Счастье моего ребенка


Счастье моего ребенка


Что такое счастье ребенка? Что + Что = Счастье моего чада? Я думаю, что это один из самых риторических вопросов всех времен и народов. И я не первая, и не последняя мама, размышляющая на эту тему. По-моему, на этот вопрос ответить очень легко и в тоже время очень трудно. Понятие счастья – это настолько индивидуальная вещь, что каждый формулирует ее для себя сам, и каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок был счастлив. Имея двух детей: 6,5 и 2-х лет, этот вопрос мучает меня, с тех самых пор как я узнала, что буду мамой. И все это время я все в поиске некой, если можно сказать некой «формулы счастья моего ребенка». 

 

Началось все с того, что, как и любому любящему родителю, хотелось и хочется дать ребенку все самое лучшее: видеть в нем счастливого, здорового и самодостаточного человечка, любящего жизнь во всех ее красках и проявлениях. И с рождением дочери Амиры, я перелопатила море информации, книг, советов, причем как русскоязычных, так и англоязычных (франкоязычных) авторов (многих известных широкой публике авторитетов по детской психологии, педиатрии, педагогике и т.д.), чтобы найти ответ на этот вечный вопрос. Но, как известно, нет ни одного готового рецепта воспитания счастливого ребенка. А есть метод проб и ошибок. И я хочу поделиться своим сугубо индивидуальным опытом поиска счастья для своих детей.

 

Начну с того, что кто-то из великих сказал: «осилит дорогу идущий» и постепенно ко мне стало приходить понимание того, что счастье моего ребенка, заключается не только в безусловной любви (это априори, «must») к детям, а еще и во многом другом. Во-первых, в осознании того, чего же хочет мой малыш, так как потребности и желания у него совершенно другие, чем у нас у взрослых. Это на первый взгляд, кажется, что все просто - накормил, напоил, выгулял, купил «развивающую игрушку», а еще лучше отвел в умный центр, где умная тетя научит его играть, читать и писать. Но мой опыт подсказывает, что этого недостаточно, а иногда и вредно слишком сильно «воспитывать ребенка» и раньше времени учить читать и писать. Я сделала свой вывод, что надо просто “не мешать” ребенку расти и познавать мир. Не надо «воспитывать», а просто дать ему возможность взрослеть гармонично. И тут очень важно знать каждый этап физиологического, психического, и социального развития ребенка, чтобы понять его потребности.

 

От 0-3 лет

 

Сегодня научно доказано, что с рождения у ребенка заложен огромный потенциал, и что до трех лет он совершает огромнейший скачок в развитии, и именно в этот период очень важно создать ему благоприятные условия для раскрытия этого потенциала. И это, конечно, не заключается в достижении каких-то олимпийских вершин, и не в состязании с мамочками на площадке в умениях своих чад, а как раз таки в умение помочь ему познавать его мир. Таким образом, до трех лет, когда ребенок как губка впитывает все, что его окружает, мы учились поэтапно ползать, ходить, гуляли много, исследовали мир, правильно питались, плакали, смеялись, ходили на совместные занятия для малышей с мамой и благополучно (об этом можно отдельную статью написать) прошли кризис 3-х лет. Кризис был бурным, но в итоге мы имеем независимого и творческого ребенка. Бытует мнение, что если ребенок успешно будет проходить каждый этап своего развития, то к 18 годам, мы будем иметь самодостаточную, любящую и адекватную личность.

 

От 3-6 лет

 

В три года, когда ребенок переходит от периода «впитывания» и приобретения многих жизненно важных навыков для выживания, начинается период, когда он может уже начинать брать под контроль свое поведение и начинает учиться элементарному планированию. Вы представляете, какой это огромный скачок в развитии? За три года от сморщенного комочка до планирующего человечка. Для меня это было настоящим открытием. Для нас взрослых это пару пустяков, а для ребенка это уровень покорения Эвереста, открытие Америки, полет на Луну, открытие таблицы Менделеева, если хотите. И на данном этапе, я считаю, одна из лучших систем, отвечающая нуждам развития ребенка эта система Монтессори. И поверьте эта не реклама. Следуя этой логике, мы выбрали детский сад, работающий по системе Монтессори, который по-нашему семейному мнению наиболее идеально подошел нашему ребенку. Говоря общими словами и без фанатизма, эта система гениально проста, здесь используется метод свободы и порядка. Принцип метода не командовать, а создавать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Но, к сожалению, в данный детский сад, мой ребенок проходил 1.5 года. И по семейным обстоятельствам нам пришлось переехать в другой город, где полгода Амира ходила в обычный сад (Астана), и затем в английский детский сад в Бухаресте. Я очень переживала, что моему ребенку будет трудно адаптироваться к новой среде. Но навыки, приобретенные в школе Монтессори, ей помогли быстро адаптироваться к смене обстановки. 

