Эмоциональный контакт с детьми


Эмоциональный контакт с детьми


Эмоции, эмоции, ох уж эти эмоции... Во всем виноваты ОНИ! Зачем они жирными буквами вписаны, вкованы, вживлены в наши ДНК?

 

Вот если можно было хотя бы на минуточку выйти из своего тела, посмотреть на себя со стороны и представить, что у тебя нет эмоций (ни отрицательных, ни положительных). Ходишь себе такой, «в меру упитанное приведение», и все тебе по барабану. Живешь себе, не страдаешь: истерит ребенок, ну и что? Шеф отругал, даже пригрозил увольнением, ну его! Муж, любовник, дружок бросил - их проблемы! Море по колено! Зачем все эти страдания, и так хорошо! Класс, да? Как легко жить и дышать!

 

Но, c другой стороны,, нет и положительных эмоций: ребенок сказал впервые «Мама», ничего особенного, все дети рано или поздно говорят это слово. По службе повысили, наконец-то оценили по достоинству, грамотой и даже денежным вознаграждением одарили, ну и что? Принц на белом коне на горизонте нарисовался, весь такой в умопомрачительных доспехах, ну прям точь в точь такой, какого ты рисовала в своих детских мечтах, еще и не пьет, не курит, ну и ладно, еще встречу!

 

В общем, что бы ни происходило хорошего или плохого: все белый шум. Однообразно, пресно, скучно. Нет красок жизни, нет искусства, нет шедевров, нет человеческих отношений, достижений наук, а самое главное нет Любви. Упс…такая черная дыра, какая то получается! Значит, не просто так нас Природа одарила ими «Эмоциями». Нужны нам они, без них мы никто и нечто. Без них мы, если можно так сказать: «Полу-люди», «Полу-человеки».

 

Так давайте вернемся в свое тело из мира фантазий и научимся ценить то, что у нас есть и без чего мы не сможем полноценно существовать. Мне видится проблема в том, что человек не всегда умеет своими эмоциями пользоваться, они скорее приносят больше вреда, чем счастья. Более того, с самого раннего детства нас учат их прятать, подавлять, не проявлять. Это стыдно, вредно, невежливо. Ведь так важно, что скажет Марь Ивановна, а кто она такая и вообще, кто эти эфемерные судьи, а? Кого мы так боимся? Я твердо убеждена, что если тебя не научили в детстве или ты сам каким-то образом не научился адекватно проявлять свои эмоции, то твое будущее как «ящик Пандоры» и только и остается, что на чудо надеяться. Конечно, хороший психотерапевт может всегда помочь, но зачем до этого доводить?

 

К чему я затеяла всю эту демагогию, да к тому, что и нам, взрослым, и нашим детям очень важно научиться проявлять свои эмоции правильно. И тут без помощи нас, родителей, никак. Если мама видит мир положительным, то и ребенок будет испытывать соответствующие ощущения. А если мама будет постоянно в роли мученицы, то и ребенку будет этот мир враждебен. Мы, так сказать, первые и пожизненные учителя своих потомков. А они своих. Поэтому начинать надо, прежде всего, с себя. Часто я слышу: закрой рот; перестань реветь, куда лезешь, прекрати сейчас же, сколько тебе можно говорить одно и тоже, тупой, что ли? Этот список можно продолжать бесконечно! Надо, конечно, признать, что родители с малыми детьми, да и вообще с детьми в целом - это псих-ходячая травма, но когда я слышу все вышеперечисленное, то не понимаю, о чем вообще думают такие родители. То есть, сами того не осознавая, мы делаем свое чадо Неэмоциональным. А вот если уделить немного своего драгоценного времени ребенку и попытаться разобраться в чем тут дело, то можно и добиться весьма неплохого результата. В связи с этим, на ум пришла недавняя ситуация с моим 2,5-летним сыном. Арсен очень любит свои игрушечные трансформеры, он может долгое время с ними играть. Но однажды, он ни с того, ни с сего стал их кидать, ломать и никакие мои уговоры и объяснения не помогали. Ну, какая реакция может последовать - конечно, наказание. Но стоп! Я могу же по-другому поступить, найти другой выход. И тут меня осенило, ведь это и есть тот пресловутый кризис трех лет. То есть, ребенок характер показывает, и важно адекватно отреагировать. И я начинаю обострять ситуацию, говоря: давай кидай, только со всей силой и чтобы прям вдребезги. Сын не понял, посмотрел на меня и кинул, потом еще и - внимание! - прекратил. Я продолжаю подстрекать, давай, давай еще, еще. И так как этот кризис «все наоборот и наперекор», то он быстро потерял интерес и эмоция гнева «захлопнулась». И тут, как только он прекратил кидать, мы спокойно вместе продолжили весело играть и в конце все поставили на свои места. А на смену эмоции гнева пришла положительная эмоция. А своей истерикой он проверял меня, хотел вывести из себя и потерпел фиаско.

