Быть мамой в Голландии: то, чего мы не знаем
Меня зовут Карина. 14 марта 2014 года появился на свет наш маленький сынок Оливер Джейкоб. Шла 35-я неделя беременности. Ничего не подозревая, я сидела в саду, попивала сок и наслаждалась весенним солнышком. Вдруг я почувствовала, как животик начал каменеть. Поначалу не придала этому значения, подумав, что это тренировочные схватки, тем более ни болей, ни дискомфорта я не испытывала. Так продолжалось до вечера, сокращались перерывы между «схватками». Вечером, заподозрив неладное, я позвонила в регистратуру гинекологического отделения больницы города Лелистад, в котором мы живём. Благо больница в 10 минутах езды от нашего дома. Мне сказали приехать на проверку. Взяв на всякий случай упакованные накануне сумки, мы с мужем отправились в больницу, где после осмотра, нас удивили, дескать «Всё! Рожаем!» Ну, надо, так надо.
Перенесёмся немного в прошлое. При подтверждении беременности, я ходила к врачам-гинекологам. Почему во множественном лице? Потому что в Голландии беременная женщина обычно ходит на контроль к частным акушеркам и лишь по медицинским показаниям непосредственно к врачу-гинекологу в самой больнице. В связи с тем, что у меня были проблемы со здоровьем, я наблюдалась у врача-гинеколога, а так как их несколько и все они «fully booked», то я ходила к тому врачу, у которого было «окно» в определённый день. Благо медицинское досье ведется в электронном виде, и все анализы и наблюдения, сделанные накануне, мог видеть любой врач в системе.
Беременность протекала не так гладко, как хотелось бы. В Нидерландах при каких-либо осложнениях беременность на сроке до 12 недель не сохраняется. Вас с тонусом живота не положат в больницу, и не будут делать инъекции прогестерона, но-шпы, магнезии и т.п. Поэтому спасение утопающих =) дело рук самих утопающих. Зная об этом заранее, я привезла с собой необходимые препараты и, проконсультировавшись с казахстанским врачом, успешно пропила поддерживающий курс.
Следует отметить, что в Нидерландах госпитали находятся в районных центрах, до которых некоторым мамочкам, для того, чтобы родить, нужно добираться в течение 10-60 минут. Карета «Скорой помощи» приезжает в крайне редких случаях. В основном практикуется самостоятельный приезд в больницу.
Вы наверняка уже слышали о том, что в Голландии широко распространены «домашние роды». В середине беременности, страховая компания присылает женщине внушительного размера коробку с принадлежностями, которые могут понадобиться во время домашних родов. В случае, если этот набор не был использован, страховая компания просит вас переслать этот набор обратно, в целях заботы об окружающей среде. Во время наблюдения у акушера вам расскажут о процедуре домашних родов. Конечно же, главным условием является нормальное протекание беременности, без медицинских противопоказаний.
Честно признаюсь, что я сразу для себя решила, что выберу партнёрские роды и только в стенах медицинского учреждения. Слишком много «а вдруг» приходило в голову. В видео-порталах вы можете ознакомиться с многочисленными фильмами о домашних родах в Нидерландах, поэтому вернёмся в родильную палату госпиталя в день 13 марта.
Палата была очень уютной и располагающей. К слову, их всего 4 в данной больнице. Все они в своей цветовой гамме: фиолетовая, голубая, оранжевая и зелёная. Откуда я это знаю? Во время подготовки к родам, меня приглашали на День открытых дверей в это самое отделение, где будущим мамам рассказывали всё о процессе родов и проводили экскурсию по палатам. Мне досталась фиолетовая комната, в ней есть персональная уборная, телевизор, кресла для посетителей, весы, лампа для малыша и даже кровать для партнёра, в нашем случае для моего мужа, в случае, если процесс родов затянется. Мне сразу же поставили датчики КТГ, от которых пузико убежало в противоположную сторону. Нам постоянно предлагали напитки, что-нибудь поесть и спрашивали, что ещё могут сделать для нас. В палате был беспроводной интернет, с помощью которого в течение всего процесса я была на связи с родными в Казахстане. В соседней комнате стоит оборудование для экстренных случаев.
