Развитие речи дошкольников

Развитие речи дошкольников


Зачастую мы не задумываемся о том, что же нас отличает от всего животного мира? Мы принимаем как данность, что маленькие дети способны приучиться к сложной системе человеческого общения именно в первые годы жизни. На самом деле это сложные, внутренний и внешний процессы, которые не появляются просто так и их нужно контролировать и стимулировать. И если такое незнание могут себе позволить подростки, то родителям, желающим вырастить гармонично развитого умного и сильного человека, нужно знать все о развитии ребенка, в том числе и его речи.

Речь — это особенность высшей нервной деятельности, к которой также относят сознание и образное мышление. По мнению ученых, речь развивалась с трудовой деятельностью человека, которому необходимо было каким-то образом общаться с соплеменниками и вести совместную деятельность. Именно возможностью общения между собой, а значит постоянным обучением и анализом мы отличаемся от многих животных.

Речь создает нужные связи в мозге и развивает образное мышление, которое по мнению академика Павлова вывело человечество на новую ступень развития. Как и многие другие факторы, развитие связной речи дошкольников очень важно для будущего гармоничного роста человека на протяжении всей жизни.

Каким образом происходит развитие речи дошкольников?

Общение для человека — это возможность облечь свои мысли и поделиться ими, и развитие речи ребенка, на самом деле, происходит намного раньше, чем он начнет говорить. Развитие речи детей дошкольного возраста можно разделить на несколько этапов:

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте

Первый этап – это развитие речи детей младшего дошкольного возраста, к которому относят детей до 4 лет.  

Особенности:

  1. Новорожденный кроха реагирует на все внешние воздействия и адаптируется к ним. Если вдуматься во все процессы, которые происходят в организме маленького ребенка в первые годы жизни, то можно остаться глубоко впечатленным. Маленький кроха, как губка впитывает всё что видит, слышит и чувствует. На этом этапе развития обязательно говорить с ребенком, поощрять его желание проявлять эмоции даже несвязными звуками и криками. Очень важен тон, которым вы общаетесь с ним - он должен быть мягким. Если ребенок до 6-7 месяцев не начал "гуление", проговаривание слогов и лепет, значит вам нужно проговаривать их вместе с ним, тем самым стимулируя его повторять.
  2. Примерно к году ребенок говорит свое первое слово. Если же этого не происходит, то скорее всего у него еще недостаточно навыков. Вы можете ему помочь, если будете проговаривать рядом с ним вслух всё, что видите. Также, важно начать с простых слогов «ай-яй», «гав-гав».
  3. После первого слова, как правило, развитие речи должно пойти активными темпами, а словарный запас ребенка будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Конечно же, это будет возможно только при постоянных занятиях с ребенком. В этот период очень важно рассказывать ребенку сказки, задавать загадки и вести с ним диалог.
  4. В 3-4 года у ребенка уже набирается небольшой словарной запас, состоящий из 1000-1500 слов. Теперь он будет говорить беспрерывно и комментировать все свои действия – очень важно показать ребенку, что его слова важны. И чем больше вы будете общаться с ребенком, тем сильнее будут его когнитивные навыки.

Каким образом происходит развитие речи дошкольников

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста охватывает 2 года – 5 и 6 лет.

Особенности:

  1. В возрасте пяти и шести лет ребенок начинает осваивать не только ситуативную речь, при которой идет обсуждение только окружающей среды – в этом возрасте он приходит к контекстной и объяснительной речи. Контекстная речь возможно только при наличии связного мышления, когда ребенок начинает изъясняться предложениями. Контекстная речь означает, что ребенку не нужна картинка для рассказа, ему достаточно его памяти и воображения. Это возможно только в случае постоянного общения и обучения, потому что для контекстной речи нужно владение грамматическими формами и склонениями.
  2. Самой сложной является освоение объяснительной речи, когда ребенок может выстраивать сложные логические выводы и находить связь между явлениями самостоятельно. Это очень важный этап развития, который увеличивает шансы ребенка на быстрое освоение логики и вообще быстрой обучаемости. Объяснительная речь важна для общего развития и может даваться не сразу, но, как правило, до 7 лет ребенок с ней знаком.

Как видите, развитие детей дошкольного возраста — это сложный процесс, в котором активно должны участвовать родители. Именно постоянное наблюдение за увлекательным процессом обучения вашего ребенка, а также своевременное вмешательство позволят ему развиваться правильно.

А как насчет игр на тему развитие речи?

Продолжение статьи читайте ниже ⇓
Теги:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ   РАЗВИТИЕ РЕЧИ   РЕЧЬ   ДОШКОЛЬНИКИ   ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ  





Поделиться:



Интересные статьи



Рекомендуемые