 

Таким образом, я уверена, что каждую отрицательную эмоцию ребенка можно переиграть, а положительную подкрепить. А для этого надо установить эмоциональный контакт со своим ребенком. Конечно, это требует огромных усилий, колоссального терпения и знаний азов детской психологии, так же как и характера своего ребенка. Но результат, я думаю, окупит все страдания. Недавно в одной книжке по психологии прочитала: «Прочная эмоциональная связь с родительской фигурой, привязанность к родителям – главное условие формирования собственного самоощущения как личности, чувства своего бытия». Здесь очень важно, чтобы ребенок постоянно ощущал безусловную родительскую поддержку и любовь. Если он адекватно любим, то он учится любить и самого себя, и всех вокруг.

 

Кроме того, необходимо ребенка научить радоваться жизни, причем это умение, мне кажется, важнее любой физики, алгебры и астрономии вместе взятых. Если бы я разрабатывала учебную программу школы, то ввела бы предмет под названием «Познай себя», чтобы ребенок со школьной скамьи учился не только познавать мир вокруг, но и внутри себя. Но так как это невозможно, то на нас, родителей, возлагается эта важная миссия. Надо научить ребенка испытывать больше положительных эмоций и не углубляться в негативные, а над этим надо работать каждый день и хотеть этого всеми фибрами своей души.

 

В нашей семье, к примеру, мы следующим образом наращиваем положительные эмоции по средствам традиций, которые нам дают огромный заряд энергии:

 

- Традиция «Семейного кино». Каждую пятницу у нас семейный просмотр фильма. Выбираем только жизнерадостные картины, которые потом мы дружно обсуждаем.

 

- Традиция «Дня Счастья и Улыбок». Один раз в неделю мы договариваемся, что весь день мы будем испытывать только положительные эмоции, и если кто-то забывает, то вежливо напоминаем ему об этом. У нас в этот день только хорошее настроение, и пусть весь мир подождёт.

 

- Традиция «Страна снов». Перед сном вспоминаем все хорошие моменты, которые были за день и счастливые засыпаем и отправляемся в Страну Снов.

 

- Традиция «Win situation». В любой проблемной ситуации пытаемся придумать «выигрышное решение», и каждый предлагает самый лучший выход из создавшейся ситуации. 

 

На самом деле, вариантов налаживания эмоциональных контактов с детьми может быть множество, главное, чтобы это работало именно для вас. Здесь должен начать автоматически срабатывать механизм доминанты счастья у родителей и детей. Еще раз повторюсь, что не всегда удается договориться с ребёнком, но и тут главное терпение и позитив.

 

Я верю в то, что такой подход к жизни позволяет воспитать счастливого и стойкого человека, готового к любой трудной жизненной ситуации. И если ребенок раз и навсегда обретет и укрепит в себе способность преодолевать трудности, то в будущем мы будем иметь самодостаточную личность. А разве не это мечта любого адекватного родителя?

 

Заканчивая, мне вспомнился диалог между Лисом и Маленьким Принцем, помните, у Антуана де Сент-Экзюпери?

Лис: Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Маленький Принц: Я в ответе за мою розу.

 

P.S. Давайте беречь наши «розы жизни» в семейном саду, мы же несем за них огромную ответственность!

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 






Поделиться:


Популярные блоги