Удивительная Камбоджа или Отдых по карману каждому
Привет, меня зовут Камбоджия, и я мягкий, маленький, но вместительный бегемотик. Мне уже 4 года и я очень люблю летать. Честно говоря, я даже со своей мамой познакомилась в самолете. Бывает же так! Мамочка тогда летела в Бангкок, чтобы пересесть на самолет до Сием-Репа. А красивая тетенька в голубом костюме подарила ей меня! Я очень хорошо помню ту поездку, ведь именно тогда передо мной открылась целая жизнь - яркая и удивительная.
Когда августовской ночью мы вышли из самолета на летное поле, нас как горячим душем обдал влажный тропический воздух. Пройти границу не составило труда, но почему-то офицер даже не обратил внимания на мой паспорт, который мама уже успела нарисовать во время полета. Юркий невысокий парень, подхватив наши громадные рюкзаки, повел нас к машине, чтобы отвезти в забронированную гостиницу… Ой, а где машина? Вся парковка была заполнена забавными мопедами с коробками для пассажиров. То есть это, конечно же, не коробка, а больше похоже на ободранную карету без окон и дверей. Наш водитель гордо сообщил, что это тук-тук. Уместив сзади два рюкзака, мы сели внутрь. Хотя внутри тук-тука ощущаешь себя точно так же как и снаружи. Я очень боялась, что меня тоже привяжут сзади к багажу, ведь как-никак, я - рюкзак, но, к счастью, мама не выпускала меня из рук. Наш тук-тук весело помчался в город.
Здравствуй, Камбоджа! Кстати, вы, наверняка, заметили, что меня назвали в честь страны, которая помогла мне с мамой встретиться…
Гостевой дом оказался небольшим, но очень уютным двухэтажным зданием при въезде в город. Наш водитель Плат живет и работает в этом же доме.
Пока взрослые общались с хозяином гостиницы, Плат принес всем свежайшего сока из манго и ананаса. Поднимаясь на второй этаж к нашей комнате, мы насчитали 18 ящерок, спящих прямо на выбеленных стенах! Комната, в которой кроме трех кроватей, кондиционера, холодильника, шкафа был еще и душ с горячей водой, стоила всего 19 долларов в сутки, включая завтрак. Кстати, не во всех гостевых домах есть кондиционеры и душ.
Как потом я узнала, моя бабушка называет себя «самостоятельным путешественником». Она сама продумывает и организовывает все поездки нашей семьи, внимательно в интернете изучает информацию, общается с людьми на форумах, находит перелеты и гостиницы. Вот и наш гостевой дом она нашла через рекомендации ее единомышленников. И этот дом стал нашим жилищем на ближайшие три дня. Было уже поздно, надо было ложиться спать, потому что в следующие дни нас ждали незабываемые приключения, и нам надо было быть в форме.
Проснулись мы рано утром от щебетания птиц, которые, спрятавшись от уже горячего солнца в пальмовых листьях, весело переговаривались друг с другом. На открытой террасе нас ждал английский завтрак: яйца, бекон, тосты, джем, кофе и свежевыжатый сок. Бабушка – большой любитель кофе – была очень удивлена тем, как подают кофе. Чашечка сконструирована, как маленький кофейник для эспрессо – в верхний уровень насыпают сам кофе, а напиток под давлением перетекает в нижнюю отдельную чашку.
Плат, с которым мы договорились еще накануне, ждал нас возле тук-тука. Мы собирались начать осмотр храмов древнейшего города Ангкора. Это город-музей, включающий в себя более 100 дворцов и храмов, расположенный на площади около 3000 км2. У нас был составлен план, в какой последовательности лучше посетить храмы, но Плат внес в этот план свои коррективы, о чем мы ни разу не пожалели. Тук-тук, подпрыгивая и издавая забавные звуки, повез нас на встречу с легендой.
