Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!


Ребенок не говорит?! Попросим помощи у логопеда!


...Учимся говорить...

 

«Скажи РРЫЫБА, СЕЛЛЕДКА, ЛЛАРРИСА...» – помните, как в детстве дурачились и придумывали кучу анекдотов на эту тему. :)

 

Шутки шутками, а для меня эта проблема в настоящий момент актуальна, что мало радует. Поэтому за советами к специалистам, которые ответят на все наболевшие вопросы. Почему ребенок не разговаривает? Причины? Ошибки родителей или окружающая среда, в которой растут наши дети? Этапы развития речи? и многое другое…

 

 

Обратилась я к логопеду-дефектологу Иманкуловой Динаре Карибаевне, ведущему специалисту Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Динара Карибаевна является автором нескольких научно-практических статей и методических пособий. Общий стаж работы в коррекционной педагогике свыше 20 лет.

 

К логопеду чаще обращаются родители с жалобой «ребенок вообще не говорит». С какого возраста проблему следует ставить остро?

- Молодым родителям хорошо бы знать нормы речевого развития ребенка. Эти знания надо вводить со школьной скамьи. Давать старшеклассникам элементарное представление о развитии ребенка во внутриутробном и постнатальном развитии. Во сколько месяцев появляется «комплекс оживления», и что это такое? Во сколько месяцев ребенок должен гулить, лепетать, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т.п.

 

 

Развитие речи начинается у ребенка с 3-4-х месяцев, с периода гуления. Следует отметить, что понимание речи у ребенка появляется быстрее, и оно бывает намного шире, чем собственная речь. Прежде всего, малыш различает интонацию голоса. В 5-6 месяцев появляется лепет. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, баба, папа). К году словарь достигает 10, а то и большего количества слов, появляются звукоподражания животным, звукам транспорта, предметам быта. К 2м годам появляется фразовая речь, активный словарь насчитывает 250-300 слов. К 3м годам речь становится полноценным средством общения. К 4-5 годам малыш использует в речи сложноподчиненные предложения, предлоги, правильно согласовывает различные части речи в роде, в числе и в падеже. В 5-6 лет ребенок может составить рассказ по серии картинок, выложив их в логической последовательности (3-4 картинки). Если ваши наблюдения не соответствуют данным нормативным показаниям, то надо обратиться к специалисту. 

 

 

Могут ли родители самостоятельно исправить речь ребенка?

- Могут, если они имеют специальное образование и навыки работы с речевой патологией, но большинство родителей этого не имеют. Они могут помочь в работе специалиста в подготовке, например, органов артикуляции. Есть много сборников и пособий «Домашний логопед», «Веселый язычок» и т.п., в которых описаны подобные упражнения, приводится соответствующий лексический материал. При серьезных нарушениях лучше обратиться за консультацией к специалисту.

 

 

На что родителям нужно обращать внимание в первую очередь, чтобы избежать проблемы с речью?

- Если ребенок не говорит, не реагирует на речь взрослого, то прежде всего надо проверить слух! А если слух в норме, но речь к 2-3 годам не появилась, то специалист крайне необходим.

 

 

 

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Не запрещайте ребенку использовать в общении жесты. Это показывает, что он хочет с вами общаться, но не знает как. Не волнуйтесь, с появлением речи он станет жестикулировать меньше.

 

С какими проблемами к вам чаще всего обращаются родители?

- Обращаются с разными проблемами: задержка речевого развития, отсутствие или искаженное произношение отдельных или целой группы звуков, нарушение чтения и письма, заикание. Причины могут быть разные. Но все причины делятся на 2 группы:

  • внутренние - это проблемы внутриутробного развития ребенка, повлекшие за собой патологию психоречевого, эмоционального развития
  • внешние, начинающиеся от болезней грудного возраста и заканчивающиеся социальным окружением ребенка. 

 

Новорожденного ребенка и плод в утробе матери, привлекает нежный протяжный тон речи матери, которая разговаривает с ним постоянно - во время кормления, переворачивания, купания и т.д. Мама должна разговаривать с ним, не смущаясь, что не получает ответа на свое обращение.

