Записки сумаcшедшего
Недавно муж пришел с работы и рассказал об одной байке в сети. На распространенный вопрос «Что больнее, рожать или получить по яйцам» давался нетривиальный ответ: «Больнее по яйцам. Потому что после того, как тебе дадут между ног, еще раз не хочется». И хотя на самом деле невозможно измерить, что же больнее, феномен родов, а именно готовность большинства женщин рожать еще и еще, испытав боль, действительно поражает.
Но всё же, насколько это больно и страшно, рожать? И какие выводы я сделала, чтобы в следующий раз сделать «это» легче, короче, приятнее, безопаснее? Через 8,5 месяцев после родов я решила написать свои «Записки сумасшедшего», чтобы, возможно, помочь другим и самой не забыть, как же это было.
Часть 1. Университет родов
Не сказать, что я боялась родов. Я старалась не думать о страшном и просто готовилась. Как готовятся к экзамену, сессии, аттестации, осознавая, что будет страшно, но при этом понимая одну простую истину – чем больше подготовки, тем будет легче в процессе. Как говорил Суворов, тяжело в учении – легко в бою. А так как самое страшное лично для меня – это неизвестность, в первую очередь, я сконцентрировалась на информации, не забывая о физ. подготовке.
Итак, в чем состояла моя подготовка к родам:
1. Постановка на учет
2. Замечательная книга Грентли Дик-Рида «Роды без боли». Можно читать здесь
3. Курсы в центре Мама+ от семейной пары Керей
4. Йога для беременных
Подготовка к родам сводилась к простой философии: беременность и роды – естественное и здоровое состояние организма, требующее, тем не менее, детального изучения азов.
Ведение беременности для многих – вопрос достаточно спорный и болезненный. Страховка на работе вполне покрывала ведение беременности в ВЕКе или ЦММ, однако, взвесив все за и против, выяснив ФИО моего участкового врача, начитавшись отзывов в сети, я все же решила поставить над собой эксперимент и пошла в женскую консультацию по месту жительства. Да, я стояла в долгих очередях, чтобы попасть на прием или сдать анализ, да, мне приходилось бегать «на сторону», чтобы пройти узких специалистов, и да, обхват мне мерили старым сантиметром, взвешивали на доисторических весах с грузиком, а давление мерили, используя фонендоскоп с одним наушником. Но были и очевидные плюсы: компетентный врач, очень хорошая медсестра, относительно инфекционно-«чистая» очередь на анализы (наша ЖК была отдельно от поликлиники, поэтому в очереди на анализы сидели только беременные, без больных и сопливых). Поэтому, могу сказать, что эксперимент удался.
Книгу я нашла приблизительно на 12-ой неделе, тогда же и начала читать, постепенно и неторопливо переваривая информацию. Особенно это было полезно на фоне замедляющейся аналитической функции моего мозга. Книга отличается легкостью изложения и замечательным позитивным настроем, который необходим женщинам в столь нежном периоде формирования новой жизни.
Курсы в центре Мама+ я посещала уже на 32-ой неделе. Многие, кто посещал эти курсы, были в группах либо у Майи Серикбаевны, либо у Айбека Кереевича. Первую неделю занятий я ходила после работы к Майе Серикбаевне, а затем после выхода в декрет отходила неделю к Айбеку Кереевичу. Именно благодаря этому получила, как говорят, “bestofbothworlds” - лучшее от обоих преподавателей, т.к. материал, как это ни странно, отличался. Более того, отличалась и подача материала, видимо, в силу разницы полов и разницы практического опыта врача-преподавателя и преподавателя-врача.
Если на этом образовательная подготовка была закончена, то с физической подготовкой были проблемы. Все курсы, которые были в г. Алматы на тот момент, шли в будние дни с 9:00 до 18:30. Что для работающей беременной было не совсем удобно. На вопрос «А что же делать работающим?» администраторы пожимали плечами. Решение было достаточно тривиальным – youtube. Замечательный канал Pregnancy Yoga by Ekhart я смотрела каждый день. Эти курсы помогли мне преодолеть боли в спине и ногах, а также улучшить растяжку.
Часть 2. Мальчик, который кричал «Волк»
Итак, к 34-ой неделе я была вооружена и, как мне казалось, готова. В силу личных обстоятельств (а именно, в силу прописки в г. Караганда и наличию родителей мужа в г. Астана), я оставила родного мужа в одиночестве осуществлять переезд на новую квартиру в Алматы, а сама уехала к маме в Караганду оформлять декретные, чтобы затем родить в Астане.
Оформление декретных – это отдельная история, поэтому опустим ее. В Караганде я начала замечать признаки грядущего события, а именно – опущение живота и коротенькие тренировочные схватки. На 36-ой неделе, прибыв сразу после Наурыза в Астану, я первым делом поехала договариваться о родах в выбранном мною Перинатальном Центре №1, и встала на учет в местную ЖК.
Впечатлений и сравнений Астаны с Алматой была масса. Бросалась материальная обеспеченность бюджетной медицины Астаны по сравнению с Алматой. В поликлинике, которая меня подхватила на последние 4 недели, весы были электронные, баночки для мочи – пластиковые, одноразовые, сантиметр – новый, да и вся техника, от УЗИ аппаратов до КТГ, – новейшая. Погода не радовала: муж звонил и щебетал о цветущей сирени, а я упорно гуляла против ветра по набережной около Ишима, который никак не хотел таять. Запахи со стороны болота всё пытались вызвать во мне поздний токсикоз, но, к счастью, безуспешно.
