empty image О маме
21 минута - 25.03.2015, 03:32
empty image

О маме

21 минута - 25.03.2015, 03:32

У каждого человека МАМА - самая близкая, дорогая, любимая... И даже если нам за 50 и у нас есть или будут свои дети и внуки, мы всегда хотим поласкаться с ней или просто услышать слова поддержки. И именно мама – твой маяк, спутник или звезда (кому как лучше), которая вырастила тебя, вложила все свое лучшее. И надо лишь сохранить и приумножить все хорошее, полученное от нее. 

 

Сегодня у нашей мамы День рождения. В связи с этим, предлагаю вниманию посетителей Пандалэнд историю жизни нашей мамы: многодетной мамы не только своих детей, но и волею судьбы ставшей мамой для своих семерых братьев и сестер. Учитель английского языка высшего разряда, пережившая трудное детство, нелегкие 90-е и многое другое. Это было предопределено судьбой, ведь она и на свет этот появилась не так просто. Женщина с непростой судьбой, сильная и никогда не унывающая. 

 

О маме

 

Ребенок

 

Жайлибаева (Исмаилова) Куляш родилась 23 февраля 1947 года в Карабалыкском районе Кустанайской области в семье строителя Салимгирея и домохозяйки Зуры. Куляш была первенцом в многодетной семье.  

 

Несколько дней Зура не могла разродиться. Отец накануне уехал в другой аул, чтобы не видеть мучений жены. А когда вернулся и увидел, что жена еще не родила, и висит несколько дней, с подвязанными к столбу руками, решил взять все в свои руки. Он привез из г. Троицка в аул врача, благодаря которому все и разрешилось в тот же день.

 

Воспитанием мамы до 7 лет занималась ее бабушка Галия, которая вырастила своих 4 сыновей и жила с одним из сыновей – Хажи и снохой Катимой. Он был участником Великой Отечественной войны, лейтенантом запаса. 

 

Так как Куляш отдали бабушке в раннем возрасте, да и у Хажи была дочка Мугульсум - сверстница Куляш, у бабушки Галии появилось молоко, которым она поочередно и кормила двух внучек. Впоследствии, свою первую внучку мама назовет именем бабушки – Галией.

 

К школьному возрасту родители забрали Куляш, так как считали, что для должного образования необходима строгость в воспитании, а бабушкино трепетное отношение к внучке и доброта не дадут возможности для получения соответствующего образования. Салимгирей отвез семью в г. Салехард (в Тюменьской области). День, когда Куляш забрали у бабушки, остался в ее памяти надолго. До сих пор она вспоминает, как бабушка бежала за отъезжающей машиной, кричала и плакала…

 

Школа

 

Родители Куляш уделяли особое внимание развитию ребенка – занимались правописанием, чтением, развивали общий кругозор, трудолюбие и ответственность. Со второго полугодия во втором классе семья вернулась в Кустанай, Кенеральский совхоз, отделение «Заря». Затем они в очередной раз переехали, теперь уже в с. Балыкты, где поднималась целина. Впоследствии неподалеку от этого села был поднят новый совхоз Минский, куда и переехала семья Исмаиловых.

 

С раннего возраста учащиеся школы привлекались к физической работе. В те времена так было принято. Дети на совхозной ферме ухаживали за телятами, на зернотоке – сортировали и очищали пшеницу, а когда влажность зерна доходила до нормы - грузили ее на машины для последующей транспортировки в Кустанай или Целиноград. Таким образом, у школьников практически не оставалось времени на игры и развлечения. Но, помимо общественной работы, у Куляш было много и домашних хлопот. Несмотря на детский возраст, в ее домашние обязанности входило: дойка коровы, переработка молока, воспитание и уход за младшими братиками и сестренками. А их было у нее 7.

 

За успехи в учебе и активность в общественной жизни школы в 8 классе Куляш и еще несколько ее одноклассников в числе первых были приняты в ряды ВЛКСМ. Наши с вами родители помнят, какую важность в те годы имела честь быть комсомольцем.

 

Так как в молодом совхозе была неполная средняя школа, 9-11 классы Куляш училась в школе в соседнем селе Белояровка, на берегу реки Уй, что на границе Казахстана с Россией. Старшеклассники, дополнительно к основным предметам школьной программы, изучали растениеводство, животноводство, механизаторство. По итогам обучения она получила удостоверение со специализацией «Животновод-механизатор широкого профиля».

 

Во время каникул работали на совхозных полях и ферме – копнили сено, сеяли кукурузу, кормили скот.

 

Но все это не мешало Куляш иметь свое хобби. С подросткового возраста ее любимым делом стало – фотодело. Все началось с того, что однажды, в семейном конкурсе на самую высокую и стойкую башню из домино, призом победителя стал фотоаппарат. У мамы до сих пор сохранился тот фотоаппарат и все принадлежности для проявки фотографий.

