Сломленная мать Сломленная мать
15 минут - 05.02.2019, 09:36
Сломленная мать

Сломленная мать

15 минут - 05.02.2019, 09:36

Размышления о материнстве после прочтения главы "Сломленная мать" К.П. Эстесс в ее книге "Бегущая с волками", опираясь на мой личный и профессиональный опыт...

Что ломает мать в казахстанской действительности?

КУЛЬТУРА

За годы наблюдений и многочисленных консультаций понимаю, что культура, с одной стороны - это то, что важно поддерживать, беречь, хранить, передавать дальше, как подпитывающий корень, дающий силу, уверенность, ресурсы.  С другой стороны, в своей извращенной форме, она сдерживает рост, ломает судьбы, в том числе и материнство. Например, традиция отдавать ребенка на воспитание бабушке и дедушке. Отношения между матерью и ребенком ломаются зачастую навсегда, в таких отношениях, как правило, много боли, обид, гнетущего чувства вины и неуверенности.

Возможно, раньше традиция отдавать ребенка на воспитание своим родителям была жизненной необходимостью, также, как и новобрачным жить вместе с родителями одной большой расширенной семьей для того, чтобы выжить, вести хозяйство, что-то сохранить и приумножить. Но то, что раньше было необходимостью, в силу изменений, происходящих в мире и обществе, становится опасной и разрушительной обремененностью, насилием. Для того, чтобы выживать и развиваться, обществу необходимо знание.

В этой связи Маргарет Мид выделила три вида культур.

Постфигуративная культура: знание передается от отца к сыну.

Кофигуративная - происходит обмен знаниями, внедрения новшеств, дети и взрослые учатся у сверстников.

И префигуративная - где взрослые также учатся у своих детей. Не в это ли время мы живем? Посмотрите на маленьких детей, их способности быстро осваивать технику и все возрастающую зависимость старшего поколения от младшего в этой области: "Сынок, покажи, сынок, помоги разобраться, куда нажать?".

Недавно наблюдала за семьей, где первого ребенка отдали бабушке и дедушке в провинцию, сами молодые живут в большом городе. Глядя на бабушку, напрашивался вопрос: хватит ли ей сил, желания, времени, современных знаний и требований, чтобы полноценно заботиться о малыше? Сама природа, как мне видится, наделяет женщину определенным детородным возрастом, пока она в силах полноценно заботиться о ребенке. Вспоминаю себя и то, сколько мне, молодой и энергичной женщине 22 лет, нужно было сил для того, чтобы физически заниматься с сыном, делать ему массаж, обеспечить необходимый для его развития подвижный образ жизни, прогулки на свежем воздухе, постоянное внимание.

Опыт консультирования подростков, которые испытывали гнев, раздражение, стыд, вину, боль от невозможности наладить близкие доверительные отношения с мамами, родившими их в 45-50, поскольку эти мамы были очень далеки от интересов молодежи, к тому же малоподвижными - и физически, и ментально, подтверждал разрушительное влияние традиции. Есть, конечно, и другие примеры, когда мамы такого же возраста были действительно замечательными мамами, способными восполнить потребности подростка: энергичными, интересными, любящими, со зрелыми родительскими чувствами, не обремененными финансовыми и карьерными трудностями, как более молодые мамы. За рубежом, конечно, также не торопятся рожать, но это уже другая культура и другой уровень социальной защищенности.

МАЛОДУШИЕ

Еще одним наблюдением было, как не сумевшие/не захотевшие отстоять свое право на своевременное родительство, смирившись с дикими требованиями своих престарелых родителей отдать им ребенка на воспитание, начинали производить ту же модель со своими собственными детьми, иносказательно требуя примерно следующее: "Я не развивался вовремя, мне не дали вкусить дар родительства (или мне хотелось погулять, поучиться, поработать и т.п.), дай мне теперь своего ребенка, я таки подрос для этого к своим 40-50 и чувствую, что родительские чувства у меня, наконец, вызрели, теперь хочу реализовать себя как родитель. Но за твой счет. Отдай мне своего ребенка, у тебя еще будут".

И так "абортируется" родительство нового поколения, продолжают поддерживаться инфантилы, не способные развивать свое родительство вовремя, но вызревающие, когда физические силы уже на исходе и тогда они, в свою очередь, смогут потребовать "свое", опираясь на культуру и значимую категорию своего "почтенного" возраста, которому нельзя возразить. У каждой жизни свои возможности, свои сроки вызревания. Каждому овощу, как говорится, свой сезон. Поля засевают по весне, урожай собирают осенью, не наоборот. "Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, а зима катит в глаза". Неважно, как пропела: сама или заставили. Каждый за свой жизненный выбор, за свое малодушие платит сам.

МУЖ ИНФАНТИЛ

Еще одно наблюдение, вытекающее из "абортированного" старшим поколением своевременного родительства у младших. Поскольку молодой мужчина чувствует, что нагрузку за него взял отец, то делать дома ему, собственно, и нечего. Он начинает всецело отдавать себя на деловом, а нередко и на любовном поприще.  Его супруга часто выполняет роль домохозяйки, беря на себя все домашние хлопоты в духе семейной традиции. Заниматься ребенком, выполняя непосильный груз забот о всей расширенной семье, зачастую не хватает времени.