Время шло, тренировочные схватки усиливались, пробка отходила, молозиво пачкало постельное белье, а родов всё не было. Лунный календарь родов и астрологический прогноз был перечитан от корки до корки. Были выучены штук 10 колыбельных и просто хороших народных песен на казахском. Пару раз, как мальчик из сказки, который кричал «Волк!», я думала, что вот оно, даже залезала от боли в ванну и усиленно дышала. Ан нет. Волк так и не приходил.
К 39-ой неделе мое терпение и терпение моих родичей начало истекать и в ПДР я поехала к врачу, с которым договорилась рожать. Хитро на меня глянув, она сказала: «К пятнице родишь». Как в воду глядела.
Часть 3. «…Иван Израилич роялем придавленный, а вы кричите, сиську просите»
25 апреля, в четверг, в 11:00 утра началось действо. Мой живот начал потихоньку подрагивать и тянуться к низу. Посчитав перерывы таймером, но решив не обнадеживать окружающих, я решила все-таки делать упражнения по правильной вставке черепа в таз (см. курсы Мама+) и дышать. Потом сходила-таки в ЖК, коль скоро мне было назначено. Гинеколог к моему счастью подтвердил, что «матка на дыбах, сегодня –завтра родишь». Сестра моего мужа, с которой мы болтали с утра, решила ритмики ради помочь мне, сыграв весь 2-ой концерт Рахманинова на домашнем фортепиано. Весело вспоминая между делом фильм «Ширли-Мырли», где главные герои рождались как раз под это произведение, мы и не заметили, как дело клонилось к вечеру.
Часов в 6 вечера я начала намекать родителям, что пора-де двигаться в сторону роддома. А путь, надо сказать, не близкий. Мой Перинатальный Центр находился ближе к астанинскому аэропорту, нежели к городу, поэтому надо было выехать либо до вечерних пробок, либо после них, либо звонить в скорую. Решили дождаться 8 вечера и заодно закончить запихивание конского мяса в конскую кишку, приправляя всё это чесноком. Заодно позвонила мужу в Алмату, заранее предупредив, чтобы «особо не беспокоился и не надеялся». Муж ответил, что не будет и попросил не расстраиваться, если его сотовый будет вне зоны – «батарейка садится». Маме в Караганду решила не звонить – она, конечно, могла приехать, но вдруг опять ложный вызов?
В 8:30 вечера я была в приемном отделении. Со словами «вам же в частное» меня отправили прямиком в мое отделение на 3-й этаж. Дежурный врач проверял раскрытие, медсестра делала КТГ, когда муж появился в дверях отделения прямиком с рейса Алматы-Астана. Настроение было хорошее, боли особой не было, я ходила и шутила с врачами и медсестрами, как поручик Ржевский. А в это время в коридоре были слышны стоны девушки и торопливые шаги ее мужа, который бегал по коридору и искал их врача. Глянув на молодого человека, я признала в нем парикмахера моей мамы – турка, который вот уже лет пять как живет в Караганде. Позвонила маме, рассказала, а она мне «я тоже еду в Астану». Вот так к полуночи все собрались у меня.
Как раз к полуночи и начались характерные для второго периода родов поясничные боли, и мне стало уже не до шуточек. Силы начали кончаться, и я немного пожалела о том, что всё это время, с 11 утра, ни разу не поспала. Моя мама застала меня уже в душе, когда я снимала боль горячей водой. Вытащив меня оттуда, она взяла меня за руку и мы втроем с акушером-гинекологом прошли последние 2 с половиной часа.
Где-то час из этих 2,5 часов я провела с опорой на руках, глядя в окна, в которых была видна ночная степь да степь кругом. Остальные – в кровати, пытаясь держать непослушные ноги в шпагате. Руки мамы успокаивали, но еще больше успокаивали руки моего врача. От одного ее прикосновения боль становилась легче. Еще легче становилось, когда я, уже в полусознании, слышала, как она командовала «Готовьте стол для новорожденного» или «Зовите неонатолога» - это значило, что осталось немного. Как оказалось, это была хитрость, неонатологом, да и новорожденным еще и не пахло. Но это придавало сил и заставляло двигаться дальше.
В 2:32, так и не проронив ни одного крика или стона, я родила свою Биби. Биби же напротив, хорошенько крикнула, легла на мой живот, оглядела всю комнату деловым взглядом и, положив большой палец левой руки в рот, деловито засопела.
И началась совсем новая жизнь.
Часть 4. После драки кулаками не машут?
Послеродовой период, о котором зачастую ничего не говорят и не пишут, удивил болезненными сосками, испугал всё никак не начинающимся молоком, разочаровал, как мне казалось, долгим заживлением внешних детородных органов, пугал коликами и моими разрушающимися зубами и ногтями. Но со временем всё встало на свои места. Сейчас нашей Биби 8 месяцев и, рефлексируя свой опыт, я понимаю, что, в отличие от мужика, которому дали по причинному месту, я готова сделать это еще раз. С некоторыми поправками. Вот мои официальные резолюции:
- В следующий раз я буду усерднее заниматься физической подготовкой. Растяжки моего полушпагата, как ни крути, не хватало. И органы малого таза могли бы быть поэластичнее (не игнорируйте витамин Е).
- В следующий раз я буду тщательней следить за своим здоровьем и не болеть. Две простуды не отразились на ребенке, но их было видно на последе.
- В следующий раз я буду тщательней следить за зубами. В результате всех приключений мне депульпировали один зуб и вскоре я буду носить скобки, а затем и коронку. И это с учетом того, что раньше проблем с зубами не было вообще.
- В следующий раз я снова поеду в Астану. Потому что мне понравилось!