Детство по Фрейду - Блог Наши дети - Развитие - Развитие ребенка - Блоги Pandaland

Детство по Фрейду

Детство по Фрейду


От чего зависит, каким мы видим этот мир? Что движет людьми? Что делает нас теми, кто мы есть? Эти вопросы часто волновали ученые умы. Я хочу рассказать вам сегодня о звездах XX века - Зигмунде Фрейде и Эрике Эриксоне, авторов психосексуальной и психосоциальной теорий развития. Оба ученых пытались разгадать, как развивается разум человека в разные этапы его жизни (Crain, 2014; Khan Academy, 2014).

Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда основана на принципе, что развитие личности, в первую очередь, зависит от того, как прошли его детские годы в возрасте от 0 до 12 лет (Khan Academy, 2014). Фрейд считал, что нашим мышлением руководят три составляющие: ид, эго и супер-эго. Ид отвечает за человеческое стремление к получению удовольствия и базовые инстинкты, с помощью эго человек осознает текущую реальность и думает, ну а супер-эго наделяет человека способностью самоконтроля, а также позволяет планировать свои действия и поведение (Crain, 2014).  По Фрейду, жизнь человека есть непрерывная борьба между сексуальным влечением и его подавлением. А либидо или источник сексуальной энергии есть основная движущая сила в жизни человека (Crain, 2014). Фрейд выделял следующие стадии развития человека: оральная (0-18 мес), анальная (18 мес-3,5 года), фаллическая (3,5 года - 6 лет), латентная (6-12 лет), генитальная стадия (от 12 лет) завершает личностное развитие. 

Фрейдистская теория получила большую порцию критики. Прежде всего, Фрейд был обвинен в сексизме по отношению к женщинам, ибо "его идеи о зависти [женщин] к [мужскому] пенису были сексистские" (Davis, 2006, p. 5). Даже в названиях стадий человеческого развития ученый использовал именно мужские половые органы. Феминистки утверждают, что зависть женщин к мужчинам, если она и действительно существовала, была скорее метафорической. То есть основана не на биологических различиях между мужчиной и женщиной, а на гендерном неравенстве, которое имело место быть во времена Фрейда (Crain, 2014). А почему же было, вступлюсь здесь я. Будем честны, гендерный вопрос актуален до сих пор.

Во-вторых, надо признать, что это как-то странно ограничивать развитие человека лишь периодом его детства. Да, все мы родом из детства, но разве мы не продолжаем каждый день получать новый опыт и новые уроки от жизни? Чего уж там, я в 12, 18 и 25 – это разные личности. Ну а после рождения детей мой мир вообще перевернулся с ног на голову.

Фрейд считал, что наша картинка мира зависит от того, как прошло наше детство от 0 до 12 лет. Вот, например, если вы - взрослый детина, постоянно сорите, дома у вас вечный бардак, то у вас произошло некое замыкание в анальной стадии развития, это в возрасте от 18 мес до 3,5 лет. Или, наоборот, вы жуткий чистюля, так причина та же самая. Фрейд считает, что вас могли как-то очень жестоко приучать к горшку, и случилась такая фиксация в вашем мозгу. А если вы постоянно едите и имеете проблемы с весом, а может, вы алкоголик или любите браниться, грызть ногти или курить, то проблема случилась в оральной стадии, то бишь с рождения до 18 мес. Однако, если верить Фрейду, у меня было не детство, а сплошные неврозы. Ем я - дай боже, и домашний беспорядок - моя боль. Но опять-таки, как утверждал Фрейд, ни один человек еще не выходил из стадий развития без каких-либо психологических фиксаций. Где-то должно обязательно замкнуть. Ну что ж, на том и смиримся.

Pandaland Image

Pandaland Image

Согласно Эриксону, человек развивается через возрастные кризисы, с помощью которых обретает позитивный или негативный опыт (Khan Academy, 2014) (Подробнее о взрослении детей 5-8 лет можно узнать ЗДЕСЬ)Психосоциальная теория Эрика Эриксона также описывает процесс нашего развития в виде стадий личностных кризисов. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что развитие личности длится в течение всей жизни (Khan Academy, 2014). Эриксон отмечал влияние культуры и общества, а значит, и воспитания на разум человека (Khan Academy, 2014). Кстати, мүшел жас у казахов можно смело назвать примером культурной интерпретации эриксоновской модели.

Идеи Эриксона мне во многом близки. Правда, ученый был зациклен именно на биологическом возрасте и не учитывал тот факт, что в разных культурах люди проходят через стадии зрелости по-разному. Возьмите тот же минимальный брачный или пенсионный возраст в разных обществах, или продолжительность жизни. То есть, например, до какого-то кризиса я не доживу, печалька. Или наоборот, мне повезло, у меня было меньше кризисов в жизни. Жила хорошо, но мало. Хмм.

Обоих теоретиков обсуждали, хвалили, критиковали. Примеры, подтверждающие теории ученых, равно как и опровергающие их, можно найти в жизни каждого человека. ИМХО, мнение о том, что все в нашей жизни вертится вокруг секса, несостоятельно. А как же Мать Тереза? Как же родительская любовь? Героизм? Альтруизм? О каком физическом наслаждении можно говорить в картинной галерее или оперном театре? Йес, опустим кинотеатры - там едят попкорн.  

Но вернемся к миру маленького человечка. Фрейд и Эриксон были согласны в одном: очень-очень важно то, как у малыша развивается чувство доверия. Это именно то базовое чувство, которое определяет, каким видит наш мир ребенок. И этот образ остается потом с нами на всю взрослую жизнь. (Khan Academy, 2014). 

Когда в нашей семье появилась Зере, я и представить не могла, как это потрясающе: наблюдать взросление нового человека. День за днем, шаг за шагом. Сейчас дочке почти три года, и она вступила в возраст почемучки. Она учится понимать этот мир, и каждый день у нее возникают все новые вопросы.

Я очень хочу, чтобы в мире моих детей было больше красок, больше вкусов, больше запахов и звуков. Оранжевое утро с капелькой варенья! Что может быть лучше?

А вы как думаете?

Источники:

Crain, W. (2014). Theories of Development: Concepts and Applications. (6th ed.). Essex, England: Pearson Education Limited.

Davis, L. (May 4, 2006). Debating Freud on His Sesquicentennial. Retrieved from <http://www.npr.org/templates/story/story.php?>.

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Erikson’s Psychosocial development [video lecture]. Retrieved from < https://www.youtube.com/watch?>.

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Freud’s Psychosexual Development [video lecture] . Retrieved from <https://www.youtube.com/watch?>


Теги:

ДЕТИ   ВОСПИТАНИЕ   РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА   ПСИХОЛОГИЯ   МЫШЛЕНИЕ   ДОВЕРИЕ   ПЕДАГОГИКА   ФРЕЙД   ЭРИКСОН  





Поделиться:


Популярные блоги