О роддоме и материнском инстинкте
Я, если честно, не очень люблю давать советы – слишком много вокруг тех, кто и так сыплет рекомендациями по поводу и без.
Ну а это “как бы сочинение”, мысли совсем не новые и вполне очевидные, я собиралась отправить подруге, скоро она станет мамой, а так как я несколько месяцев назад уже ею стала, мое мнение считается авторитетным.
В общем, что удалось понять за эти два месяца.
Роддом. К которому как ни готовься, а все равно окажешься в другом мире в измененном состоянии. Благо, вокруг такие же, как ты. Я, кстати, вообще не понимаю, как удается день за днем сотрудникам родильных и послеродовых отделений выносить десятки измученных женщин и десятки новорожденных, жалких, беспомощных…
В роддоме до меня окончательно дошло, что моя дочь – исключительно моя забота, и что я вполне в состоянии эту заботу осилить. Дошло после первой ночи, когда я ни в коем случае не собиралась брать ее к себе в кровать, потому что боялась задавить во сне. И в итоге встретила рассвет, глядя в ее еще непонятного цвета глазки.
Если вы рожаете в платном отделении, наверняка уже на следующий день после появления ребенка вас захотят навестить. И еще более наверняка видеть вам никого не захочется. Единственное, о чем мечтала я – о полном одиночестве в домашней тишине.
Но объяснить это родным и близким практически невозможно. Как сказала еще одна моя подруга, которая родила 6 лет назад и к которой мы считали своим долгом ходить в роддом каждый день, - “Теперь ты меня, наконец, понимаешь. Но я не могла сказать вам просто – “Оставьте меня в покое”. Ведь вы же искренне радовались”.
Праздник выписки относится туда же. Нужно собраться с силами и стараться мило улыбаться. А в идеале еще и мило выглядеть – видео и фотографии с торжественного момента у вас сохранятся надолго…
“Самая обыкновенная заботливая мать”. У Винникотта, педиатра и психоаналитика, есть такой термин. Он означает примерно “мать не сделает плохо своему малышу” или, еще проще, вы и только вы для вашего малыша – самый важный, самый знающий и принимающий самые правильные решения человек. Хотя поверить в это сначала очень сложно.
Почти все женщины, впервые ставшие мамами, приходят к мысли “все люди как люди, и только я все делаю плохо, ребенка не понимаю, что и как делать не знаю”.
Знакомиться с ребенком и всеми его нуждами действительно ошарашивающе страшно – как бы не навредить, не напутать. Но дело мамы – слушать советы, делать свои выводы и просто делать. Меня утешала мысль – ну не может же быть такого, чтобы все, абсолютно все мамы, уже вырастившие детей, были умнее и сообразительнее меня.
Материнский инстинкт. Допускаю, что ощущение глубокого счастья и любви запросто приходит к кому-то в тот первый миг, когда вы видите своего малыша. Я испытала исключительно шок – на узи человечка видела, движения ее чувствовала, и все равно не могла поверить, что вот это существо появилось из меня. И еще несколько дней удивлялась ее присутствию дома. Я очень боялась за нее, но никаких новых чувств вдруг не вспыхнуло.
Они загорелись немного позже. Когда мне понадобилось уехать на час, а дочь заплакала без меня. Из-за кома в горле и стука сердца в ушах я чуть не посбивала все столбы на дороге, несясь домой. Ну а через несколько недель, накрывая ее спящую в кроватке одеялом, я просто расплакалась от любви. Вот и все. И с каждым днем эта любовь становится все сильнее и сильнее.
Жизнь, которая проходит мимо. И снова – как ни готовься к тому, что практически 100% своего времени теперь ты будешь посвящать ребенку, сначала это очень выбивает из колеи. Особенно если ты привык постоянно делать что-то, планировать, успевать. А теперь вряд ли получится даже просто по плану помыть голову или приготовить в определенное время обед. Первые две недели дочь регулярно кушала и засыпала. И я, довольная, убирала, работала, готовила и даже выходила по делам.
Но как-то утром малыш не захотел после еды лежать в кроватке. Я просидела еще минут 20 с ней. Сделала попытку уложить. Не вышло. После 7-й попытки я сдалась. Весь день мы провели вместе на диване. Следующий день оказался точным повторением предыдущего. И я начала подозревать, что наступил момент «висения на груди».
Это когда ребенок хочет не только есть, но и постоянно чувствовать себя защищенным, а значит – находиться рядом с самым знакомым и понятным – маминой грудью. И лучше будет, если вы это чувство защищенности ему обеспечите (многие психологи считают, что именно в первый год жизни закладываются основы психики человека).
Уборки, ужины и дела подождут, честное слово. Тем более, что период «постоянного висения», как правило, проходит через несколько недель, да и навостриться делать что-то в промежутки отдыха ребенка не очень сложно. Самое главное – не пытаться заранее что-то планировать, тогда не придется нервничать, досадовать на малыша и чувствовать себя погребенной под бременем необходимости ухода за младенцем.
На самом деле, это бремя – большая радость (как бы удивились сейчас мои друзья:).
*Язык и стиль автора сохранены