 

Студенческие годы

 

За проявленные отличные способности в изучении немецкого языка, в 1965 году, после успешного окончания средней школы, Куляш получила направление от директора школы на поступление в Кустанайский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. Несмотря на то, что в школе изучали немецкий язык, при поступлении в институт она выбрала основным языком английский в связи со все возрастающей его популярностью. Несмотря на то, что конкурс был - 11,5 человек на 1 место, Куляш смогла преодолеть его. Этому способствовало ее целеустремленность, настойчивость и усидчивость.

 

Эти качества тоже развивались у нее постепенно, благодаря воспитанию. Однажды, когда она училась в Белояровской школе, все дети договорились не учить заданный стих. Тогда учитель русского языка и литературы поставила всем двойки. Когда отец Куляш увидел дневник, он был так разъярен, что заставил девочку идти пешком в соседнее село Белояровку, выучить стих и рассказать его на «5». Было страшно идти зимой, одной. Когда она видела приближающихся телегу или людей, то забегала в лес и пряталась. А потом снова шла. Этот урок запомнился ей надолго. И в будущем помог ей поступить в институт. 

 

Для более успешного освоения английского языка, Куляш дополнительно занималась как самостоятельно, так и в группах в лингафонных кабинетах, библиотеках. Помимо обучения, принимала активное участие в общественной жизни института: пела в хоре, в вокальной группе, в период каникул работала в студенческом строительном отряде, на сельхозработах. Кроме всего этого, она успевала заниматься и научной работой. 

 

В 1969 году, закончив институт, она получила распределение в среднюю школу поселка Пешковка Федоровского района, что в Кустанайской области. Так как до 1969 года в сельских школах еще не был внедрен предмет английского языка, маме выпала уникальная возможность помимо преподавания немецкого языка, параллельно внедрять и английский язык. Конечно, данное новаторство настораживало администрацию школы – необходимо было создавать методическую базу, приобретать соответствующие учебники, наглядные материалы и многое другое. Тем не менее, понимая актуальность английского языка, они решили подержать идею молодого специалиста, и в тот же год в школе впервые началось проведение уроков английского языка.

 

О маме

 

Семья

 

В 1970 году судьба связала Куляш Салимгиреевну с Мирасом Кузгановичем – тогда еще начинающим ветеринарным врачом. Поженились, у них родился сын. Это было такое счастье, ведь Мирас был единственным продолжателем рода, как принято считать у казахов. К сожалению, счастье длилось не долго, он не прожил и года. То же самое произошло со вторым сыном. Времена были такие, условия тяжелые. 

 

Затем родились две девочки. Несмотря на наличие семьи и детей и то, что Мирас был единственным сыном у Сабили (нашей ажеки), и у него был врожденный порок сердца, его отправили служить в ряды Советской Армии. Куляш пришлось самой вести хозяйство и растить детей до возвращения мужа из Армии. 

 

В 1980 году Куляш и Мирас решили провести свой трудовой отпуск в солнечном городе, тогда еще столице Казахской ССР – Алма-Ате. Целью их приезда было ознакомление с достопримечательностями, культурой в крае, так как они считали необходимым дать своим детям хорошее образование. На тот момент они проживали в Челябинской области, что на территории России. Поэтому их мечтой было вырастить детей в Казахстане, на исторической Родине. 

 

Величие гор Заилийского Алатау, бурлящие, с ледяной водой горные реки, красота города, и, кончено же, прославленные на весь мир – Алматинские апорты покорили их сердца. Несмотря на то, что большинство родственников проживали в Челябинской и Кустанайской областях, на руках было двое маленьких дочерей – Айгуль и Амангуль, они приняли решение о переезде в Алма-Ату из России.

 

Молодой специалист с российским образованием, а тем более с ветеринарным, был находкой для региона с развитым сельским хозяйством. Получив направление в областном сельхозуправлении в молочно-животноводческий комплекс ветеринарным врачом, Мирас Кузганович приехал с семьей в п. Майский Чиликского района.

 

Здесь у них родилось еще 3 детей: дочери - Найля, Сабиля (названа в честь мамы Мираса) и долгожданный сын – Ильяс. Когда родился Ильяс, Мирас сначала не поверил, да и медсестра сбила его с толку. Тем более, что он родился 1 апреля. Так долгожданный сын чуть не стал первоапрельской шуткой. 

 

В 1987 году маме был присвоен статус «Многодетной матери».

 

О маме

 

Работа

 

А тогда, в 1980 году, мама объездила все школы района и выбрала школу им. С.М.Кирова, несмотря на то, что она была самой отдаленной от места проживания. Маму завлекло то, что в этот год школа только сдавалась в эксплуатацию. 

