Дисциплина и наказание

Дисциплина и наказание


Тема детской дисциплины еще тот холливар! У каждого взрослого есть свое мнение насчет того, как должен вести себя ребенок в обществе, и какими способами добиться этого поведения. В реальности в мире еще никогда не рождалось ни идеальных детей, ни идеальных родителей. Для начала признаем это, как факт, и смиримся.

Почему дети ведут себя плохо? Частой причиной так называемого плохого поведения является попытка ребенка привлечь к себе внимание родителей. Бывают у вас такие случаи? Думаю, бывают, и часто. Еще одной причиной является стремление ребенка играть или исследовать, но поскольку ребенок мал, то способы выражения этого желания нам, взрослым, кажутся неуместными. Все эти варианты с точки зрения педагогики не являются плохим поведением. Их в расчет не берем!

Иногда ребенок плохо ведет себя и истерит, потому что устал, проголодался, или ему скучно. И так бывает, что и родители в этот момент будут обязательно уставшие и голодные. Такое может приключиться во время посещений публичных мест, на прогулках, в путешествиях. Тут тоже все понятно. Утомились, хотим есть и домой, все вокруг начинает раздражать.

Случаются биологические предпосылки плохого поведения. И в некоторых случаях требуется профессиональное или медицинское вмешательство для коррекции поведения. НО подобные случаи все же редкость. 

Давайте рассмотрим варианты настоящего плохого поведения. Самая главная причина, по которой дети ведут себя по-настоящему плохо: они не усвоили границ поведения, которые мы, взрослые, им не задали. И говоря о родительской дисциплине, я буду иметь в виду именно этот вариант.

Вот ситуация: любой родитель от души рассмеется, увидев, как малыш впервые додумался опрокинуть на голову тарелку с едой. Ведь он такой забавный и сладкий в этот момент. Малыш запоминает: если я так сделаю снова, значит всем понравится и все будут веселиться. И запомнит. И сделает еще. Другой пример: иногда взрослые дают противоречивые сообщения по поводу приемлемого поведения. Например родители запрещают что-то делать, а бабушки и дедушки разрешают. Это мешает ребенку успешно усвоить категории «можно» и «нельзя».

Тут мы и подошли к вопросу дисциплины. Некоторые путают дисциплину с наказанием, это не одно и то же. Наказание – это одна из дисциплинных тактик, к которой прибегают родители. Дисциплина преследует две задачи: устранить нежелательное поведение и обеспечить желаемое. Устанавливается дисциплина через наказание и подкрепление.

Положительное подкрепление: когда вы увеличиваете вероятность поведения путем дополнения к ситуации: сделал хорошее дело? Хвалите ребенка или разрешаете что-то особенное, делаете подарок).

Отрицательное подкрепление: когда вы увеличиваете вероятность поведения путем устранения стимулирующего фактора (Если сделаешь уроки, родители не будут опять ворчать).

Чем отличается подкрепление от наказания? Наказанием вы хотите СНИЗИТЬ вероятность повторного поведения. Подкреплением наоборот УВЕЛИЧИТЬ вероятность повторного поведения.

Наказание (положительное и отрицательное) – это крайняя мера. И оптимальным вариантом считается отрицательное наказание в паре с положительным подкреплением. Примеры отрицательного наказания: тайм-аут либо лишение привилегий. К сожалению, взрослые чаще прибегают к положительным наказаниям: ругани, угрозам, физическим наказаниям.

Руганью можно добиться кратковременного эффекта, но в долгосрочной перспективе, если вы часто ругаете ребенка, ответом может стать его ярость или игнорирование ругани. А ведь наша цель какая? Исключить нежелательное поведение.

Физические наказания НЕДОПУСТИМЫ. Существует множество исследований, доказывающих связь между насилием в детстве и поведением во взрослой жизни. Дети, которых часто били в детстве, часто вырастают в бытовых насильников. Дети старшего возраста, к которым применяют физическое насилие, чаще демонстрируют криминальное поведение и агрессию. У детей, которые выросли в семье, где физическое насилие является обыденным делом, ниже самооценка, хуже успеваемость и сильная предрасположенность к депрессии. Некоторые аргументируют тем, что легкий шлепок не причиняет физической боли и не имеет физических последствий для ребенка. Но дело в том, что легкие шлепки быстро перестают работать и родители, сами того не замечая, начинают бить ребенка сильнее и переходят границу. И еще хотела бы отметить, что физическим наказанием является любое действие, причиняющее ребенку физическую боль. Надеюсь, я вас убедила.

Поговорим об отрицательных наказаниях. А точнее, о правилах их применения.