Вдоль асфальтированных дорог спешили люди, толкая перед собой большие тележки с товаром, стояли припаркованные тук-туки, водители и детвора, играющая на обочине, радостно приветствовали нас и махали руками. Езда оказалась легкой и приятной, нас освежающе обдувал ветерок, и мы во все глаза смотрели на яркие рисовые поля и буйство тропической зелени.
Еще издалека мы увидели огромные, уходящие ввысь «шишки» - башни главного храма Анкгор-Вата. Но оказалось, что подъехать к храму не так-то просто, он опоясан со всех сторон огромным рвом шириной 190 м., который символизирует океаны мира. Построил это чудо света в XII веке кхмерский король Сурьяварман. Кхмеры – основная часть населения Камбоджи. По легенде король кхмеров был сыном бога Индры. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры — он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкгор-Ват — это точная копия коровника Индры. Ничего себе коровник!
Оставив наш транспорт на специальной площадке, мы по вымощенной дороге через главные ворота приближались к растущему у нас на глазах храму. Анкгор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. У террас разная высота. Чем и достигается удивительный эффект — по мере приближения храм увеличивается в размере. Все стены покрыты удивительной затейливой резьбой. Чаще всего это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую.
Венчают храм пять башен, похожих на шишки или ананасы. Высота самой высокой башни 65 м. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно взобраться по довольно крутой лестнице. Хм, а как же отсюда спускаться? Теперь понятно, зачем некоторые туристы заказывают подъем над храмом на воздушном шаре… Собрав волю в кулак, потихонечку сползаем вниз, иначе это не назовешь.
Сегодня мы хотим еще посмотреть другой храм Анкгор-Тхом (Большой город) с великолепным буддийским храмом «Байон».
На парковке нас со всех сторон окружают дети, предлагая купить открытки и сувениры: «Ван доллар, Ван доллар, плиз!» Прекрасные сувениры, сделанные своими руками: украшения, брелоки, новогодние игрушки, статуэтки, музыкальные инструменты стоят всего один доллар. Уму непостижимо! Покупаем браслеты из соломки, дудочку и питьевую воду. Еще очень хочется взять бананов, чтобы покормить обезьянок, которых здесь пруд пруди. Но Плат говорит, что остановимся по дороге и там возьмем фруктов.
И действительно, дальше вдоль дорог стоят женщины и дети с бананами и лотосами в руках. «Лотосы?» - удивляемся мы. Оказывается, обезьянки их обожают. Не успели мы выйти из тук-тука и купить опять же за доллар лакомств, как к нам прибежала стайка мартышек.
Потом мы поняли, что даже можно и не выходить из нашей «кареты», обезьяны, что побольше и понаглей, сами залезут в салон и возьмут, что им понравится. Так случилось на следующий день, когда мы, купив на рынке множество фруктов и упаковку стирального порошка, остановились возле очередной стайки. Крупный самец спокойненько уселся на сиденье возле бабушки, и пока она его кормила, другой схватил пакет с покупками и, отбежав в сторону, начал его исследовать. «Порошок, отдай порошок», - призывала бабушка: «ты отравишься». Разорвав упаковку и поняв, что это не вкусно, он отшвырнул его в сторону и удалился на дерево с нашими фруктами.
Мы же направлялись в Анкгор-Том, а наш гид-водитель рассказывал нам истории о стране и храмах. О существовании этого города знали и сами кхмеры, и европейцы. Однако бурная растительность настолько затянула заброшенные постройки, что пройти к ним стало невозможным, и постепенно они затерялись среди джунглей. Лишь в 1861 году французский натуралист Анри Муо, заплутав, наткнулся на живописные развалины Анкгора, которые долго искал. То, что предстало глазам Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто растительностью, с которой приходится постоянно бороться. Если Анкгор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.
Через мост, с перилами в виде 9-голового змея Нага, которого одной стороны держат боги, с другой — демоны, мы шли к цитадели древнего города Анкгор-Тому. Когда-то здесь, на Королевской площади, был дворцовый комплекс, включавший в себя сам дворец и несколько храмов. От всего этого великолепия осталась лишь одна башня. По легенде, в этой башне жила душа девятиглавой змеи, властительницы королевства. С наступлением темноты она принимала облик женщины, и правитель должен был каждую ночь подниматься к ней. Поскольку короли уже давно не живут в Анкгоре, и дух змеи здесь больше не появляется.
