ЛИТБЛУД/ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОЗОР

ЛИТБЛУД/ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОЗОР


Сегодня я начинаю свой Литературный дозор. И не закончится он, пока от старости мои глаза не одряхлеют, я не потеряю слух и не смогу держать книгу трясущимися руками. Хотя, надеюсь, что даже тогда у меня будут книги, написанные шрифтом Брайля. Поэтому, быть может, мой дозор не прекратится никогда (ссылка на оригинальный текст клятвы Ночного дозора из книг Дж. Мартина приведена ниже).

Всю жизнь меня сопровождали книги – сколько я себя помню, они были моими верными и безропотными товарищами. С ними я пережила одинокое детство, подростковый кризис и приступы рефлексии (часто именно ими и спровоцированные). Можно даже сказать, что все события моей жизни сопровождались произведениями от классики до фэнтези.

К слову, «утопилась в мире книг» - это нормальное объяснение для моих друзей, когда я пропадаю со всех радаров (я всерьез считаю, что этот уникальный термин придуман мной). Такое бывает даже чаще, чем хотелось бы. Папа, если ты читаешь меня, однажды я устрою свою личную жизнь и перестану разговаривать с котом, но, по всей видимости, не сегодня (Привет Арагорн, сын Араторна=).

Здесь я буду рассказывать о них, нет, даже так – О НИХ. Они переломили меня, создали какую-то новую нейронную связь в моем мозгу, после каждой из них моя жизнь меняла свой вектор. Я буду рассказывать о книгах, изменивших меня и не одно поколение читателей.

Сегодня я расскажу вам о малоизвестной для казахстанского читателя писательнице Элис Манро и ее книге «Ты кем себя воображаешь?».

Вы, наверное, задаетесь вопросом – почему мы вообще должны знать о существовании такого писателя и ее книги? Так вот, Элис Манро - канадская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе и просто «мастер коротких рассказов». Один уважаемый профессор Шведской академии, той, что присуждает Нобелевку по литературе, сказал, на мой взгляд, весьма опрометчиво, что она работает в традициях, восходящих к Чехову и довела этот жанр до совершенства. Элис безусловно хороша, но Чехов - это столп, на который посягать не стоит. Задротствующая ученица по литературе во мне неодобрительно покачала головой на такое заявление.

Я не приемлю данного сравнения – они совершенно разные и Манро, простите мой французский, до Чехова еще пилить и пилить. Но мастерство канадской писательницы невозможно отрицать. В ее рассказах о жизни Роз и Фло вы будете смущаться, находить себя в каждой строчке и от этого смущаться еще больше.

Относительно формата книги возникло множество споров. Кто-то называет книгу романом, кто-то сборником рассказов, каждый из которых самостоятельно закончен и может существовать отдельно. Но ежели не заморачиваться формой, то название книги полностью обозначает всю ее суть.

Но если перейти к сути.

Главная героиня книги – Роза, неглупая и сильная девочка/девушка/женщина, которая от рассказа к рассказу вырастает, меняется сама и наблюдает за изменениями других людей. Она растет в трущобах города во второй половине 20 века и осознает саму себя среди невежества и грубости, которые через ее восприятие не так уж плохи, как могли бы быть. Много, о чем говорится в книге, в том числе и о лишениях, через которые пришлось пройти многим в свое время.

Книга Манро не только о девочке, которая меняется в течение жизни, книга о поиске себя. О поиске смысла жизни, но не на фоне красивых декораций и под шум прибоя, где красавцы-мужчины падают штабелями к невероятно длинным ногам умной/сильной/стильной феминистки, чем часто грешат второсортные романы. Не будет здесь всепоглощающей страсти (страсть-то будет, но не 50 оттенков точно), неразрешимых любовных треугольников (треугольник вообще фигура распространенная, но в обычной жизни больше в ходу «я и он, а также наши супруги») и скука будет, и ребенок, по которому всегда бьют все ошибки взрослых. Все, что вашей душеньке угодно, будет в этих рассказах.

Проще сказать, чего здесь не будет - фантастики не будет, как и кина. Роз и ее мачеха Фло не избегут морщин, лишнего веса и старости. Они не проживут жизнь, достойную экранизации,  и вряд ли кто-то захочет стать такими, как они, но разве только для этого существуют книги? Разве только так нужно проживать свою жизнь?

В книге вы не найдете ответы, вы просто переживете все обстоятельства одинокой жизни Роз и сами сделаете выводы, каждый свои. В «Ты кем себя воображаешь?» писательница раз за разом так выстраивает обстоятельства жизни персонажей, что невольно задаешься этим вопросом вместе с героями. Ведь многим из нас знакомо желание вырваться из старых штанишек, забыть годы нужды и сделать вид, что ты и был таким всю жизнь – сильным, обеспеченным и красивым. Но логика и жизнь показывают нам, что недостаточно вырваться от всего, что тебя смущает и загоняет в рамки. Нужно как-то жить дальше, к чему-то стремиться, найти себя в чем-то.

После прочтения, лично для себя я вынесла – делать выбор не так уж сложно, главное, иметь в себе смелость брать ответственность за его последствия. Героине книги на протяжении 736 айбуковских (айфоновских) страниц приходится пережить несколько больших, судьбоносных решений, и они ведут ее по жизни. Что до вас, читатели, ваши обстоятельства, уверена, совсем другие. Но на самый главный вопрос вам всегда придется отвечать самим, ведь никто за вас этого не сделает. Уважаемые, так кем вы все-таки себя воображаете?

В очaровaтельных комнaткaх докторa Хеншоу Розу не покидaло ноющее воспоминaние о родном доме, словно тяжелый ком в желудке. А домa сознaние, что где-то есть порядок и сорaзмерность, обнaжaло постыдную прискорбную нищету людей, которые дaже беднякaми себя не считaли. Бедность не ознaчaлa сплошные лишения, кaк, кaжется, думaлa доктор Хеншоу; бедность - это не просто когдa у тебя чего-то мaло. Бедность - это постaвить у себя в доме уродливые люминесцентные лaмпы и хвaлиться ими. Бедность - это постоянные рaзговоры о деньгaх, ядовитые шпильки в aдрес людей, купивших себе обновки, и нaмеки нa то, кaк они собирaются зa них плaтить. Бедность - это гордость и зaвисть, вспыхивaющие из-зa кaкой-нибудь мелочи вроде плaстиковых зaнaвесок, имитирующих кружево: Фло купилa тaкие нa переднее окно. Бедность - это когдa в вaнной вешaешь одежду нa гвоздь зa дверью и слышишь кaждый звук, доносящийся из туaлетa. Бедность - это стены, укрaшенные выскaзывaниями, нaбожными, оптимистичными или слегкa похaбными.

Отрывок из книги Элис Манро «Ты кем себя воображаешь?»

*Клятва Джона при посвящении в Ночной дозор, Игра престолов

Продолжение статьи читайте ниже ⇓

    Галерея


    • ЛИТБЛУД/ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОЗОР
    • ЛИТБЛУД/ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОЗОР

    Теги:

    КНИГИ   ЛИТЕРАТУРА   ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОЗОР   ЛИТБЛУД   МНЕНИЯ  





    Поделиться:


    Популярные блоги