В столице Малайзии Куале-Лумпур 31 июля 2015 года решается судьба столицы Зимней Олимпиады 2022 года. Причем, случай беспрецедентный – в финале всего два города Пекин и Алматы, все остальные отказались от участия в конкурсе. Первоначально свои заявки подавали десять городов: Барселона, Мюнхен, Давос и Санкт-Мориц, Осло, Краков , Стокгольм, Львов , Пекин и Алматы. Первой с дистанции сошла опытная в проведении Игр Барселона, Летняя Олимпиада там успешно прошла в 1992 году и построенные тогда спортобъекты используются по сей день. Но на этот раз власти города посчитали, что не успеют построить новые площадки и перенесли заявку на 2026 год. Вслед за Барселоной свою заявку на проведение Зимних Олимпийских игр 2022 отозвал Мюнхен.
Жители четырех районов Баварии выразили протест против проведения Зимней Олимпиады в Германии, в основном это были состоятельные бюргеры, которым не хотелось соседствовать с грандиозными стройками и любоваться испорченным альпийским пейзажем. Потом выбыл из гонки самый зимний город - Стокгольм. Официально отказ объяснили "экономическими причинами", шведские налогоплательщики задались вопросом, зачем в период мирового кризиса тратить деньги на спортивную инфраструктуру.
В марте 2014 года половина жителей сытой Швейцарии тоже проголосовали против траты 300 миллионов франков из резерва кантона на Олимпиаду и порчу знаменитых горных пейзажей. И это несмотря на заверения местного министра спорта о том, что проведение игр привлечет туристов и поможет развить спортивно-туристическую инфраструктуру. И тут понеслось.
В конце мая 2014 года 69% жителей Кракова на референдуме тоже высказались против проведения в их городе зимних Олимпийских игр 2022 года. Осенью и Норвежская партия прогресса начала активно противится Олимпиаде в Осло и ее поддержало большинство населения этой благополучной страны. Во Львове, как известно, с февраля этого года стало совсем не до спортивных соревнований. После этого беспрецедентного отказа городов-претендентов от Олимпиады в МОКе даже заговорили о системном кризисе движения.
«Олимпийские игры перестают быть поднятием престижа страны и толчком для развития, а влекут неоправданные убытки, - прокомментировал ситуацию соавтор доклада «Сочи-2014: десять лет без права на закон» Дмитрий Шевченко, - МОК перешел своеобразный Рубикон: теперь уже никак не приходится говорить, что Олимпийские игры - это «построение лучшего мира», как записано в Олимпийской хартии. Пройдет совсем немного времени, и Олимпийские игры останутся исключительно уделом стран «третьего мира» и государств «со странностями».
Впрочем балансирование на грани фола наблюдалось за всю их новейшую историю Игр, журналисты российского медиа-холдинга «Коммерсант» даже провели историческое расследование и узнали, что споры о доходности соревнований начались уже после первого конгресса Международного олимпийского комитета, состоявшегося в 1894 году. Тогда затраты на первые Игры в Афинах втрое превысили рассчитанную сумму, и греческому монарху Георгу I пришлось собирать пожертвования на более чем миллион драхм, чтобы положить начало современной Олимпиады.
Все последующие годы олимпийское движение тоже держалось за счет спонсоров. В 1928 году в Амстердаме спортсменов заселяли на время Олимпиады в опустевшие на лето школы, а американская команда жила на своем пароходе. В 1932 году в Лос-Анджелесе для атлетов были воздвигнуты дешевые сборные деревянные домики, после чего в обиход и вошло понятие «Олимпийская деревня».
Организация Олимпиады была на высоте лишь в фашистской Германии. Тогда в 1936 году, по приказу Гитлера на подготовку бросили силы всей страны и из госбюджета пожертвовали 30 млн. долларов. Отстроили не только спортивные объекты, но и разбили парки, создали торговые центры и рестораны. Правда с берлинских улиц исчезли антисемитские плакаты и цыгане, как рассадник преступности. Идею спустя десятилетия подхватили в СССР, когда в 1980 году во время Московской Олимпиады за 101 километр тоже выслали всех «неблагонадежных», пишет Российская газета «Коммерсант».
