Инфоповодом для написания этой статьи (тема которой давно нас волновала) могло послужить что угодно – поломанных шоу-бизнесом и кинематографом, а главное – родительскими амбициями детских судеб – масса, но тут случилось, что случилось: шоу «Голос. Дети», победа Микеллы – дочери певицы Алсу, инициированная Первым каналом проверка голосования и печальный для девочки итог – результаты конкурса аннулируются, пересъемка финала — 24 мая.
Стоило ли оно того? Нужно ли было это первое место ценой непомерного для ребенка стресса? Как вообще складываются судьбы детей-звезд? Обо всем этом мы поговорили с заслуженной артисткой РК, руководителем ТПО «Киноактер», киностудии «Казахфильм» Жанной Куанышевой.
Жанна Куанышева: Подробностей именно этой истории я не знаю, анализировать не могу, но кроме возмущения и досады на все происходящее – у меня эта ситуация ничего не вызывает. Детки, которые принимали участие в этом шоу, конечно, не совсем малыши, прошли ни один конкурс – опытные, закаленные, с характером, но и они не застрахованы от того, что благодаря такому чудовищному стрессу, у них не останется на всю дальнейшую жизнь шрам на сердце. Не понимаю родителей, которые из-за собственных нереализованных амбиций или желания социализироваться заставляют детей быть заложниками их проблем и внутренних болячек. Дети – не игрушки, нельзя за их счет скрашивать свою жизнь и заставлять их делать то, на что сами взрослые не в состоянии замахнуться: или достигать каких-то успехов, или зарабатывать деньги, или быть популярными. Это и возмущает больше всего. Неважно: кому и что там присудили. Это бизнес. Ничего личного. Дело жестокое.
Вы говорите это родителям, которые приводят к вам детей на кастинг?
Когда ко мне приходят мамы с детьми в надежде, что этот маленький человечек продвинется, я всем говорю: «Вы хорошо подумали? Вы знаете, на что толкаете ребенка?» Абсолютно уверена: лет до двенадцати ребенка никуда не нужно водить. Детям этого не надо. У них и так достаточно возможностей общаться и социализироваться: они ходят в садик, в развивающие центры и кружки, сидят в сети - достаточно общения и интересов, нет никакой необходимости влезать в ту грязь, которая называется шоу-бизнесом.
А если ребенок талантлив?
Хорошо, если ребенок дорос до более или менее осознанного возраста – лет до двенадцати. Если он реально талантлив, что отмечают не только родители, но и педагоги. Если он действительно что-то может показать и морально к этому готов, а это происходит не раньше 12-13 лет, когда психика ребенка сформирована, модель поведения более или менее стабильна и его трудно сбить с пути, тогда, конечно, стоит попробовать. С другой стороны, смотрю сейчас на продукт еще советской «Утренней звезды», на судьбы тех детей, которые и не дети уже, а изломанные взрослые, на ушедшую недавно из жизни Юлию Началову, да и многих остальных - тоже, и думаю: и что же в это всем было хорошего? Маленьких, хороших, неопытных ребят погрузили в эту жесткую систему, которая ломает души и здоровье. Зачем?
В киноиндустрии все так же жестко?
В кино – другая история. Это чаще всего разовое явление. Допустим, ребенок понравился, подошел по типажу и возрасту. Для него нанимается нянечка, на съемки приглашается мама, его окружают максимальным комфортом. Он выдергивается из привычного окружения буквально дня на три, ну семь, максимум месяц, а потом возвращается с привычную жизнь. Стрессу его стараются не подвергать, делается все, чтобы ребенок не заболел, не расстроился, чтобы он мог работать – каждый съемочный день стоит больших денег. И то, это большой стресс!
С другой стороны, это может иметь отдаленные последствия. Снимался мальчик, например, в фильме «Шиза» Бодрова, которого нашли в каком-то детском доме – хороший, талантливый, интересный. Пока три месяца шли съемки, все вертелось вокруг него. Представляете, попасть после детского дома на съемочную площадку, когда вокруг тебя ассистенты режиссера, костюмеры, операторы и гримеры – все тебя обнимают, обожают, говорят какой ты талантливый. А потом проходит съемочное время и тебя возвращают обратно, и хорошо, если в любящую семью, а тут – в детский дом. И все, Жизнь сломана! Читала недавно, что этот мальчик в последствии отказался учиться, зациклился на том, что станет актером и сейчас сидит в тюрьме. А произошла рядовая ситуация: съемки закончились, интерес к ребенку пропал, он больше не нужен. Даже если не брать таких экстремальных примеров, посмотрите практически на любую историю, когда ребенок был звездой в детстве. Это сломанная жизнь! Да, бывало и такое, когда ребенок воспитывался в психологически здоровой семье и мог вернуться в нее с наименьшими потерями - у него и без кино было много интересов и увлечений, но это случается редко. И еще важно помнить всем родителям: из тысячи детей пробивается один. Где шансы, что это будет ваш ребенок? Не советую рисковать!