Любой проступок надо анализировать с точки зрения возраста и развития ребенка. Будет странно требовать от тодлера содержать свою комнату в чистоте и наказывать за беспорядок. Хотя от более взрослого ребенка уже можно требовать порядка. Неприемлемо наказывать ребенка за поступки, связанные с процессом его физиологического развития. За то, что ребенок обмочился или сосет свой палец.

Наказание должно осуществляться так, чтобы ребенок понимал, почему и за что конкретно его наказывают. Он должен видеть связь и воспринимать наказание, как следствие конкретного нежелательного поведения. Потому что ту связь, которую видят родители, ребенок может не видеть и не понимать.

Даже во время наказания должно сохраняться уважение к личности ребенка. Не должно быть насмешек, издевок, шейминга, оскорблений. Наказание НИКОГДА не должно использоваться в качестве мести.

Вариант отрицательного наказания: техника тайм-аута. Когда ребенка отправляют в безопасное ограниченное пространство, где он должен провести определенное время в социальной изоляции.

Это эффективная методика для прекращения истерик, драк и криков. О да, истерики - это большой вызов для родителя. Знаю по себе. Единственный верный способ в борьбе с истериками - игнорирование. Ведь ваша цель не только прекратить истерику в этот раз, а предотвратить подобное поведение в будущем.

Тайм-аут применим для детей с 1,5 до 5-6 лет, но более эффективен с 3 лет. Как долго должен длиться тайм-аут? Для детей младше 3 лет одной минуты достаточно. Для 5-6 леток – 7-8 минут. Очень важно в этот период максимально игнорировать ребенка. Игнорировать кричащего ребенка трудно, но лишь тогда он осознает, что его поведение недопустимо и научится стратегии самоуспокоения. Если ребенок пытается покинуть место тайм-аута, нужно его снова туда вернуть, спокойно, без какой-либо вербальной или эмоциональной реакции. Если это повторяется, то надо в нескольких словах спокойно объяснить (конечно берем в расчет возраст ребенка), что это будет повторяться, пока ребенок не успокоится.

С первого раза тайм-аут не получится. Ни у кого не получается. Вам понадобятся спокойствие, терпение и время. Для более взрослого возраста лучше использовать технику лишения привилегий. Примеры лишения привилегий: отмена карманных денег, запрет на прогулку с друзьями, просмотр ТВ и пр.

Помните, наказания – это про НЕЛЬЗЯ, а не про МОЖНО и НУЖНО. Поэтому более прагматичный подход – использовать тактику подкрепления. И родительское внимание - это мощный инструмент. Очень жаль, что родители часто обращают внимание на ребенка именно в минуты непослушания. Сами не ведая, они показывают, что вот он – эффективный способ привлечь к себе внимание.

А почему бы не обращать внимание на ребенка как раз в тот момент, когда он ведет себя хорошо? Хвалить, ласкать, поощрять? Вспомните одну из форм поощрения, которая активно применяется в детсадах – звездочки. Убрал игрушки, сходил в туалет, использовал ложку – вот тебе звездочка. Для кого-то сам факт звездочки уже награда. Для кого-то – это символ предстоящего поощрения.

К детям постарше некоторые педагоги рекомендуют применять систему жетонов. За хорошие поступки (убрал комнату, выгулял собаку, помыл посуду, прочел книгу) выдаются жетоны, за плохие – отнимаются. Жетоны обмениваются на привилегии. Лично я пока с сомнением отношусь к подобной стратегии. Мне кажется, что это переводит все в плоскость товарных отношений с ребенком. Хотя привилегии ведь бывают разные, не только материальные. Может быть, однажды я изменю свое мнение.

И вот финальные вишенки на торт: 1) культивируем позитивные коммуникации; 2) устанавливаем понятную для ребенка рутину и правила; 3) все указания озвучиваем четко и понятно; 4) проверяем исполнение.

Желаю, чтобы на вашем столе, уважаемые родители, был вкусный торт с вишнями! Успехов вам!

ИСТОЧНИКИ:

Strahan, E. Y., Dixon, W. E., & Banks, J. B. (2010). Parenting with reason evidence-based approaches to parenting dilemmas. New York, NY: Routledge.

Фото babyblog.ru

Автор: Динара Кусаин | 15 Октября 2018 |  157
Теги:

ДЕТИ   ВОСПИТАНИЕ   НАКАЗАНИЕ   ДИСЦИПЛИНА   ТАЙМ-АУТ   ШЛЕПКИ   ОГРАНИЧЕНИЕ   СТРОГОСТЬ  





Поделиться:


Популярные блоги