 

От 6-9 лет

 

Другим открытием для меня, было то, что в 6 лет мой ребенок начал осознавать, что у нее есть чувства и абстрактное мышление. Слова и вопросы типа: «Я счастлива», «Я печальна», «Я люблю», « Что такое стыд?», «Почему она так горько плачет?» и т.д. стали приобретать реальный смысл. Не говоря уже о «буйном цвете» воображения и чувства справедливости. И здесь остро для нас стоял выбор школы, который будет учитывать потребности и интересы данного периода от 6-12 лет. Благо, к 6 годам у нас был полный перечень представлений о разных дошкольных учреждениях, не буду говорить про плюсы или минусы каждого детского учреждения, просто, когда пришло время определяться с начальной школой мы были едины в выборе школы Монтессори. Учитывая тот факт, что мы временно живем за границей. и часто переезжаем, у нас стоял выбор между обычной государственной школой и школой Монтессори, школой Occitane и школой Штайнера (Вальдорф). Мы посетили все школы, и дочь выбрала Монтессори. Хотя я уже заранее про себя решила, что моему неформатному ребенку больше подойдет Монтессори, но все же право выбора было за ней. И мы ни минуту не пожалели о своем выборе, до прихода в эту школу у меня были знания о системе Монтессори, в свете 2-6 лет, я и не представляла, что могу открыть для себя этот вариант альтернативной школы. Все во, что я верю и что мне близко по духу я нашла здесь. И мне, с моей нестандартной (по отношению к стандартам социума) позицией, в итоге весьма комфортно во взаимодействии с системой образования. А важно то, что моему неформатному ребенку - тоже.

 

Самое главное то, что каждое утро Амира с радостью бежит в школу и вечером рассказывает какие эксперименты, они делали, какую интересную историю сегодня рассказывал учитель про создание мира и первых людей, как она нарисовала и подписала флаг Камбоджи. Даже на выходных рвется туда со страшной силой. В школе нет звонков и оценок, и домашних заданий, а каждый ребенок в центре незримого внимания учителя. Дети не соперничают друг с другом из-за оценок, а реально взаимодействуют и помогают друг другу в учебе. При этом они учатся легко и с интересом, потому что не боятся получить плохих оценок. Учитель здесь скорее помощник, советчик, но никак непререкаемый авторитет.

 

Хочу сразу оговориться и сказать, что школа Монтессори школе Монтессори рознь, важно очень выбрать правильную школу, так как этот «бренд» не запатентован, и каждый использует это имя в своих целях. Если вы все же решили выбрать данную школу, надо собрать полную информацию о репутации школы, поинтересоваться об образовании учителей. В идеале учитель должен получить сертификат учреждения, аккредитованной AMI (AssociationMontessoriInternational).

 

На данном этапе развития, я считаю, что мы двигаемся с дочкой в правильном направлении. Важно то что, я вижу блеск в ее глазах и желание учиться. И разве это не составляющая счастья? Я хочу, нет, я желаю, чтобы мой ребенок любил учиться, и мы родители сделаем все, чтобы этот «огонь» не погас. 

 

В заключение, попробую взять на себя смелость и сформулировать нашу семейную «формулу счастья», которая скорее процесс, чем завершённый результат. И так это: безграничная и безусловная родительская любовь + так называемый подход «positive parenting» + учет индивидуальных характеристик ребенка +альтернативная система обучения ребенка (для нас эта система госпожи Монтессори) + (……) +(……).

 

P.S.: Мой сыночек, Арсенчик, которому сейчас 2,5 годика растет по стопам старшей сестры. И мне намного легче находить ключики к его счастью…. 

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 

Продолжение статьи читайте ниже ⇓





    Поделиться:


    Популярные блоги