Рядом с местом, где стоял когда-то королевский дворец возвышается потрясающий и загадочный храм Байон. Издалека он похож на замок, построенный детьми на берегу моря из песка. А когда приближаешься поближе, то невольно замираешь от его величия. 52 причудливые башни и стены украшены барельефами, изображающими различные сценки из повседневной жизни древних кхмеров, танцующих на лотосе апсар, а также 200 ликов улыбающегося буддистского божества.
Совершенно потрясенные красотой Байона, с какой-то снизошедшей на нас благодатью в душе мы окончили наш первый день осмотра храмов и решили продолжить завтра.
На обратном пути Плат оставил нас в Сием-Репе, где мы хотели осмотреться. Маленькие кафе манили запахом специй, лавочки ремесленников зазывали причудливыми поделками. Что еще надо для отличного завершения насыщенного эмоциями и впечатлениями дня!
Мы остановились поужинать в семейном ресторанчике. Камбоджийскя кухня пришлась нам по душе. В основном в ней овощи, рис и морепродукты. Мясо местное население практически не употребляет, за исключением курицы и свинины.
На наш вопрос, почему нигде не видно в меню говядины, Плат дал нам удивительное объяснение: корова слишком большая, ее мясо просто негде хранить. То есть, камбоджийцам даже в голову не приходит, что мясо можно заморозить и убрать в холодильник, они едят только свежее! Да и вообще мясо – это дорогое удовольствие. Свинина – блюдо праздничное. Но, как сказала бабушка, при таком разнообразии и богатейшем выборе вкусных и дешевых овощей и фруктов, она сама легко бы стала вегетарианкой.
Невозможно не упомянуть, что ужин на троих со свежевыжатыми соками обошелся всего в десять долларов. Кстати, местное население предпочитает принимать именно доллары в качестве средства оплаты.
Подкрепившись, мы пошли по шумной, освещенной огнями улице, разглядывая прохожих. Камбоджийцы очень приветливые и приятные люди. С удивительной красоты глазами и пухлыми губами. Они улыбаются, как нигде в мире. Их белозубые улыбки адресуются тебе абсолютно искренне, не потому что так вежливо, не потому что так принято, и даже не потому что все туристы – это потенциальные деньги. Нет! Просто этот народ пережил так много, что научился радоваться жизни, и, конечно же, буддизм (их основная вера) дает людям удивительное внутреннее сияние и простоту.
По обеим сторонам улицы нам то и дело попадались надписи “FishMassage”, укрепленные над большими аквариумами с маленькими серыми рыбками. Выбрав один из таких аквариумов, мы отважились попробовать. Снимая обувь, человек садится, и ему для начала омывают ноги от пыли и грязи. Затем ноги надо опустить в аквариум, и рыбки гара-руфа буквально набрасываются на ноги! Мама говорит, что это очень-очень приятно, хотя и щекотно. Рыбки кусают верхний отшелушивающийся слой кожи, и делают, таким образом, пилинг ног. А еще можно опустить руки в воду, если они не заняты баночкой с содовой или пива, которое вам предложат обязательно.
После расслабляющего массажа, снявшего усталость с ног, находивших за день не один километр, можно было и возвращаться домой. В гостинице нас приветствовали все те ящерки, бегающие по стенам или дремлющие под потолком. Просыпаться нам предстояло с рассветом, чтобы успеть осмотреть самое важное до наступления изнуряющей жары.
Два следующих дня мы посвятили осмотру не менее интересных храмов, где нас сопровождал Плат, рассказывая увлекательные истории. Кхмеры строили свои храмы примерно так: они просто нагромождали каменные глыбы друг на друга, а потом отсекали все лишнее. Между блоками камней нет никакого цементирующего соединения. А самое непонятное – откуда привозили эти каменные глыбы, ведь нигде в округе не найден подобный камень. Видимо, и в правду, Анкгор построен богами.
