:

  • Развитие речи начинается у ребенка с 3-4-х месяцев, с периода гуления. Следует отметить, что понимание речи у ребенка появляется быстрее, и оно бывает намного шире, чем собственная речь. Прежде всего, малыш различает интонацию голоса.
  • В 5-6 месяцев появляется лепет.
  • К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, баба, папа).
  • К году словарь достигает 10, а то и большего количества слов, появляются звукоподражания животным, звукам транспорта, предметам быта.
  • К двум годам появляется фразовая речь, активный словарь насчитывает 250-300 слов.
  • К трем годам речь становится полноценным средством общения.
  • К 4-5 годам малыш использует в речи сложноподчиненные предложения, предлоги, правильно согласовывает различные части речи в роде, в числе и в падеже.
  • В 5-6 лет ребенок может составить рассказ по серии картинок, выложив их в логической последовательности (3-4 картинки). Если ваши наблюдения не соответствуют данным нормативным показаниям, то надо обратиться к специалисту.

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

Диагностика речевого развития детей

Как правило, не все родители знают, на что следует обращать внимание, чтобы избежать проблем с речью.

По словам Динара Карибаевны, если ребенок не говорит и не реагирует на речь взрослого, то, прежде всего, надо проверить слух! А если слух в норме, но речь к 2-3 годам не появилась, то специалист крайне необходим.

«Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Не запрещайте ребенку использовать в общении жесты. Это показывает, что он хочет с вами общаться, но не знает как. Не волнуйтесь, с появлением речи он станет жестикулировать меньше», - отмечает доктор.

Проблемы с речью у ребенка

Врач отмечает, что специалисты все чаще стали сталкиваться с проблемами речевого развития у детей. Родители обращаются с разными проблемами:

  • задержка речевого развития
  • отсутствие или искаженное произношение отдельных или целой группы звуков
  • нарушение чтения и письма
  • заикание

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

Причины могут быть разные. Но все причины делятся на 2 группы:

  • внутренние – это проблемы внутриутробного развития ребенка, повлекшие за собой патологию психоречевого, эмоционального развития
  • внешние, начинающиеся от болезней грудного возраста и заканчивающиеся социальным окружением ребенка.

Новорожденного ребенка и плод в утробе матери, привлекает нежный протяжный тон речи матери, которая разговаривает с ним постоянно – во время кормления, переворачивания, купания и т.д. Мама должна разговаривать с ним, не смущаясь, что не получает ответа на свое обращение.

Особенности речевого развития детей

Бытует мнение, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Доктор подтверждает этот факт и объясняет это тем, что речевые зоны у девочек созревают быстрее. Но, тем не менее, основная задача родителей заключается в том, что необходимо создать для ребенка насыщенную речевую среду. Не следует надеяться только на логопеда! Надо осознавать, если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

Зачастую родителей интересует, а могут ли мамы и папы самостоятельно исправить речь ребенка? По словам Динары Карибаевны, родители «неговорящих» детей  могут запустить речь ребенка, только если имеют специальное образование и навыки работы с речевой патологией, но большинство родителей этого не имеют. Они могут помочь в работе специалиста в подготовке, например, органов артикуляции. Есть много сборников и пособий «Домашний логопед», «Веселый язычок» и т.п., в которых описаны подобные упражнения, приводится соответствующий лексический материал. При серьезных нарушениях лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

Работа логопеда в больнице заключается в основном в постановке, автоматизации и, если необходимо, в дифференциации звуков. Логопед в специально-речевом детском саду работает на индивидуальных и групповых занятиях не только постановкой звуков, но и над лексико-грамматическим строем, формированием связной речи и работает с детьми, имеющими разную речевую патологию. Логопед научно-практического центра, в котором трудится Динара Карибаевна, работает с детьми не только с различной речевой патологией, но и с другими сопутствующими аномалиями. Например, задержка речевого развития и детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи 1-го уровня, нейросенсорная тугоухость и общее недоразвитие речи, умственная отсталость и другое. Словом, специалист должен владеть богатым багажом знаний, методов и приемов, постоянно работать над своим профессиональным уровнем, чтобы вести коррекционную работу с такими детьми.

Я решила подойти к этой теме с разных сторон, и обсудила проблему с педагогом-филологом, логопедом в образовательной сфере – Гульжан Нурдиновной Олжабаевой.

Методика развития речи детей

Далеко не у всех есть возможность посещать занятия с логопедом, поэтому Гульжан Нурдиновна советует:

  • В первую очередь, как можно чаще беседовать с ребенком, не отмахиваясь от детских назойливых вопросов.
  • Чаще читать детские сказки, классические стихи, чтобы ребенок пополнял словарный запас.
  • Обязательно проводить пальчиковые игры, для того чтобы развивалась мелкая моторика, что способствует скорейшему развитию речи.
  • Проводить артикуляционную гимнастику (для улучшения подвижности языка). Насколько подвижен наш язык - будет зависеть частота языка.
  • Никогда не сюсюкаться с ребенком (Рука-лука, собачка-собатька, маленький-масенький и т.д.).

Когда ребенок только-только пополняет свой словарный запас (обычно это приходит к 1-1,5 годам), можно будет разговаривать на «своем языке», но родитель должен непосредственно объяснять, что корова это «МУ-МУ», собака это «Гав-гав» и т.д. Не лишним будет лицевой массаж, петь песни (слуховое внимание) заикание лечат пропеванием.

Гульжан Нурдиновна отмечает, что речь ребенка можно поправлять только в мягкой ненавязчивой форме, чтобы малышу было не в тягость. Но, если у ребенка проблема с шипящими, свистящими звуками, или короткая уздечка под языком, то нужно обращаться к специалисту.

Упражнения на развитие речевого аппарата у детей

Обязательно играть в подвижные игры с ребенком - устраняет моторную неловкость, приобретает синхронность других частей тела. Всё способствует речевому развитию, если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Движение пальцев рук стимулирует деятельность Центральной Нервной системы, ускоряется развитие речи ребенка.

Примеры артикуляционной гимнастики:

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА!

Нарушение способности к установлению эмоционального контакта, т.е. ребенок, имея нормальный слух, не реагирует на обращение.

Отсутствие жестов, даже указательного.

Если ребенок не говорит, работу необходимо начать с понимания речи. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, может ли ребенок выполнить следующие инструкции:

  • Поцелуй папу
  • Пожалей бабушку
  • Поиграй в ладушки
  • Закрой глазки
  • Помаши ручкой
  • Поцелуй маму!

Да будут наши детки здоровы, красивы и пусть они прекрасно разговаривают! Всем света, добра и мира!


P.S. Дополнения к материалу взяты из книги Иманкуловой Д. К. «Если ребенок не говорит».

Фото: pixels.com


Menu
×