Ребенок и гаджеты: опасное «зазеркалье»


Ребенок и гаджеты: опасное «зазеркалье»


«Моя двухлетняя Алиночка любит играть на папиной «сотке», а не дашь телефон - у нее истерика!» - рассказывает одна мама на детской площадке. Ей вторит другая, housewife: «Наш Богдан с четырех лет за компьютером сидит, уже в google, facebook заходит…»

Всевозможные гаджеты-планшетники, смартфоны, ноутбуки, компьютеры, электронные книги прочно вошли в жизнь не только родителей, но и детей. Хорошо это или плохо? С одной стороны, «взрослые игрушки» выглядят вполне безобидным увлечением в детских руках. Да и чадо шагает в ногу со временем. Но есть и обратная сторона «экранных детей»: нарушение зрения и речи, испорченная осанка, снижение фантазии, творческой активности, агрессия - и это далеко не полный список!

 

По данным ЮНЕСКО, 93 процента современных детей в возрасте 3-5 лет ежедневно смотрят по 3-4 часа телевизор. Больше половины пятилетних малышей осваивают азы грамоты при помощи компьютера. Родители, чьи дети на «ты» с умной техникой, как правило, радуются достижениям маленьких гениев. Многих вполне устраивает, что ребенок занят, не отвлекает от домашних дел, не требует к себе внимания. А заодно, получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, игровые приставки, компьютерные игры, родители заботятся о его развитии. Ну, какой, скажите, любящий родитель - враг своему ребенку?! Однако чрезмерное увлечение недетскими игрушками в нежном возрасте таит в себе опасность, предупреждает детский психолог, Президент Общественного Фонда «Институт равных прав и равных возможностей» Маргарита Ускембаева.

 

 

Да, да! Всему - свое время! - напоминает наш эксперт мамам и папам. Ребенок не должен проскочить, как это теперь случается, бабушкины сказки перед сном, складывание пирамидок и мозаики, игры с мячом, кубиками, книжки с картинками, добрые детские мультики, песенки, велосипед, песочницу, в конце концов. Ведь все это влияет на развитие речи, моторики, жизненных, коммуникативных навыков. А разве гаджет способен научить малыша правильно держать в руках карандаш или ложку, рисовать цветными мелками на асфальте, подтягиваться на турнике? 

 

- Компьютерные игрушки очень яркие, динамичные, там есть определенный ритм жизни, который отличается от реального, причем, в разы, - говорит Маргарита Ускембаева. - Чем меньше ребенок, тем меньше времени он должен уделять подобным увлечениям. Надо понимать, что малыш, открыв даже простейшую игру, попадает в абсолютно иное символическое пространство. Помните советскую сказку - про Олю и Яло? Это некое «зазеркалье», куда ребенок перемещается, но из которого выйти самостоятельно уже не может. Чтобы он не попал в это «зазеркалье», нужно создавать ему реальные отношения, тогда у маленького человечка не сформируется зависимость от разного рода гаджетов. 

 

Как-то в наш фонд за консультацией обратилась мама 17-летнего парня, который каждую свободную минуту проводил с компьютером. И так много лет подряд! Наш психолог поработала с ним, выявила, что проблема, действительно, очень глубокая и серьезная. Она была связана с эмоциональной подавленностью подростка. Необходимо было работать не только с сыном, но и с родителями. Но мама с папой отказались, видимо, решили, что справятся самостоятельно. В другом случае, молодой человек несколько лет подряд увлекался японскими компьютерными играми. Дошло до того, что он стал в жить в виртуальном мире. Его мама слишком поздно забила тревогу, когда у него уже не было ни друзей, ни увлечений. Он не учился, не работал, а только смотрел в монитор. Стал раздражителен, плохо спал. Последствия могут быть страшные! А начинается все в раннем возрасте и так безобидно….

 

- А если ребенок больше тянется не к машинкам и развивающим игрушкам, а к мобильному телефону мамы, который ему раз-другой давали поиграть? И, в случае отказа у него начинается истерика? Как правильно реагировать на это взрослым? 

