Характер ребенка, формирование
Как формируется характер ребенка? Из чего складывается модель поведения? Вы, наверное, хотя бы раз задавали этот вопрос себе? И хотя бы раз вы говорили: «Такой же, как папа (бабушка, дедушка!)!». И, скорее всего, это было сказано в порыве гнева.
Когда некая мама говорит мне: "Я так устала, он такой вредный (настырный, непослушный, агрессивный и т.п.)", мне так хочется послать эту маму... к зеркалу! Дорогая моя, иди и внимательно посмотри на себя, на мужа (отца ребенка), на окружение ребенка. И тогда ты поймешь, и найдешь объяснение любому шагу своего ребенка. Как в сказке: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи..." и оно покажет истинную тебя.
Ребенок с самого рождения приобретает черты характера, сначала неосознанно, а потом с осознанным подкреплением способов эмоций и поведения. Вот он лежит в кроватке, смотрит по сторонам, не видит самое родное лицо. Он сначала двигает руками, ногами, может и испугаться, а может уже знает, что это его части тела. Дальше, он помнит, что можно издать звук, пробует разные звуки, "ага, крикну громче, опа! А вот и лицо, понятно, если скучно (дискомфорт, мокро, страшно, больно) - ты только крикни, и лицо придет, так и запишем". Мама все чаще и быстрее бежит к кроватке, и хватает ребенка на руки? "Отлично, буду чаще кричать". Вот так "дрессируется" родное лицо, формируются привычные эмоции, а вместе с ним и характер.
Вы замечали, что с каждым членом семьи ребенок ведет себя по-разному? Не дали конфету, результат: если бабушка, то поплачет, если папа, поторгуется, если мама, даже не рыпается, а если захочет изменить ситуацию, можно поплакать при бабушке, и тогда она объяснит маме, что она за мать, и ребенок получит свою драгоценность. Вы чувствуете, что все вы - инструменты в руках ребенка, а он дирижер? Сейчас его характер - это способ влияния на окружение. Мы сформировали модели поведения осознанно и неосознанно, специально и случайно, он принял это все.
Мой младший сын, с бабушкой и дедушкой король и господин, с папой - воин и соратник, с мамой - идеал благовоспитанного и добродушного человека, в садике, школе - самый послушный и примерный мальчик. Всех устраивают их роли, молчаливые договоры об общении приняты. Мы уже неосознанно заложили фундамент характера ребенка. А теперь следующий шаг - подойти к осознанию его сегодняшнего Я, и скорректировать, где это возможно: Увлечениями, окружением, созданием вызова и препятствий при принятии им решения, а главное - своей линией поведения. Потому что теперь, он чаще всего копирует линию поведения, и самый ближайший пример для него - это мама и папа, или старшие братья и сестры, которые уже прошли по этой дорожке.
Как-то, пою колыбельную сыну, а в соседней комнате сидел двадцатилетний племянник. Когда я вышла из детской, он сказал: У вас не сменился репертуар! Да, да, я пою те же колыбельные из своего детства, и его детства тоже, ведь я смотрела за ним еще девчонкой. Племянник во многом похож на меня, а теперь на него похож мой сын. Вполне ясно, что мои колыбельные, мои шутки, игры с детьми отражают мой характер, а теперь - это часть моих родных. И тогда мне не на кого обижаться, когда мой младший сын говорит мне: "Я решил, и все тут!" Ведь все до сих пор помнят решительную и упертую меня в его возрасте.
Часто мы слышим, что ребенок - это чистый лист, что нарисуешь, то и получишь. А как рисовать - с нами забыли поделиться. Так вот, задать музыку, нарисовать шедевр мы можем, если встанем рядом, и будем дирижировать с ним вместе, или рисовать вместе. Ведь мы же не забываем, что он личность. Но мы и боимся за его будущее, и не хотим упускать контроль над его жизнью, над нашим творением. Балансируя между своими амбициями, и его потребностями, и желаниями, мы обязаны сформировать хорошую, сильную, взрослую, сознательную личность в себе, а параллельно и в ребенке.
Так что, бежим к зеркалу!