Схватки после стимуляции усиливались, и я попросила сделать мне анестезию. Я заранее знала, благодаря Дню открытых дверей, что в этом госпитале существуют два вида анестезии: морфий и эпидуральная анестезия. Мне настоятельно рекомендовали морфий, и я согласилась. Тотчас привезли аппарат, ввели систему мне в руку и дали пульт, которым я могла контролировать частоту поступления препарата. Система хорошо помогала до момента потугов, тогда с меня сняли систему анестезии, и начался непосредственно момент родов. В общей сложности роды длились 13 часов. В течение всего процесса мой муж был со мной, не отходя от меня ни на шаг. После того, как мне поставили анестезию, я просто приказала супругу, изрядно уставшему, лечь отдохнуть.
Потуги разрешились рождением ребенка. В качестве поощрения за старания, мне на грудь положили маленький и такой родной комочек весом в 3,3 кг, тепло укутанный и в модной шапочке, кряхтя, обнявший меня. Затем медсестра дала мне в руки ножницы, и я сама перерезала пуповину, столько месяцев соединявшую нас с ребенком.
В Голландии в больницах есть абсолютно всё для новорожденных, включая полный комплект одежды, всевозможные простыночки, пелёночки, памперсы и т.д. Это на случай, если родители приехали в больницу второпях.
В то время как проводились послеродовые гигиенические процедуры, я наслаждалась общением с малышом. Затем его отлучили ненадолго, чтобы осмотреть, взвесить. Так как Оливер родился на пять недель раньше, его отвезли в неонатальное отделение, где его осмотрел врач-неонатолог, который констатировал, что лёгкие малыша раскрыты не полностью, что затрудняло его самостоятельное дыхание. Малютку перевели в «Intensive care» и положили на аппарат CPEP (СиПЭП).
В это время, меня перевели в палату, где со мной лежали ещё три мамочки. Палата была оснащена по последнему слову техники, в уборной стояли персональные наборы с гигиеническими средствами. Через некоторое время медсестра объяснила мне процедуру сцеживания молока, принесла набор и сам аппарат для сцеживания и сказала, что сейчас каждая капля жизненно необходима ребенку. К малышу можно было приходить в любое время, приветствовался и более того мотивировался контакт кожа к коже, это когда ребёночка выкладывают на грудь маме или даже папе для того, чтобы он чувствовал тепло, заботу и любовь. Я очень беспокоилась, что он там один и хорошо ли о нём заботятся, но сходив туда, я успокоилась. Современное оборудование, идеальная чистота, приветливые и профессиональные медсёстры, державшие всё под контролем, убедили меня в том, что всё будет хорошо.
Немного математики. Сами роды стоили 2100 евро. Уход за новорожденным в течении 12 дней 4400 евро. Всё это в Голландии покрывается стандартным страховым полисом, который является обязательным для всех частных лиц. Мой полис, расширенный, включает в себя дополнительные услуги, такие как анестезия, физиотерапия до родов (курсы и массаж для беременных) и после, покрытие стоимости медицинских услуг за рубежом, оплата оптических приборов в случае нарушения зрения, до и послеродовой уход, частичное покрытие стоимости домашнего молокоотсоса и это далеко не весь список. Кстати, ребёнок до 18 лет застрахован на имя матери, то есть выплачивается один страховой полис, а пользуются им двое.
Отойдём от темы. В Голландии существует практика послеродового ухода. Что это значит? До родов к вам на дом приходит медсестра от частной практики и предлагает вам услуги послеродового ухода, спрашивает каковы ваши ожидания и пожелания по уходу и помощи после родов. Непосредственно в первый день после выписки, домой приходит медсестра и показывает растерянной мамочке с чего начать, как ухаживать за ребёнком, также предоставляют помощь по дому, включая элементарную уборку, готовку, вплоть до того, что если мама плохо отошла от родов, она полностью следит за малышом, пока мама отдыхает и приносит малыша на кормление к маме в кровать. Кровать, кстати, должна быть определённой вышины для того, чтобы медсёстры не напрягали спины во время ухода, для этого на дом поставляются специальные подставки под кровать. Длительность таких услуг зависит от вида страхового полиса и договоренности между двумя сторонами.
Выписали нас спустя 12 дней, удостоверившись, в том, что малыш может самостоятельно дышать, а также самостоятельно кушать (так как питание какое-то время поступало через зонд). Ну а дома и стены лечат!.. Малыш быстренько нагнал сверстников, но это уже другая история, о которой я расскажу позже, если вам будет интересно.
Благодарю Вас за то, что дочитали до конца =)
*Язык и стиль автора сохранены
Идея рубрики: Айна Досмахамбеткызы