Ребенок-гений? Не надо!

Ребенок-гений? Не надо!


Ой, чувствую, сейчас нападут на меня многие читатели. Хочу обсудить с вами развитие детского интеллекта. Смотрю я, как дети под прессингом родительских амбиций с малых лет посещают стопицот кружков и играют на скрипке. И не нравится мне это. Сегодня в Казахстане многие родители просто одержимы так называемым ранним развитием своих детей: ранняя математика, раннее чтение, раннее правописание и иностранные языки, в дополнение к спорту и музыке. Стремление родителей обеспечить успешное, а значит, счастливое будущее своим детям, понять можно. Но мне кажется, что иногда у детей в этой гонке просто не остается времени на то, чтобы побыть ребенком. Давайте дадим слово экспертам.

Правда ли, что после трех уже поздно? Сколько влезет в голову ребенка? Как воспитать гения? Ну пусть не совсем такими категориями мыслили ученые на стыке XIX-XX веков, однако, их тоже волновал вопрос, что именно заставляет развиваться детские умы.

Профессор Йельского университета и врач-педиатр, американский ученый Арнольд Гессель, автор теории взросления (maturation theory) считал, что интеллект определяется наследственностью, но все дети проходят через одни и те же этапы взросления. Гессель всегда подчеркивал, что не надо обучать ребенка тому, до чего его детский мозг и организм еще не доросли (Crain, 2014). Иными словами, мозг субстанция нежная, и перегружать его нельзя категорически! Гессель (аплодирую стоя) всегда подчеркивал, как важно, чтобы процесс обучения соответствовал возрасту ребенка.

Швейцарский психолог Жан Пиаже также пришел к выводу, что разум ребенка развивается в определенной последовательности, но сами этапы проходят у каждого ребенка индивидуально и разными темпами (Crain, 2014). Если бы Пиаже жил в наше время, он посчитал бы центры раннего развития и книги а-ля «После трех уже поздно» инструментами для зарабатывания денег на родителях. Главной идеей теории развития интеллекта (cognitive development) Пиаже является то, что человеческий интеллект развивается самостоятельно. То есть мозг ребенка строит себя сам, а внешняя среда в детском возрасте не играет никакой роли (Crain, 2014). Ну тут я с экспертом не соглашусь. Да, гены отвечают за врожденные способности и таланты, но считать, что все предопределено при рождении, сомнительно.

Честно говоря, я не считаю ранее развитие хорошей идеей. Мне кажется, что раннее развитие одних навыков обычно идет в ущерб другим, ибо голова у ребенка не резиновая. И если выбирать между часом игры на свежем воздухе и часом в развивашке, лучше выбрать первое. Посмотрите на наших школьников с гигантскими ранцами. Школа, а потом репетиторы, а потом секции. Чтобы не забаловал на улице. В итоге у детей просто не остается времени на игры на свежем воздухе. Проблемы со здоровьем, в том числе, заболевания ЖКТ, близорукость, сколиоз, неврозы и стрессы, расстройства сна - вот цена, которую дети платят за статус отличника. Я твердо решила, что не хочу воспитывать гениальных детей. Несчастливая судьба обычно у гениев. Пусть лучше будут здоровыми и счастливыми.

Кто сказал, что клерк успешнее кондитера, а экономист круче визажиста? Высшее образование не есть гарант жизненного успеха. И, наконец, что есть успех без личного счастья? Желание родителей обеспечить успешное будущее для своих детей объяснимо, однако высокие ожидания и общественное давление могут стать слишком большим бременем для молодых людей. В 2012 году Казахстан занял девятое место в мире по уровню самоубийств (Всемирная организация здравоохранения, 2012 г.) и лидирующие позиции по самоубийствам среди подростков 15-19 лет (Институт по освещению войны и мира, 2011). Наши дети выбирают смерть. Это очень страшно! С такой статистикой надо бить во все колокола! Подумайте об этом (подробнее об этой теме здесь). На мой взгляд, главная цель родителей и общества - вырастить счастливых и здоровых детей. А все остальные цели должны следовать ей. Поэтому Гесселя и Пиаже я зауважала.

А вы что скажете?

Источники:

Crain, W. (2014). Theories of Development: Concepts and Applications. (6th ed.). Essex, England: Pearson Education Limited.

Davis, L. (May 4, 2006). Debating Freud on His Sesquicentennial.

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Erikson’s Psychosocial development [video lecture].

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Freud’s Psychosexual Development [video lecture] .

Продолжение статьи читайте ниже ⇓

    Теги:

    ДЕТИ   ЗДОРОВЬЕ   РАНЕЕ РАЗВИТИЕ   ГЕНИЙ   ДЕТСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ  





    Поделиться:


    Популярные блоги