 

- Это всего лишь эмоциональный всплеск. Небольшая и не столь существенная травма, по сравнению с тем, в какие формы она перейдет, если родитель будет каждый раз удовлетворять данную потребность, а ребенок жить в «зазеркалье», расти в нем. В подростковом возрасте это приобретет катастрофический характер. В 3-4 года ребенок, в целом, управляем. И вся детская жизнь организуется взрослыми. Поэтому, они должны ответственно относиться и не бояться воспитывать собственное чадо. 

…и уметь говорить «нет»! 

 

- Кончено! Причем, не обязательно делать это громко, эмоционально. Не нужно быть на одной эмоциональной ноте с ребенком. Его можно в другой форме уговорить, убедить, перехитрить, в конце, концов. А потребность в ярких, подвижных игрушках перенаправьте в другое русло - предложите настольные игры, конструкторы, предметные, объемные игрушки, которыми ребенок может манипулировать, выполнять конкретные моторные действия. Есть множество интересных увлечений - лепка из соленого теста и пластилина, например. У малыша будет развиваться мелкая моторика, мыслительный процесс. Это гораздо эффективнее для детского развития, чем гаджеты, когда маленький человечек просто преодолевает уровни, видит яркие картинки, образы.

 

- Так с какого возраста ребенку стоит начинать знакомство с компьютером, сколько времени можно проводить за монитором? 

 

- В советское время существовала типовая программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста». Она действовали во всех детсадах. И там было определено время, которое уделяется в разных возрастных периодах на занятия с детьми. Первая группа – с 2, 5 до 3 лет. Вторая младшая- с 3 до 4лет, третья- с 4 до 5 и так далее. Например, во второй младшей группе на занятия отводили 20 минут. К этим нормам пришли в результате долгих научных исследований в НИИ дошкольного воспитания. Хотим мы или нет, компьютеры, телевизоры в нашей жизни уже давно. Поэтому, детям в возрасте от 3 до 4 лет можно сидеть за монитором - не более 20 минут. Четырехлетним и пятилетним- 25 минут. И так далее. В каждой возрастной группе прибавляйте по 5-10 минут. К сожалению, современные дети проводят у экранов, мониторов гораздо больше времени. А это сказывается и на глазах, и осанке, и психо-эмоциональном состоянии. Нужно понимать, что мы не можем полностью оградить ребенка от компьютера. Но управлять этим процессом можно. И тогда он будет идти на пользу. 

Более взрослому ребенку расскажите о глазе, его строении, значении. Объясните, какие последствия могут быть, если постоянно напрягать орган зрения. Не бойтесь быть занудными - объясняйте. А вот запреты здесь не помогут. 

 

- Многие дети самостоятельно осваивают просторы Всемирной паутины. Может ли это нанести вред неокрепшей детской психике? 

 

- Однозначно! Всплеск детских суицидов также связан с не контролируемым доступом к интернет-ресурсам. Дети находят сайты, где пропагандируется смерть, насилие, жестокость и так далее. В этом вопросе нужен контроль, и еще раз контроль. 

 

- Что для родителей должно послужить тревожным сигналом? 

 

- Темы для обсуждения. Прислушайтесь к лепету сына, дочери - о чем или о ком дите говорит чаще всего? Если предмет частых обсуждений - игрой персонаж, советую вникнуть - что же он из себя представляет? Не поленитесь, посмотрите серию-другую мультика вместе с ребенком, сыграйте с ним в виртуальную игру. Возможно, ребенок посредством переживаний за эти персонажи, сигнализирует Вам о собственных переживаниях. 

 

В то же время, отрицать персонажи, игры полностью нельзя - такова наша жизнь. И если ребенок активно обсуждает со сверстниками, сестренками, взрослыми героев - мультяшек, это - нормальное явление. Другое дело, если он зациклен только на виртуальных играх. Тревожный сигнал - отсутствие друзей, нежелание идти на улицу, общаться. Нужно выяснить - почему такое происходит? Ведь ребенок должен развиваться в обществе себе подобных. 

 

Беспокойства мам бывают, конечно и беспочвенны. У ребенка всегда должен быть некие рамки свободы. Доверяйте ему. Но – проверяйте!!! 

 

 

Текст: Елена Коэметц 

 






Поделиться:


Популярные блоги