Школы раннего развития: мамам или детям?


Школы раннего развития: мамам или детям?


О том, что ребенку до трех лет особо не нужна социализация, я слышала. И всякие школы раннего развития больше нужны мамам чтобы с ребенком выбираться куда-то из дома, сменить обстановку и пообщаться с другими мамами. Поэтому особо не рвалась я с рождения во всякие развивалки.

 

Живу я в частном доме, и у нас по близости нет приличных детских площадок. Сын никого кроме меня и папы особо не видит. Редкие визиты бабушек не привносили в нашу жизнь разнообразия. Решено было пойти в шрр. Нашла по близости детский центр и пошли туда на пробное занятие. 30 минут детки танцуют, ну как танцуют – мамы их танцуют, по команде садятся за стол и пытаются наклеить листики на нарисованное дерево, потом по команде лезут в тоннель и задувают свечку. Ничего нового, чтобы мы не делали дома, короче. Как-то все очень шумно и суетно. Мой ребенок за полчаса трижды орал и все занятие не понимал, куда мы пришли и что от него требуется. У меня было стойкое ощущение, что я издеваюсь над ним. Преподаватель меня «успокоил» что к восьмому (!) занятию привыкнет и будет все хорошо. «Не привыкнет, а смирится» - подумала я и мы больше туда не ходили.

 

Просидели еще месяц дома, и я начала поиски другой шрр. Нужно было что-то принципиально другое. И мы пошли в Монтессори центр. Про методику Монтессори я слышала, но очень мало. Только то, что всё стоит на открытых полках и что ребенок сам выбирает, чем ему заняться, ну и основные заповеди читала.

 

В центре тихо, много материалов стоит на открытых полках, педагог передвигается в тишине и что-то там записывает, иногда подсказывает как мне вести себя с ребенком. Большинство материалов самые обычные – фасоль, настольная песочница с манкой, ложечки, чашечки, ведра с водой, чайники, щипцы, пирамидки, каштаны, желуди, камушки, краски, мелки, мыло, тазики, замочки, шарики, баночки, ящички, прищепки, колечки, скорлупки в ступке, но есть и специальные монтессори-материалы. Занятие длится 1,5 часа, из которых только последние 15 минут педагог рассказывает сказку, танцуем и задуваем свечку.

 

Ребенок сам выбирает себе работу, может просто наблюдать за тем, как другие детки работают, чтобы впитать опыт, а потом уже попробовать это сделать самому. Иногда нужно подсказать, как работать с материалом, но не делать этого пока ребенок не попросит сам. Полная свобода выбора материала, как и где с ним работать. Он может взять поднос и разместиться за столом, может сесть на пол, да хоть унести в другой угол комнаты и усесться там. Главное потом поставить на место. Если ребенок не хочет слушать сказку, танцевать или задувать свечку, то никто не будет его уговаривать. Он вполне может в это время заниматься тем, что ему интересно.

 

Уже на первом занятии я поняла, что это то, что нам нужно. 1,5 часа ребенок увлечен познанием мира, он сконцентрирован, свободен в выборе и ему там комфортно. Правда мне приходилось все за ним подтирать, убирать и приучать его делать это. Кстати, это дало свои результаты и уже сейчас большую часть материалов он ставит на место сам.

 

Когда я увлеклась развитием по Монтессори, то поняла что это большая работа над собой. Это требует терпения, внимания и умения говорить правильные слова. И это не просто шрр 2 раза в неделю, это еще и изменение домашней среды. Я организовала дома порядок в его игрушках - у всего теперь есть свое место, сделала уголок, где лежат его тряпочки и совочек с щеткой – если что-то пролилось или рассыпалось, то он может сам за собой убрать.

 

И вот уже прошло 2 месяца как мы ходим в Монтессори центр и мне очень нравятся результаты. Ребенку нравится убирать все на место, ему нравится делать самостоятельный выбор. А сегодня я случайно просыпала порошок, пока я ходила за пылесосом, сын мне принес свой совочек с щеткой, и 2 тряпочки на всякий случай. Он усердно подметал пол и пытался собрать порошок в совочек. Я просто тихо наблюдала. В 1,5 года сделать это аккуратно просто невозможно, он щеткой и тряпкой размел весь порошок по полу. В совочек попало лишь пара гранул, которые он высыпал в корзину для мусора. Отнес щетку и совочек на свое место. Я его поблагодарила за помощь, просто сказав «спасибо». Потом, когда он уснул, мне пришлось взяться за швабру и пылесос и убраться уже во всей ванной. Потому что нельзя при ребенке переделывать его работу и исправлять его ошибки.

 

Раньше бы я и не подумала так сделать. Я бы взяла и убрала порошок сама, не дожидаясь пока он разбросает его по всей ванной. Но это его бесценный опыт и формирование привычек. Со временем его движения станут более скоординированные, и он сможет аккуратно сделать это сам за несколько минут.

 

Конечно, я услышало немало скептических замечаний – зачем ездить в другой конец города, чтобы ребенок 40 минут переливал воду из чайника в чашку или ложкой нагребал манку в бутылочку, если все это можно прекрасно устроить дома. Да еще и платить за это деньги. Да, можно. И я устраиваю. Но после того, как он заинтересуется этим в центре. Это называется «сенситивный период».

 

Сенситивными периодами называют периоды особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с "космиче­ским планом" развития, сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

 

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.

 

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих спо­собностей.

 

У меня просто практически и физически нет возможности выставить столько интересных материалов в доступном месте, из которых его может заинтересовать только один. Для этого мы и ходим в центр, там я и педагоги наблюдаем за сыном, определяем его сенситивный период и потом я дома предоставляю возможность удовлетворить его потребности. Если вижу что пластилин его увлек надолго, значит у него наступает пластилиновый период и дома.

 

Еще мне очень нравится, что педагоги дают свои рекомендации и советы по взаимодействию с ребенком. С их профессиональной стороны этот взгляд на нас может быть весьма полезен. Они научили меня как свое слово подкреплять делом, и я практически перестала говорить «молодец», «нельзя» и «не вкусно».

 

Еще я поменяла свое отношение к игрушкам. Оказывается, длинная цепочка в бутылочке или щипцы для спагетти, которыми можно раскладывать грецкие орехи в каретку из под яиц увлекают не хуже чем дорогущая говорящая собака.

 

Конечно же, пришлось немало читать про этот метод и очень многое находило отзыв в моей душе. В англоязычном сегменте Facebook нашлось очень много полезной информации по организации домашнего пространства и домашних занятий. Там эта методика более популярна. И сейчас я убеждена, что если уж ходить в шрр до трех лет, то только в Монтессори центр. Позволять ему самостоятельно познавать мир и делать свои собственные открытия, помогать стать сконцентрированным и внимательным, научить вежливости, порядку и самоорганизации, дать понимание границ и свободы, ответственности и последствий, подкрепить уверенность в себе и тягу к знаниям, научить мыслить и находить способы решения задач – это лучшее, что может сделать мама для ребенка.

 

Методика Монтессори очень созвучна с теорией привязанности, о которой я уже писала. Многие принципы очень похожи и прекрасно дополняют друг друга.

 

А какой у вас опыт раннего развития? В какие шрр ходили? На PandaLand есть Монтессори-мамочки? Как вы относитесь к Монтессори?

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 

Продолжение статьи читайте ниже ⇓





Поделиться:


Популярные блоги