Специально, чтобы люди имели представление о том, как выглядел Анкгор еще сто лет назад, один из храмов - Та Пром не реставрируют и полностью не расчищают от растений. Сквозь его каменные блоки, остатки колонн, башен прорастают огромные корни удивительного дерева – баньяна. Семечко баньяна, попадая во влажную среду, способно прорасти где угодно. Вот и оплетают эти деревья своими корнями древние глыбы, придавливая своим весом и постепенно разрушая.
Другой храм, очень мне понравившийся, называют Бантей Срей или «храм женщин». Это одна из ранних построек Анкгора, конца X века. Он абсолютно отличается от других анкгорских храмов по архитектуре и сделан из другого камня. Изящный, грациозный резной храм больше похож на сказочный кукольный домик. Говорят, что раньше и его украшали фигуры апсар.
Мы же решили посмотреть на апсар наяву и для этого вечером отправились на танцевальное представление. Конечно же, понять странные танцы апсар сложно, но маленькие фигурки танцовщиц в богато украшенных нарядах завораживают. Их руки, а особенно кисти двигаются вопреки физиологии, выгибаясь и извиваясь, как змеи.
А змей самых настоящих мы увидели на озере Тонлесап. Его еще называют внутренним морем Камбоджи, глубина которого достигает при разливе 9 метров. По берегам озера, хотя нет, не по берегам, а прямо на самом озере живут рыбаки. Их дома расположены на лодках и плотах. Здесь есть даже плавучая мэрия, ресторан и школа.
Мы заехали (заплыли) в школу. Занятия здесь идут и в августе тоже. Дети разных возрастов от 6 до 10 лет занимались на первом этаже, а те, что постарше - на втором. На школьной доске мелом были написаны примеры с дробями. Изумленная бабушка спросила, а для детей какого возраста эти примеры. Оказалось, что для всех младших. «И что вот эти малыши знают дроби?» - показала она на самых маленьких. «Ну, да,» - не менее удивившись, ответил учитель.
Вообще про камбоджийских детей можно говорить много. Большеглазые дети, говорящие на английском лет с трех, протягивающие к тебе сувениры, напитки или даже огромную змею со словами: «Onedollar. Onlyonedollar», не могут не вызывать умиления, жалости и желания купить у них все. В один из дней мы, накупив сладостей, специально остановились у одной из отдаленных деревень. Завидя нас, дети, игравшие с собачкой, побежали к обочине. Мы вышли из тука-тука и начали раздавать подарки. Плат посоветовал нам купить печеньки из воздушного риса, сказав, что это любимое лакомство местных детей. Дети же принесли нам в ответ пальмовый сахар. Они, не задумываясь, делились с другими детьми своим печеньем и, хрустя им, каждый пытался погладить длинные светлые волосы моей мамочки. Я им тоже очень понравилась, они, толкая друг друга, показывали на меня.
Камбоджийцы с восхищением смотрят на приезжих, мы для них – воплощение другого удивительного далекого мира. Особенно им нравятся блондины в очках и желательно полные. Плат, смеясь, сказал, что если белый, значит красивый, в очках – умный, полный значит богатый, то есть ему есть, что кушать. Вот так моя семья почувствовала себя прямо-таки звездами: красивыми, умными, хоть и не очень богатыми (кроме меня, мое пузико пришлось всем по душе).
Три дня в Камбодже пролетели очень быстро, интересно, насыщенно. Мы уезжали дальше на море во Вьетнам, увозя с собой самые лучшие впечатления, эмоции и множество сувениров.
Сувениры везла я сама, ведь я же должна помогать своей семье.
А уже дома, в Казахстане, я узнала, что меня есть старшая сестра Московия, а через год у нас появилась Абу-Дабия. Мы очень дружны и вместе любим вспоминать свои истории. Желаем и Вам приятных поездок и новых открытий!
На конкурс «Пиши и путешествуй на Pandaland.kz».