Детство по Фрейду

Детство по Фрейду


От чего зависит, каким мы видим этот мир? Что движет людьми? Что делает нас теми, кто мы есть? Эти вопросы часто волновали ученые умы. Я хочу рассказать вам сегодня о звездах XX века - Зигмунде Фрейде и Эрике Эриксоне, авторов психосексуальной и психосоциальной теорий развития. Оба ученых пытались разгадать, как развивается разум человека в разные этапы его жизни (Crain, 2014; Khan Academy, 2014).

Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда основана на принципе, что развитие личности, в первую очередь, зависит от того, как прошли его детские годы в возрасте от 0 до 12 лет (Khan Academy, 2014). Фрейд считал, что нашим мышлением руководят три составляющие: ид, эго и супер-эго. Ид отвечает за человеческое стремление к получению удовольствия и базовые инстинкты, с помощью эго человек осознает текущую реальность и думает, ну а супер-эго наделяет человека способностью самоконтроля, а также позволяет планировать свои действия и поведение (Crain, 2014).  По Фрейду, жизнь человека есть непрерывная борьба между сексуальным влечением и его подавлением. А либидо или источник сексуальной энергии есть основная движущая сила в жизни человека (Crain, 2014). Фрейд выделял следующие стадии развития человека: оральная (0-18 мес), анальная (18 мес-3,5 года), фаллическая (3,5 года - 6 лет), латентная (6-12 лет), генитальная стадия (от 12 лет) завершает личностное развитие. 

Фрейдистская теория получила большую порцию критики. Прежде всего, Фрейд был обвинен в сексизме по отношению к женщинам, ибо "его идеи о зависти [женщин] к [мужскому] пенису были сексистские" (Davis, 2006, p. 5). Даже в названиях стадий человеческого развития ученый использовал именно мужские половые органы. Феминистки утверждают, что зависть женщин к мужчинам, если она и действительно существовала, была скорее метафорической. То есть основана не на биологических различиях между мужчиной и женщиной, а на гендерном неравенстве, которое имело место быть во времена Фрейда (Crain, 2014). А почему же было, вступлюсь здесь я. Будем честны, гендерный вопрос актуален до сих пор.

Во-вторых, надо признать, что это как-то странно ограничивать развитие человека лишь периодом его детства. Да, все мы родом из детства, но разве мы не продолжаем каждый день получать новый опыт и новые уроки от жизни? Чего уж там, я в 12, 18 и 25 – это разные личности. Ну а после рождения детей мой мир вообще перевернулся с ног на голову.

Фрейд считал, что наша картинка мира зависит от того, как прошло наше детство от 0 до 12 лет. Вот, например, если вы - взрослый детина, постоянно сорите, дома у вас вечный бардак, то у вас произошло некое замыкание в анальной стадии развития, это в возрасте от 18 мес до 3,5 лет. Или, наоборот, вы жуткий чистюля, так причина та же самая. Фрейд считает, что вас могли как-то очень жестоко приучать к горшку, и случилась такая фиксация в вашем мозгу. А если вы постоянно едите и имеете проблемы с весом, а может, вы алкоголик или любите браниться, грызть ногти или курить, то проблема случилась в оральной стадии, то бишь с рождения до 18 мес. Однако, если верить Фрейду, у меня было не детство, а сплошные неврозы. Ем я - дай боже, и домашний беспорядок - моя боль. Но опять-таки, как утверждал Фрейд, ни один человек еще не выходил из стадий развития без каких-либо психологических фиксаций. Где-то должно обязательно замкнуть. Ну что ж, на том и смиримся.

Pandaland Image

Pandaland Image

Согласно Эриксону, человек развивается через возрастные кризисы, с помощью которых обретает позитивный или негативный опыт (Khan Academy, 2014) (Подробнее о взрослении детей 5-8 лет можно узнать ЗДЕСЬ)Психосоциальная теория Эрика Эриксона также описывает процесс нашего развития в виде стадий личностных кризисов. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что развитие личности длится в течение всей жизни (Khan Academy, 2014). Эриксон отмечал влияние культуры и общества, а значит, и воспитания на разум человека (Khan Academy, 2014). Кстати, мүшел жас у казахов можно смело назвать примером культурной интерпретации эриксоновской модели.

Идеи Эриксона мне во многом близки. Правда, ученый был зациклен именно на биологическом возрасте и не учитывал тот факт, что в разных культурах люди проходят через стадии зрелости по-разному. Возьмите тот же минимальный брачный или пенсионный возраст в разных обществах, или продолжительность жизни. То есть, например, до какого-то кризиса я не доживу, печалька. Или наоборот, мне повезло, у меня было меньше кризисов в жизни. Жила хорошо, но мало. Хмм.

Обоих теоретиков обсуждали, хвалили, критиковали. Примеры, подтверждающие теории ученых, равно как и опровергающие их, можно найти в жизни каждого человека. ИМХО, мнение о том, что все в нашей жизни вертится вокруг секса, несостоятельно. А как же Мать Тереза? Как же родительская любовь? Героизм? Альтруизм? О каком физическом наслаждении можно говорить в картинной галерее или оперном театре? Йес, опустим кинотеатры - там едят попкорн.  

Но вернемся к миру маленького человечка. Фрейд и Эриксон были согласны в одном: очень-очень важно то, как у малыша развивается чувство доверия. Это именно то базовое чувство, которое определяет, каким видит наш мир ребенок. И этот образ остается потом с нами на всю взрослую жизнь. (Khan Academy, 2014). 

Когда в нашей семье появилась Зере, я и представить не могла, как это потрясающе: наблюдать взросление нового человека. День за днем, шаг за шагом. Сейчас дочке почти три года, и она вступила в возраст почемучки. Она учится понимать этот мир, и каждый день у нее возникают все новые вопросы.

Я очень хочу, чтобы в мире моих детей было больше красок, больше вкусов, больше запахов и звуков. Оранжевое утро с капелькой варенья! Что может быть лучше?

А вы как думаете?

Источники:

Crain, W. (2014). Theories of Development: Concepts and Applications. (6th ed.). Essex, England: Pearson Education Limited.

Davis, L. (May 4, 2006). Debating Freud on His Sesquicentennial. Retrieved from <http://www.npr.org/templates/story/story.php?>.

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Erikson’s Psychosocial development [video lecture]. Retrieved from < https://www.youtube.com/watch?>.

Khan Academy Medicine (Producer). (Feb. 25, 2014). Freud’s Psychosexual Development [video lecture] . Retrieved from <https://www.youtube.com/watch?>


Теги:

ДЕТИ   ВОСПИТАНИЕ   РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА   ПСИХОЛОГИЯ   МЫШЛЕНИЕ   ДОВЕРИЕ   ПЕДАГОГИКА   ФРЕЙД   ЭРИКСОН  





Поделиться:


Популярные блоги