empty image Левиафан семейной жизни
5 минут - 25.03.2015, 03:32
empty image

Левиафан семейной жизни

5 минут - 25.03.2015, 03:32

5 февраля в Казахстане стартовал прокат уже успевшего нашуметь фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Впрочем, многие посмотрели его гораздо раньше – в Европе кино вышло еще в ноябре и, соответственно, вскоре появилось в открытом доступе в сети.  

 

Если вы ждете, что сейчас я начну тянуть волынку на тему вечного мотива – борьбы маленького человека с  большой системой – напрасно. Фильм действительно об этом, но к чему повторяться, если интернет и без моей рецензии кишит подобными отзывами на любой вкус, цвет и размер. Я попробую рассмотреть это, с позволения сказать, кинополотно с другой стороны. С точки зрения семьи. Семьи и того, что ее убивает.

 

Северный приморский городок. Главный герой живет на земле, последние сто лет принадлежавшей его семье. Тихо живет, никого не трогает. И тут приходит злой дядя-мэр и хочет эту землю отнять. В общем, как обычно. И вроде борется герой, барахтается, и друзья рядом вертятся – если бы этот фильм снял Михалков, то в конце обязательно были бы слова про честь и гордость, и наши бы победили. Но фильм снял Звягинцев, поэтому никакого пафоса вы не дождетесь. Все будет, как оно бывает на самом деле. В жизни, а не в патриотическом кино.   

 

Так что же семья? На фоне основной драмы раскрывается занятная история отдельно взятой ячейки общества. Расклад, в принципе, банальный. Муж, жена, сын-подросток. Дом, работа, какой-никакой круг друзей. Вроде все нормально, все как у всех. Нормальным в какой-то момент начинает казаться даже то, что жена изменяет мужу с приехавшим из Москвы другом-адвокатом. Мужниным другом, ага. И, судя по всему, не в первый раз. Как-то довольно обыденно у них это все происходит. Поднялись в номер, сделали дело на скорую руку, дальше пошли. И все это так спокойно, что даже не шокирует. Женщина привычно готовит приемному сыну завтрак, а потом привычно идет к любовнику. Мужчина привычно пьет водку со знакомыми ментами, а в это время за углом приезжий друг привычно занимается сексом с его женой.

 

Знаете, что есть Левиафан в семейной жизни? Вот это вот все и есть. Привычка. Обыденность. Равнодушие.

 

Там, в кино, никто не ходит по дому в растянутых трениках или потертом халате. Все красивы и фактурны. Главный герой донельзя мужествен, его жена ухожена и изящна, столичный друг вполне столичен. Но вот эта вот обыденность, если откинуть в сторону главный конфликт, - она сквозит в каждой сцене, в каждом диалоге, в выражениях лиц. Обыденность подкрадывается на мягких лапах, незаметно, как кошка. И захватывает, крепко сжимая кольца. Вырваться практически невозможно.

 

Как часто мы привыкаем к чудовищности происходящего и начинаем считать это нормой. До тех пор, пока не отвесят отрезвляющую оплеуху или не обольют ледяной водой – вот тогда да, тогда мы очнемся: госссподи, да как же так можно!  И равно как рассказанная режиссером история могла развернуться не только в российской глубинке, но и в любой другой точке земного шара, так и трагедия отдельно взятой семьи является бичом большинства семей во всем мире.

 

Не хочется заканчивать на грустной ноте. Потому что, если принять печальный финал как данность, как неизбежность – стоит ли вообще браться за дело? Давайте бороться, что ли. Каждый со своим персональным Левиафаном. 

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 


Menu
×