Ваши внуки участвуют в кинопробах?
Нет. Я категорически против того, чтобы подвергать своих внуков такому страшному риску. Они должны жить в нормальной, благополучной, спокойной и здравомыслящей среде. Это для меня в приоритете.
Понимаете, дети, которые попадают в кино или шоу-бизнес, занимаются достижением не тех целей, которые нужны нормальному человеку. Пусть на какое-то время это приносит деньги, но какой ценой? Если родители хотят воспитать здорового, нормального ребенка, крепкого, с устойчивой психикой, нормальной профессией, нормальным образом жизни и нормальным окружением, то шоу-бизнес – это последнее, к чему надо обращаться. В ребенка закладываются ложные ценности, нет внутреннего порядка и понимания – что в жизни правильно, а что – нет.
А если ребенок сам очень хочет?
Когда ко мне приводят детей, как к человеку, который занимается кастингами и подбором актеров, я сразу вижу – ребенок пришел из-за того, что мама или бабушка сильно этого хотят, или он на самом деле талантлив. Даже при наличии таланта, я никогда не скажу - идите в кино. Я за альтернативный путь: курсы актерского мастерства, художественную студию, музыкальную школу… Ребенка надо отдать туда, где он будет находится в нормальной и соответствующей возрасту среде – среди других детей, где не будет коммерческой и PR составляющих. Когда цель родителей – развить задатки, сделать так, чтобы ребенок не болтался на улице, а занимался тем, что ему интересно – это отлично! А когда хотят реализоваться за его счет и окунуть его туда, где работают взрослые люди, и до него никому нет никакого дела, я против. Мне очень жаль детей.
Кастинг — это же тоже стресс?
Все зависит от характера ребенка и его возраста. Кто-то начинает рыдать, кто-то замыкается в себе, кто-то реагирует более или менее спокойно. Трехлетний ребенок может ничего и не понять, шестилетний тоже достаточно просто к этому относится, больше, как к развлечению, а вот десятилетний уже переживает, и достаточно сильно! Но тем не менее, любой кастинг - это стресс. Любой. Ребенок ждет ответа. И если, не дай Бог, его не выбрали, а не выбрали, возможно, потому что у него волосы не того цвета, или возраст не тот, или глаза не такие, а не потому что плох, может быть и наоборот – слишком хорош, ему этого не объяснить. Он все равно будет думать, что он хуже тех, кто прошел. Поэтому я считаю, что человек должен сначала вырасти, а потом уже строить свою карьеру – так, как ему хочется.
Вам удается отговорить мам ходить по кастингам с детьми?
Каждый день по пять человек отговариваю! Если родители адекватны – они всегда хотят для детей лучшего, вопрос в том, что сегодня трудно разобраться – что оно, это лучшее. Иногда людей с пути сбивают так называемые творческие школы, которые сначала берут деньги за обучение, а потом отправляют к нам, мол, обучившись, ребенок автоматически попадает в кино. Это вранье чистой воды.
Вернемся к шоу талантов. Если ребенок победил, это же позитивный опыт. Или нет?
Допустим, ребенок выиграл шоу. Это уже не тот ребенок, что был раньше: благополучный, спокойный, беззаботный. Для него детство кончилось. Постоянные поездки, выступления, интервью. Времени нет не только на друзей, но и на элементарную учебу. И тут встает вопрос – что с ними будет дальше? Это все не по возрасту. А вдруг твой звездный час так и останется в детстве? Голос изменится, внешность поменяется, мало ли! А воспоминания - как все вокруг тебя вертелось - останутся. А через три дня тебя никто уже не вспомнит – талантливых детей много: дети-индиго, они все талантливы, гениальны просто! Всегда есть кто-то, кто придет на смену. А ты уже хлебнул успеха и стал его заложником. И это цена, которую надо платить. Мы все платим страшную цену - за популярность и статус, но мы взрослые люди, а тут – дети.