А вот первая послевоенная Олимпиада в полуразрушенном Лондоне была признана самой скромной в истории Игр. Перемены начались только в 1960 году в Риме. В городе, куда ведут все дороги, провели масштабные работы, что дало возможность заработать многим строительным компаниям. Всего на Олимпиаду потратили около 45 млн. долларов. Тогда игры впервые полностью транслировали по телевидению, однако это все равно не восполнило убытков. Американская CBS заплатила за права трансляции всего 394 тыс. долларов.
После телевизионного успеха римской Олимпиады многие производители спортивной одежды и снаряжения начали предлагать свои услуги. Однако руководство МОК упорно придерживалось принципов де Кубертена, основателя современных Игр, который считал, что олимпиец не может получать доход от участия в состязаниях. И это противостояние длилось до семидесятых годов. Только тогда клиенты в массовом порядке начали вкладываться в спортивные мероприятия, которые потом транслировали по телевидению. Процесс сдвинулся с места не без щедрых подарков спортфункционерам МОКа, сообщает «Коммерсант».
При этом города, где проводились Олимпиады, продолжали терпеть убытки. Расходы Московской Олимпиады достигли 1 млрд. 457,9 млн. руб. и легли тяжелым бременем на советскую экономику на долгие годы. В 1990-х годах снова Игры превратились из финансовых катастроф в доходное предприятие, в том числе и коррупционное. В 1998 году член МОК швейцарец Марк Ходлер заявил, что Атланта, Сидней и Солт-Лейк-Сити стали столицами Олимпийских игр за подношения членам МОК. В 2006 году власти Нагано заявили, что право на Олимпиаду 1998 года было завоевано не самым честным путем. В Японии членам МОК было оказано «незаконное и чрезмерное гостеприимство». На одни только развлечения олимпийских чиновников было потрачено 4,4 млн. долларов. Самый громкий скандал с участием высокопоставленного члена МОК произошел в 2004 году.
На Играх в Лондоне многих возмутило несправедливое распределение билетов. Родственники атлетов и просто любители спорта не могли попасть на стадионы, в то время как пустовали трибуны. Как оказалось, в открытую продажу поступило только 75% билетов, 8% получили глобальные спонсоры, а остальные разошлись по около спортивным организациям.
Коррупционные и убыточные скандалы сопровождали и Олимпиаду в Сочи. По отчетным документам Минэкономразвития России, страна потратила свыше 900 млрд. рублей на организацию и проведение Олимпийских игр 2014 в Сочи. По оценкам британского издания TheEconomist, сумма превышает общие затраты устроителей всех прошлых Белых олимпиад. Еще на уровне строительства в Сочи потеряли свои кресла с десяток чиновников, уличенные во взятках и откатах.
Предстоящий конкурс на право проведения игр в 2022 году войдет в историю, как самый не конкурентный. Шансов выиграть у Алматы очень мало. В 2008 году Пекин уже проводил Летнюю олимпиаду и она была признана самой массовой и дорогостоящей.
У Казахстана опыта в проведении мировых состязаний очень мало, разве что несколько Чемпионатов мира по не Олимпийским видам спорта и Азиатские Зимние игры. На них было потрачено 233,5 млрд. тенге, при этом соревноваться приехали далеко не первые составы команд. Внушительных размеров объекты сейчас по большей части простаивают и не дают ожидаемой отдачи. Не мудрено, что мировые таблоиды уже отдали победу китайцам. В статье международного агентства Reuters так прямо и пишут, что: «Международному метрополису Пекину предстоит встретиться лицом к лицу с малоизвестной Алма-Атой в схватке за право принять зимнюю Олимпиаду 2022 года». А в июньском отчете МОК говорилось о сильной зависимости Казахстана от доходов, обеспеченных экспортом нефти, что представляет некоторый финансовый риск из-за непредсказуемости мировых цен на черное золото. По мнению ряда иностранных журналистов, Казахстан также является объектом обвинений в ущемлении свободы слова и пренебрежении защитой сексуальных меньшинств от дискриминации. В 31-страничном документе, обнародованном “HumanRightsWatch”, говорится о том, что геи, лесбиянки, бисексуалы и трансгендеры живут в Казахстане “в атмосфере страха”, сталкиваясь с регулярной враждебностью и дискриминацией, даже несмотря на то, что страна декриминализировала гомосексуальные отношения в 1998 году.
