Япона мать... Безупречная японская система воспитания детей, или все-таки не так уж она и безупречна?
Когда я в первый раз услышала о том, что в Японии детям до 5 лет разрешают абсолютно все, тогда у меня самой еще детей не было. Я, конечно, немного удивилась, но подумала: "Ну надо же, какие молодцы, ребенок растет без рамок и ограничений, в полной свободе действий".
Когда я сама стала мамой и вспомнила об этом принципе воспитания японских детей, я резко поменяла свое мнение. Ну как, как можно разрешать маленькому ребенку делать все, что он захочет?? И почему тогда японцы являются одной из самых дисциплинированных наций в мире? Что за парадокс такой! Начала читать, изучать, углубляться в их систему воспитания детей.
В Японии ребенок до 5 лет является королем, которому можно все, на него не кричат, и его не наказывают! Вы можете себе такое представить? Какие должны быть нервы у родителей, чтобы ни разу за 5 лет не накричать на ребенка и ничего ему не запретить? При этом родительский авторитет в Японии настолько велик, что маленький ребёнок просто-напросто боится обидеть маму своим плохим поведением. Ну гениально же! Мама учит ребенка не словами, а личным примером.
Также маленьких японцев с раннего детства учат быть внимательным к чувствам окружающих и даже к чувствам предметов. Например, если ребенок баловался и сломал игрушку, то мама-японка не станет его ругать или читать нотацию, она просто скажет, что игрушке было очень больно...
Если вы скажете так своим детям, вместо того, чтобы наругать их за плохой поступок, это их остановит, вразумит? Интересно, но когда я сказала сыну, мол, зачем ты ломаешь своих супергероев, им же больно, его это остановило от жестоких игр, он задумался и сказал: "Разве может быть игрушкам больно?")). Пришлось сочинять на ходу, что да... Странно, но на него это произвело эффект, хотя и ненадолго.
А однажды на улице он начал ломать ветку от дерева, ветка была уже сухая и без листьев, была зима, но я все равно ему не разрешала этого делать (вообще не люблю, когда детки отламывают ветки или кусты ломают, топчут цветы и т.д.), сказала ему тогда, что дерево живое и ему больно, спорил он тогда со мной долго, но в итоге теперь, когда мы гуляем, он подходит к дереву и говорит мне: "Мам, а дереву правда больно, если ему ветки отламывать?")). То есть все равно у него это отложилось в памяти, и он теперь, прежде чем что-то натворить, уже подумает, не причинит ли он тем самым боль кому-то или чему-то.
А еще если маленький японец в возрасте до 5 лет обожжется об горячий предмет или поранится, несясь сломя голову, то мама-японка попросит у него за это прощение... Не забыв при этом напомнить, что ей было очень больно и неприятно от такого нехорошего поступка ее чада.
В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.
Американки шли другим путем. Прежде чем начать стоить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.
Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.
Нам есть, конечно, чему поучиться у японских родителей, но все же я не понимаю до конца, как можно разрешать абсолютно все...
Заметила буквально недавно, что наш папа воспитывает сына по такой вот японской методике, сам того не осознавая). Нет, он, конечно, может поругать, но это бывает очень редко (папа вообще дома бывает редко просто), но балует сына и в основном все разрешает, у сына он имеет большой авторитет, и слушается он в основном только отца (ну и меня, конечно, тоже, когда моему терпению приходит конец).
И он настолько не хочет его обидеть или расстроить своим плохим поведением, что почти никогда не ведет себя с ним так, как ведет себя дома без него). Вот вам и подтверждение того, что эта теория действует и на практике. По мне, так во всем лучше придерживаться золотой середины.
А вот второй этап воспитания с 5-15 лет, ребенок-раб. Не считаете ли вы, что какой-то очень уж резкий переход, мне кажется, он все равно как-то отражается на психике ребенка. Хотя такие крайности в воспитании детей были проверены веками у японцев.
Ребенка как будто резко с небес на землю спустили. В 5 лет ребенок сталкивается с суровой жизненной реальностью.
Дело в том, что японское общество всегда было общинное. Общественные интересы всегда были выше твоих личных. Человек - лишь винтик в огромном и сложном механизме. Если ты не нашел свою группу людей, то ты - изгой.
Для японцев нет ничего страшнее социальной отчужденности, поэтому дети быстро привыкают жертвовать эгоистическими и индивидуальными интересами. Следующие 10 лет жизни ребенка, он обязан следовать "законам стаи", ведь только самозабвенная взаимовыручка и служение общему делу раньше обеспечивали урожай риса, а значит, и сытую жизнь.
Правильно ли это, жертвовать своими собственными интересами в пользу интересов общественных? Судите сами).
По мне, так я не могу согласиться с этим этапом воспитания на все сто процентов. Но именно это самозабвенное служение обществу, и расставление приоритетов в пользу общего дела, десятилетние создания группового сознания и делает японцев одной из самых дисциплинированных наций.
К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.
У такой системы воспитания, конечно, 2 стороны медали... После ее изучения она не стала мне более близка, разве что немного понятнее, но все-таки много в ней парадоксов.
Возможно, что-то я бы взяла на заметку из японской системы воспитания детей, например, то, что детей надо учить не словами, а действиями, быть более сдержанными при их проступках, стараться показывать им правильные поступки на своих примерах. Но "убивать" в ребенке индивидуализм в пользу общепринятой системы... Мне это чуждо.