 

 

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки? 

- Есть такой факт. Речевые зоны у девочек созревают быстрее. Но, тем не менее, основная задача родителей заключается в том, что необходимо создать для ребенка насыщенную речевую среду. Не следует надеяться только на логопеда! Надо осозновать, если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

 

Чем отличается логопед от логопеда-дефектолога?

- Работа логопеда в больнице заключается в основном в постановке, автоматизации и, если необходимо, в дифференциации звуков. Логопед в специально-речевом детском саду работает на индивидуальных и групповых занятиях не только постановкой звуков, но и над лексико-грамматическим строем, формированием связной речи и работает с детьми, имеющими разную речевую патологию. Логопед нашего научно-практического центра работает с детьми не только с различной речевой патологией, но и с другими сопутствующими аномалиями. Например, задержка речевого развития и детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи 1-го уровня, нейросенсорная тугоухость и общее недоразвитие речи, умственная отсталость и другое. Словом, специалист должен владеть богатым багажом знаний, методов и приемов, постоянно работать над своим профессиональным уровнем, чтобы вести коррекционную работу с такими детьми.

 

 

Я решила подойти к этой теме с разных сторон, и обсудила проблему с педагогом-филологом, логопедом в образовательной сфере - Гульжан Нурдиновной Олжабаевой. 

 

Далеко не у всех есть возможность посещать занятия с логопедом. Какие рекомендации дадите родителям, для самостоятельных занятий с малышом дома? 

- В первую очередь, как можно чаще беседовать с ребенком, не отмахиваясь от детских назойливых вопросов. Чаще читать детские сказки, классические стихи, чтобы ребенок пополнял словарный запас. Обязательно проводить пальчиковые игры, для того чтобы развивалась мелкая моторика, что способствует скорейшему развитию речи. Проводить артикуляционную гимнастику (для улучшения подвижности языка). Насколько подвижен наш язык - будет зависеть частота языка.

 

Примеры артикуляционной гимнастики:

 

      

 

,   

 

Никогда не сюсюкаться с ребенком (Рука-лука, собачка-собатька, маленький-масенький и т.д.).

 

Обязательно играть в подвижные игры с ребенком - устраняет моторную неловкость, приобретает синхронность других частей тела. Всё способствует речевому развитию, если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 

Движение пальцев рук стимулирует деятельность Центральной Нервной системы, ускоряется развитие речи ребенка.

 

 

Нужно ли поправлять речь ребенка, заставляя произносить всё правильно?

- Можно, только в мягкой ненавязчивой форме, чтобы ребенку было не в тягость. Но, если у ребенка проблема с шипящими, свистящими звуками, или короткая уздечка под языком, то нужно обращаться к специалисту.

 

 

Нужно ли мамам в общении с детьми использовать адаптированные к детской речи : «бибика», «ням-ням», «гав-гав». Или нужно с самого начала называть вещи своими именами?

- Когда ребенок только-только пополняет свой словарный запас (обычно это приходит к 1-1,5 годам), можно будет разговаривать на «своем языке», но родитель должен непосредственно обьяснять, что корова это «МУ-МУ», собака это «Гав-гав» и т.д. Не лишним будет лицевой массаж, петь песни (слуховое внимание) заикание лечат пропеванием.

 

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА!

Нарушение способности к установлению эмоционального контакта, т.е. ребенок, имея нормальный слух, не реагирует на обращение.

 

Отсутствие жестов, даже указательного.

 

Если ребенок не говорит, работу необходимо начать с понимания речи. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, может ли ребенок выполнить следующие инструкции:

  • Поцелуй папу
  • Пожалей бабушку
  • Поиграй в ладушки
  • Закрой глазки
  • Помаши ручкой
  • Поцелуй маму!

 

Да будут наши детки здоровы, красивы и пусть они прекрасно разговаривают! Всем света, добра и мира!


P.S. Дополнения к материалу взяты из книги Иманкуловой Д. К. «Если ребенок не говорит».

 

 






Поделиться:


Популярные блоги