В самом Казахстане мнения о целесообразности проведения Олимпиады в Алматы поделились, одни категорически против, спортфункционеры – за, рядовым гражданам абсолютно все равно:
Виктор Ким, президент федерации керлинга РК:
– Для меня не стоит вопрос: проводить Олимпиаду или нет в Казахстане? Это мероприятие двояко выпуклое, оно несет пользу не только имиджу страны, но и оздоравливает нацию. И за это стоит платить.
Эдуард Полетаев, политолог:
- Анализ предыдущих олимпиад показывает, что МОК предпочитает выбирать страны надежные, проверенные и экономически развитые. Казахстан в этом списке новое государство, но в решениях МОКа есть и противоположная тенденция: для расширения олимпийского движения привлекать новое государство, поскольку для них это высокое доверие, и они будут стараться все делать на максимально высоком уровне. Многие города берут самоотвод из-за опасения того, что затраты будут излишне велики. Надо учитывать много вещей. За счет спонсоров, за счет национальных компаний поддерживаются очень много проектов в спортивном плане, которые могут заявить о себе на международной арене.
Сулушаш Магзиева, директор, MarkerAgencyltdу в Алма-Ате :
- Олимпиада наш шанс спасти город, если мы ее выиграем за нами и подготовкой будет наблюдать все мировое сообщество. И некоторым придется считаться с этим. К тому же МОК уже обозначил Кок-Жайляу не пригодным для олимпиады. Поэтому есть вероятность, что все лыжные трассы будут делать в 15-20 км от города, проложат туда электричку, и дадут импульс к развитию пригородов. Может это наш шанс?
Кайрат Закирьянов, ректор Казахской Академии туризма и спорта:
- Что мы имеем после Азиатских игр, на которые были потрачены более 1,5 млрд. долларов? Например, Дворец спорта сейчас находится в руках АО «Казспортинвест», государством там не пахнет. Акционерному обществу нужна прибыль, в итоге во Дворце спорта проводятся выставки собак, кошек, растений, а соревнований там нет. Те же трамплины сдаются под концерты, потому что у наших спортсменов нет денег на аренду. Я обратился в правительство с вопросом о наследии Зимней универсиады. Эти соревнования будут длиться 11 дней, а что потом? Снова закроем на замок спортобъекты от детей? К Универсиаде мы собираемся строить ледовый комплекс на 12 тыс. мест, дворец спорта на 3 тыс. мест, Олимпийскую деревню на 5 тыс. мест. При этом студенты Алматы сильно нуждаются в жилье, обеспеченность общежитиями у нас составляет 50%, то есть почти 100 тыс. студентов живут по частным квартирам. В медицину мы вкладываем 30% бюджета, из них 80% тратятся на лечение болезней, которые возникают от неправильного образа жизни. По данным ВОЗ, здоровье человека только на 10% зависит от уровня развития медицины, а от физической активности – на 50%. Почему мы не развиваем тогда массовый спорт? Если мы хотя бы 3% бюджета здравоохранения потратим на развитие массового спорта, мы сэкономим 30% .
Тетя Гуля с соседнего рынка не смогла даже толком отличить Олимпиаду от Универсиады с Азиадой:
-Так вроде уже проводили в 2011 году или в 2017 будет же, что Олимпиады так часто проводят?
Вот такой вот «аппетит» у казахстанцев к неизвестному для нашего опыта и ума – проекту, самому грандиозному международному спортивному соревнованию. Остался один день до решения Комитета по стране проведения. Завтра мы все узнаем. Если выиграет Пекин, противники проведения Олимпиады в Алматы – вздохнут с облегчением, а кто-то скажет, что шансов перед Китаем у нас не было.
Лично я всегда мечтала попасть на Олимпийские игры, сначала в качестве спортсмена, ведь занималась профессиональным спортом много лет. А затем в качестве журналиста или зрителя, но пока не получилось ни то, ни другое. Попасть на главные мировые состязания четырехлетия в своей стране, конечно, проще, но главное, чтобы потом не возникло ощущение , как после свадьбы в кредит. Муж бросил, ношенное платье никто не покупает, работы нет, а просмотр гигабайтов свадебного видео и фотографии никак не облегчает ежемесячную выплату кредита.