СОРЕВНОВАНИЯ ЗА ЗВАНИЕ ЛУЧШЕЙ СНОХИ

Консультируя, я слышала жуткие истории о диких соревнованиях между семьями, где беременные снохи вынуждены были завоевывать звание лучшей снохи ценой непосильного труда, подорванного здоровья, неоднократных смертей своих детей-выкидышей, за что бедные женщины получали дополнительное чувство вины и неполноценности. Но, удивительно, стоило женщине выйти из соревнования и уехать подальше от судей - жизнь налаживалась, здоровье поправлялось, дети рождались.

ЗАКОНЫ "ГОСТЕПРИИМСТВА"

Я видела, как молодая мама вместо того, чтобы почитать своему малышу сказку на ночь, нежно гладить его головку и петь колыбельную, полночи обслуживала пьяных гостей, потому что так требуют законы гостеприимства. Маленький сонный ребенок слонялся между ними и некому было вытереть ему носик, из которого зеленым густым потоком сопли стекали вниз, затрудняя дыхание. Он часто болел, как будто хотя бы через болезнь хотел привлечь внимание мамы. Через какое-то время ее будут осуждать за то, что ее сын такой-сякой "дебилоид", но предпочтут забыть про "законы гостеприимства", которые были превыше всего.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДУРОСТИ СТАРШИХ

Я видела дедушек, которые забавлялись, вставляя малышу сигарету в рот и обучая его материться, как будто это самое важное, что может передать патриарх семьи своему маленькому наследнику, то, что будет строить его жизнь и приносить успех и как порицались действия мамы малыша, направленные на его оздоровление, обучение.

СПЛЕТНИ, ОСУЖДЕНИЕ

Еще один способ сломить мать. Как выразить неприятие, агрессию, ревность, ненависть к женщине, избраннице сына, брата? Критика, сплетни, осуждение, открытое или за спиной. "Не так воспитывает, не так готовит, не так ухаживает за мужем, не так относится к родственникам, не так выглядит, много рожает"  - это тоже попытки сломать материнство. Знаю женщину, которая, забеременев третьим ребенком, прочувствовала на себе весь гнет сплетен и осуждения, а одна родственница даже не постеснялась их озвучить: "Ты, как крольчиха, каждый год рожаешь! Может, надо уже там зашить тебе что-нибудь?" Прошло время. Было тяжело. Подчас невыносимо. Но женщину это не сломило. У нее три дорогих любимых мальчика. А все остальные, возможно, до сих пор не поняли, что делали и какие раны наносили вместо поддержки.

МАТЕРИ, ЗАРАЖАЮЩИЕ ГОРЕЧЬЮ

А еще я видела, как беременным вторыми, третьими детьми женщинам их мамы, отравленные собственным травматичным опытом, советовали сделать аборт, запугивали "Ты что, с ума сошла! Иди на работу, так и погрязнешь в этих пеленках". Хотя быть поставленной перед таким выбором – немыслимое дело, и все же матери испокон веков вынуждены делать такой выбор. Подчиняйся правилам и убей своих детей, а не то... И это продолжается. Если мать вынуждена выбирать между ребенком и обществом, в таком обществе есть что-то безумно жестокое и бессмысленное. Общество, которое требует причинить вред душе, чтобы следовать его предписаниям – общество тяжело больное. Это "общество" может быть средой, в которой живет женщина, но, что еще ужаснее, оно может быть тем, что она носит и в собственной душе, тем, чьим приказам она подчиняется". (К.П. Эстесс "Бегущая с волками").

ГНОБЁЖ ОБЩЕСТВА

Сидеть дома с ребенком, быть домохозяйкой в современном обществе не престижно, унизительно даже. Поддавшись на провокацию, не выдержав такого морального давления, пытаясь сохранить свое лицо, вернуть мужа или доказать, что тоже способна зарабатывать, как и многие его коллеги-женщины, которыми он бесконечно восхищается и ставит в пример, жена вынуждена бежать на работу, оставляя свое материнство.

МУЖ ЛЕНТЯЙ

Еще одна причина сломленного материнства - очень себя берегущие и лелеющие мужчины, которым работать и содержать семью противопоказано, и они гонят роженицу на работу, создают морально невыносимую, угнетающую для матери атмосферу, заставляя испытывать напряжение, страх и вину, что, несомненно, отразится и на самочувствии ребенка.

Список, как сломать материнство, к сожалению, можно еще долго продолжать. Это список также о том, как губить детство, как разрушать семьи или делать их культурно "крепкими", убивая женщину изнутри, как паук высасывает муху, оставляя от нее лишь оболочку:  вроде муха есть, а вроде уже и не муха. Очень похоже на сломленную мать: вроде и мать, но какая-то сломленная...


Menu
×