Отрываем ребенка от телевизора и отправляем гулять


Отрываем ребенка от телевизора и отправляем гулять


С телевизором наш двухлетний Марк, можно сказать, не дружит с самого детства. Папа Марка Артем с самого начала запрещал показывать малышу телевизор, чтобы не портить зрение. И ведь он прав – офтальмологи рекомендуют не смотреть телевизор детям до 3 лет, а потом советуют ограничивать просмотр до 15 минут в день.

 

Наш папа был непреклонен, к тому же в моей семье наследственная близорукость и еще больше подвергать малыша такой опасности было нельзя. Не хотелось, чтобы сын носил очки с самого детства. Любые попытки Марка обратить свое внимание на яркие и движущиеся картинки на экране прекращались немедленно. Мы приучили к мгновенному выключению телевизора, когда в комнате появлялся Марк даже родителей и гостей. Несмотря на просмотр интересного фильма или телепередачи, телевизор выключался, чтобы Марк не смотрел его. Мы включали телевизор только вечером, когда начинались вечерние новости и Марк уже спал.

 

Конечно, это современное достижение цивилизации мы включаем постоянно, даже в качестве звукового фона, когда просто находимся в комнате. А с появлением детей и отсутствием свободного времени, сами того не желая, приучаем детей к бесконечному просмотру мультфильмов и рекламных блоков. Хотим отдохнуть или заняться хозяйством – а малыш хочет вашего внимания – в большинстве случаев мы не бросаем швабру или кастрюлю, а берем в руки пульт или ноутбук. Ребенок занят на полчаса и не отвлекает вас от наведения лоска в квартире или приготовления ужина. Понимаешь, что это неправильно, но что делать.

 

 

У нас была совершенно другая ситуация. Внимание Марка, буквально с рождения мы занимали развивающими книгами. Да, да, книги мы начали читать ему с трехмесячного возраста. Я выходила на прогулку с коляской и стихами Чуковского. Читала вслух и про себя. Многие мамочки на детской площадке смотрели на меня странно и предпочитали современные журналы о моде таким «слишком детским» книжкам. Я же не отступалась и продолжала занятия по чтению. Вы знаете, это оказалось полезным не только для сына, но и для меня. Ведь во время беременности и после родов внимание, память женщины несколько ухудшается и концентрируется на других вещах. Я сама стала замечать, что забываю, теряюсь, путаюсь. Но, читая детские книжки, я стала запоминать длинные стихотворения, которые уже подзабылись с детства, а многие стихотворения было просто приятно почитать и освежить в памяти. Позже я стала рассказывать всего Чуковского наизусть при укладывании сына спать, когда в комнате выключается свет и книги читать уже не получается. Так что молодым мамочкам на заметку – чтение детям тренирует и наш мозг. J

 

 

Книги у нас были везде, вплоть до ванны – мы купили специальные прорезиненные книжки с яркими картинками и небольшими стишками и текстами. Приобрели специальные тканевые книги на подвеске для коляски, и даже развивающие – с текстурными страничками, пуговичками, ленточками – для развития мелкой моторики. Более того, мы очень много времени проводили с сыном на улице, совершая длительные прогулки. Бесконечный просмотр телевизора в нашей семье вообще считается дурным тоном и относится к ряду плохих привычек. А если и телевизор включается, то только на новостных каналах J. Поэтому телевидение нам легко удалось заменить на прогулки, которые оказались очень увлекательными и интересными, чем виртуальная реальность.

 

 

Наш папа очень креативный в плане придумывания развлечений для детей. И ему совершенно необязательно вести ребенка в парк аттракционов или в кино, чтобы занять его. И игрушки дорогие покупать, чтобы заполучить внимание ребенка. Артему достаточно иметь под рукой самые обычные вещи, на которые мы бы и внимания не обратили – веревки, камушки, фонарики, палочки и пр., но которые в умелых руках и при богатой фантазии превращаются в самые интересные игрушки и приспособления. Так, к примеру, всё лето Марк с Артемом брали с собой на прогулку бутылки с водой. В крышечке Артем сделал маленькую дырочку, как помните, раньше мы делали брызгалки для улицы. И рисование на асфальте водой стало гораздо интереснее, чем мелками, когда нужно садиться на корточки и ребенок быстро устает, а площадка для творчества бывает ограниченной.

 

С помощью таких бутылок на асфальте появлялись бабочки, птички, машины и автобусы, цифры и буквы. Самое главное, к занятию подключились все дворовые мальчишки и девчонки. Кто-то один рисовал рисунки, а все остальные угадывали. И даже ждали вечера, когда же Артем с Марком выйдут на улицу со своими бутылками. Или выносили на улицу толстую веревку и крепкую палку-трубку, оставшуюся после ремонта. Получался подвесной турник, на котором с удовольствием висела и качалась вся дворовая ребятня. А для малышей лучшим занятием было ловить красную точку от лазера-указки, который наш папа всегда носит с собой.

 

На прогулке он разрешает Марку делать всё, что ему захочется, ну, конечно, в рамках разумного. Поэтому, ребенку нравятся прогулки на улице, и он хочет побыстрее покушать и идти гулять.

 

Папа всегда придумывает такие игры, которые обычному человеку и в голову не придут или придут, но в силу своей стеснительности, мы не показываем свою «детскую радость».