 

Будучи человеком творческим, инициативным, Куляш Салимгиреевна была уверена в том, что сможет сама оформить кабинет иностранного языка и заинтересовать учащихся английским языком, в перспективе столь востребованным. В этой школе Куляш проработала до 1987 года, пока не открылась школа в своем селе.

 

С самого открытия школы Куляш полностью выкладывалась и активно участвовала в жизни школы. Были встречи с ветеранами ВОВ, с передовиками производства, с воинами-авганцами. Руководила художественной самодеятельностью и уже в 1988 году школа заняла первое место на районном смотре художественной самодеятельности.  

 

30 декабря 1989 года Куляш была удостоена медали «Ветеран Труда» от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Алматинского областного Совета народных депутатов.

 

В 1989 году участвовала в конкурсе «Учитель года», и в награду получила путевку в город Сочи.

 

Самое главное в работе мамы было - стремление как можно лучше и больше дать знаний учащимся. Ученики Куляш являлись призерами Олимпиад по английскому языку в районе и в области.

 

Постоянно повышала и подтверждала свою квалификацию. Несмотря на богатый опыт, высшую категорию и 14 разряд, в 2005 году прошла очередные курсы повышения квалификации по тематике «Обучение иноязычным общениям и методика преподавания предмета. Учебники нового поколения».

 

В 2006-2007 учебном году Куляш приняла участие в конкурсе учителей старших классов. Он был организован ведомством США и Советом по международным исследованиям и обменов (АЙРЕКС), региональный директор Ровент Рено. В результате участия в Программе Совершенствования мастерства учителей средних школ (ТЕА) явилась победителем полуфинала.  

 

Выйдя на пенсию по детям, а позже – по возрасту, мама продолжала работать, совмещая воспитание своих детей, ведя домашний быт и немалое хозяйство. Папа уезжал на работу рано утром и приезжал поздно вечером. Так она проработала до 2008 года, пока ее не попросили уйти на пенсию, тем самым, уступая дорогу молодым специалистам. Маме было тяжело свыкнуться с мыслью, что она не работает, но со временем она пришла в себя. Теперь она понимает, что не работая тоже можно жить.

 

За ее плечами тысячи обученных детей, сотням из которых пригодились полученные знания английского языка, десятки из которых добились определенных высот в карьере и возможно, построили личную жизнь благодаря полученным знаниям. Ведь она не только давала знания по своему предмету, но и была классным руководителем, к которым она относилась как к своим детям. Переживала за них, помогала в учебе, учила премудростям жизни.

 

Трудные годы

 

Несмотря на жизненные трудности различных лет, кризис 90-х, перестройку, всем пятерым детям папа и мама дали высшее образование. Помимо этого, у старших двоих музыкальное образование.

 

Когда папа остался без работы, он решил заняться предпринимательством. Где-то получалось, где-то нет. Но основным постоянным доходом была зарплата учителя школы. Хотя и бывали задержки месяцами и даже по полгода. Приходилось брать дополнительные часы в других школах, до которых зимой без транспорта было добраться нелегко. А обратно возвращаться поздно вечером еще и страшно. 

 

Так как старшие две дочери учились и работали в г.Алматы, мы с сестренкой и братишкой разделили все домашние хлопоты на троих. Одна из дочерей с братиком ходили каждый вечер за мамой в школу в другой поселок, где мама работала дополнительно, а вторая из нас оставалась дома и готовила ужин, убирала дом, пекла хлеб, так как в те годы даже хлеб не продавался. Каждый день мы с сестренкой чередовались, для разнообразия.

 

Вся семья помнит эти годы. Спасибо огромное родителям, особенно маме, что не сдавались. Ведь не каждому было под силу вот так выкладываться и успевать совмещать несколько дел.

 

Вместо заключения

 

Хотя мама давно вышла на пенсию, она до сих пор проводит индивидуальные уроки на дому, готовила выпускников школ к поступлению в ВУЗы. 

 

А в основном, мама занимается своими внуками. Их сейчас у нее 9. Постоянно ездит ко всем своим детям и внукам в Астане и Алматы. Она счастливая женщина. Но у каждой счастливой женщины есть своя несбыточная мечта. У нее тоже есть, и возможно, их много. Но об одной она говорила: поехать в англоязычную страну. Однажды, в 2009 году она хотела по конкурсу выиграть учебу в Америке. Но эта затея не удалась.

 

Очень бы хотелось, чтобы это получилось, чтобы кто-нибудь из нас,  ее детей свозил. Ведь у мамы, пусть через трудности, пусть не сразу, все всегда получалось. Так же, как появилась когда-то она на свет.

 

* подготовлено на основе автобиографии и из рассказов мамы

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 


Menu
×