Это все твое Монтессори!

Это все твое Монтессори!


«Это все твое Монтессори! Ребенок не знает слово "НЕЛЬЗЯ"!»

В последнее время все чаще слышу от родителей фразу «Мой ребенок истерит, рыдает, дерется, не слушается – это все из-за того, что он посещает группу Монтессори. У вас там все можно и у ребенка совсем нет стопа». Даже мой собственный муж нет-нет, да скажет в ответ на капризы дочери: «Это все твое Монтессори! Она совсем не знает слово "нельзя"!»

Действительно, о Монтессори-методе принято говорить, как о методе свободного саморазвития, где ребенку предоставляется множество свобод. И у большинства взрослых складывается впечатление, что этот метод абсолютной свободы, вседозволенности и отсутствия ограничений. Но это глубокое заблуждение.

Сегодня я хочу поговорить о том, какие «нельзя» сопровождают ребенка в группе Монтессори.

  • НЕЛЬЗЯ мешать другим детям и взрослым (отбирать работу, рушить построенную другим башню, наступать на коврик, где работает другой ребенок…)

  • НЕЛЬЗЯ вести себя агрессивно по отношению к другим детям (бить, пинать, кусаться…)

  • НЕЛЬЗЯ портить материал (бить посуду, ломать полки…)

  • НЕЛЬЗЯ использовать материал не по назначению (размешивать воду отверткой, втыкать иголку в розетку…)

  • НЕЛЬЗЯ кричать и бегать там, где работают другие дети (для активных игр есть спортзал, для криков и истерик есть отдельная комната)

  • НЕЛЬЗЯ оставить работу и уйти (материал обязательно нужно вернуть на полку).

Как видно, все наши «нельзя» такие же, как и у всех остальных. Так в чем различие? Есть существенная разница между возгласом испуганного взрослого «Вася, что ты делаешь! Перестань немедленно! Нельзя кидать чашки на пол, они же разобьются!» и действиями Монтессори-педагога, который быстро, но спокойно окажется рядом с Васей, уверенно и мягко поймает руку мальчика, присядет до уровня ребенка и скажет спокойным и твердым голосом: «Вася, стоп! Чашка – это посуда, мы из нее пьем. Ты хочешь пить? Пойдем, я покажу, где ты можешь налить в нее воду».

А дальше по ситуации: «Да, я хочу пить», - педагог покажет, где это можно сделать, а потом как и куда убрать за собой чашку.

«Нет, я не хочу пить» - педагог покажет, как и куда убрать чашку, и поможет найти ребенку другое занятие, например, мячи, которые можно кидать. 

Заметили разницу? В первом случае «нельзя» - громкое, пронзительное, звучащее с угрозой издалека и быстро приближающееся к виновнику в виде какого-либо наказания, во втором случае «нельзя» – твердое, спокойное, не осуждающее, с возможностью выбора другого действия.

Так почему мы редко слышим слово «нельзя» в группах Монтессори? Все просто – в наших группах не принято употреблять это слово. Свои запреты мы называем границами или правилами группы. И эти правила четкие, твердые, неизменные, одни для всех. Они известны заранее и соблюдаются всегда и всеми.

Как только ребенок твердо усвоил правила группы, перед ним открывается полная свобода действий: "Что делать?", "Когда делать?", "Сколько делать?", "С кем делать?", "Где делать?", "Делать ли вообще?".

Так, вопрос: «Почему Монтессори-ребенок истерит, кричит, ругается, дерется, не слушается?» - по сути своей, некорректен. Его нужно задать так: «Почему ребенок истерит, кричит, ругается, дерется, не слушается?» Но это тема уже другой статьи.

Продолжение статьи читайте ниже ⇓

Теги:

МОНТЕССОРИ   РАНЕЕ РАЗВИТИЕ  





Поделиться:


Популярные блоги