 

Ведь, признайтесь, мы больше предпочитаем на прогулке с ребенком посидеть на лавочке и почитать журнал или обсудить с подружкой сериал... Нам лень бегать, прыгать, собирать камушки и качаться на качелях. Мы не разрешаем пачкать руки, одежду, мочить ноги и громко кричать. А потом спрашиваем, почему ребенку реально скучно на улице и гулять ему неохота. Поэтому, на прогулке будьте с детьми друзьями – поиграйте в его игры, покажите ему интересное, расскажите о животных, цветах, городах и странах.

 

Также большое внимание мы уделяем общению с природой и заботе о животных и птицах.

 

 

После прочтения книг и изучения животного мира, Марк, не видя этих самых животных по телевизору, но зато, зная их по книгам – каждый раз на прогулку берет семечки для голубей или печенье для муравьев, собирает в палисаднике грибы для белки и даже берет яблоко для маленького ежика-статуэтки в детском саду J.

 

Многие, наверное, скажут: «Бедный ребенок! Даже не знает, что такое телевизор». А ведь мы сами потом и не знаем, как отучить или даже оторвать ребенка от телевизора и компьютера. Сами покупаем новые диски, показываем, как искать на Youtube мультфильмы, вместе просиживаем выходные за компьютерными играми. А потом совершенно искренне удивляемся, когда ребенка не вытащишь на улицу. И он предпочитает посидеть дома в компании мультяшных персонажей или героев компьютерных игр. А ведь эта зависимость несет в себе более глубокое и глобальное значение. Когда мы смотрим новости и ужасаемся, когда дети убивают своих ровесников... Когда они жестоко обращаются с животными... Когда любимыми игрушками становятся пистолеты и автоматы... И ведь сложно объяснить, что после того, как ребенок намеренно сделал больно ровеснику или кошке, уже не нажмешь кнопку replay.

 

В общем, борьбу с телевизором можно и не начинать, если самим нам, взрослым, не приучать ребенка к просиживанию перед телевизором или компьютером. Либо ограничить просмотр 15 минутами, которые рекомендуют офтальмологи, и четко фильтровать информацию – не показывать мультфильмы, которыми изобилуют детские каналы, со страшными героями, стрелялками и прочими ненужностями. Стараться выбирать познавательные программы и мультфильмы. Таких, к счастью, стали появляться всё больше.

 

Необходимо больше посвящать времени малышам и вместе читать, гулять на свежем воздухе. Конечно, вы скажете, что времени на это, особенно работающим родителям, найти сложно, но подумайте не на день или два вперед, а на перспективу. Вам же хочется, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым и общительным, а не ограниченным виртуальным миром телевизора или компьютера.

 

 

Конечно, сейчас мы даем посмотреть Марку иногда мультфильмы по компьютеру, но выбираем какие – хочется, чтобы от просмотра мультика он уяснил, что такое доброта, дружба, веселье и положительные эмоции. Предпочитаем советскую классику – «Как львенок и черепаха пели песню», «Про улыбку», «Как мамонтенок маму искал» и др. Показываем развивающие программы с паззлами и головоломками. Но не превращаем это занятие в постоянное времяпрепровождение. И, конечно, используем любую свободную минутку, чтобы погулять – покормить кошек или голубей, проверить – спрятались ли муравьи в муравейник, отправляемся вместе собирать орехи или ищем разные интересные вещи. Увлекаем его рисованием и новыми книгами. Поэтому, он совершенно спокойно и равнодушно относится к телевизору, и предпочитает поиграть с конструктором или послушать книгу. Хотя, нет, иногда по вечерам он говорит: «Мама, включи новости!». И я, как современная мама, понимаю, что года через два Марк будет узнавать через друзей-приятелей, кто такой Бэн 10, и ему захочется посмотреть на них по телевизору, чтобы быть тоже «в тренде». Но я точно знаю, что зависим от телевизора он не будет, так как уже сейчас он понимает, что в мире намного больше интересных вещей и дел, чем телевизор.

 

Вы знаете, раньше я очень ругалась, когда Артем с Марком притаскивали домой, как мне казалось, горы ненужных вещей – палки, камни, запчасти от сломанных игрушек, какие-то мелочи. А сейчас, понимаю, что это как раз и развивает ребенка – находить в ненужных для нас вещах – нужность и полезность, и придумывать с этими мелочами разные и увлекательные игры, если под рукой нет игрушек.

 

 

Сейчас двухлетний Марк цитирует Чуковского наизусть, рассказывает сказки и длинные стихотворения, поет песни, считает на разных языках до 20, разговаривает, используя длинные предложения. Все мамочки в нашей группе, искренне удивляются и постоянно спрашивают: «Такой маленький и так хорошо разговаривает и стихи рассказывает. Как вы его научили?».

 

Еще Марк знает, как отличить зрелый грецкий орех от незрелого, знает, что такое ядовитые и съедобные грибы, как их различать. Он знает, что улитки и червяки появляются на улице после дождя и в сухую погоду их искать бесполезно, и эти его знания иногда поражают – кажется, что для двухлетнего малыша он знает очень много.

 

 

А ведь секрет прост – больше общайтесь с вашими детьми, читайте ребенку и обсуждайте прочитанные книги, придумывайте игры и не бойтесь показаться смешными. Ведь именно мы, родители, закладываем в наших детях интерес к жизни и окружающей среде и именно мы ответственны за то – будет ли ребенок зависим от телевизора и компьютера или нет.

 

Пост опубликован в рамках Конкурса на лучшего блогера

 

 




Bukvus

Поделиться:


Популярные блоги




Валерия Корчагина
Валерия Корчагина

Всего постов — 23



3 640
+0