Система Монтессори: развенчиваем мифы

Система Монтессори: развенчиваем мифы


В этом посте я бы хотела немного рассказать о системе Монтессори. Сегодня она становится очень популярной в Казахстане, во многих детских садах оборудуют кабинеты сенсорики, открываются центры и сады Монтессори. Однако я заметила, что о системе Монтессори ходит множество мифов и искаженной информации. Предлагаю вам познакомиться с этой методикой поближе.

В 26 лет Мария Монтессори (1870-1952) стала первой в Италии женщиной-терапевтом. Первоначально Монтессори интересовало развитие детей с ментальными отклонениями. Она занималась их реабилитацией и адаптацией в обществе. В это время она обнаружила, что сенсорное восприятие и развитие мелкой моторики улучшает процесс обучения у таких детей. Например, для обучения письму детям давали вырезанные буквы из дерева. Изучая форму этих букв, держа фигурки в руках, играя ими снова и снова, дети в итоге учились письму в те же сроки, что и здоровые школьники. Затем Монтессори начала заниматься с детьми из трущоб, она смогла привлечь финансовые средства и открыла школу для 50 детей из самых неблагополучных семей. Их родителями были алкоголики, бомжи, проститутки. Успех был потрясающим.

Согласно наблюдениям Монтессори, ребенку до трех лет крайне важен режим и строгий порядок вещей. Например, она описывала случай с шестимесячной девочкой, которая начала плакать после того, как взрослый положил на стол зонт. Она перестала плакать только тогда, когда мать убрала зонт со стола на его обычное место. В возрасте от 1 до 2 лет дети фокусируются на мелких деталях, которые нам, взрослым, кажутся незначительными. Они будут долго разглядывать маленькую букашку на улице. На картине запомнят не основной сюжет, а мелко прорисованную былинку. С 1,5 лет до 3 лет обожают раскладывать и складывать вещи по коробкам, открывать и закрывать шкафы и ящики, выливать и наливать жидкости, рассыпать сыпучие смеси.

Pandaland ImageМонтессори принимала в свою школу с 2,5 лет. Она считала, что детям надо всегда давать свободный выбор заниматься тем, что им интересно, а взрослые не должны вмешиваться и предлагать свои варианты. Она считала, что дети по мере взросления проходят через так называемые чувствительные стадии развития (sensitive periods), когда у них есть потребность в выполнении одних и тех же действий для оттачивания определенных навыков и перехода на новый этап физического и умственного развития. И мешать им в эти периоды категорически не рекомендуется.

Во время занятий учителю в школе Монтессори разрешалось объяснять новую тему, а затем он должен был наблюдать за реакцией ребенка. Если учитель видел, что ученик не усвоил новый материал, он мог презентовать его снова. Но учителя должны были вести себя так, чтобы не складывалось впечатление, что воспитанника «учат». Монтессори настаивала на пассивной роли учителя, учитель должен просто наблюдать, считала она. Монтессори отвергала поощрения и наказания.

Насколько эффективная система Монтессори? Обычно многие родители бывают впечатлены атмосферой школы. Например, в классах для деток от 3 до 6 лет царит глубокая тишина (!) Учитель никогда не повышает голос. Все дети чрезвычайно увлечены работой, и все ученики относятся друг к другу с большим уважением. Результаты дошкольной программы по методике Монтессори также впечатляют. Обычно дети в ее школе очень быстро учатся читать, писать, умеют долгое время концентрироваться на текущих задачах, что очень редко получается у детей дошкольного возраста. Также дети очень раскованы, уверенны в своих силах, вежливы и очень доброжелательны к окружающим.

Критики системы отмечают, что в школах Монтессори не поощряют игры ради забавы, а также рисование, фантазии, сказки и музыку (если в каких-то центрах вы встретите уроки живописи, это не настоящая методика Монтессори). Даже малыши должны быть заняты каким-нибудь делом, заниматься можно только со специальным инвентарем, полезными игрушками, разработанными Монтессори.

Маленькие детки в школах Монтессори легко учились обслуживать себя, расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, помогать по хозяйству (напомним, что Монтессори свою технику апробировала в детском приюте, и там навыки самообслуживания очень нужны). Но вот заниматься «курощением и дуракавалянием» и баловаться плюшками запрещалось. Что касается среднего образования, нет явных доказательств, что ученики школы Монтессори показывают лучшие академические результаты, чем воспитанники классических школ.

Pandaland ImageКогда мы обсуждали тему Монтессори с моими однокурсниками, в моем классе оказалась одна выпускница такой школы в США. Она сказала, что в школе ей очень нравилось, и что ученики действительно обучаются в свободной, даже вольной форме, атмосфера в школе всегда доброжелательная и позитивная. Однако говорить, что все выпускники школ преуспели в жизни, было бы неправдой. По ее словам, вокруг системы Монтессори много PR, считается, что все выпускники школ якобы работают потом в топовых корпорации типа Google, но нет никаких прямых доказательств, подтверждающих, что работа в Google связана именно с учебой в школе Монтессори. И потом в крупных компаниях США полно и других сотрудников, окончивших обычные школы.

Ирония судьбы: Мария Монтессори многое сделала для беспризорных детей, но отдала своего единственного сына в детский дом (по другим данным, в приемную семью), так как иметь внебрачного ребенка в католической Италии тех времен было большим позором (уят болады). Она забрала сына Марио к себе только в его подростковом возрасте. Сын простил маму и стал ее верным последователем ее дела.

Честно говоря, я так и не определилась, нравится мне или нет система Монтессори. А вы как думаете?                                                                                                                             

Источник:

Crain, W. (2014). Theories of Development: Concepts and Applications. (6th ed.). Essex, England: Pearson Education Limited.

Продолжение статьи читайте ниже ⇓

Теги:

ДЕТИ   ВОСПИТАНИЕ   РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА   МОНТЕССОРИ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   СЕНСОРИКА   ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  





Поделиться:


Популярные блоги