Капитан воздушного судна Тоты Амирова: Стресс – это когда решается вопрос твоей жизни и еще 200 жизней за твоей спиной
Мир вокруг нас

Капитан воздушного судна Тоты Амирова: Стресс – это когда решается вопрос твоей жизни и еще 200 жизней за твоей спиной

Тоты Амирова – первая женщина-пилот Казахстана, а также мама прекрасной взрослой дочери. Именно она открыла дорогу девушкам в авиации: ее первое предложение поработать было с оговоркой «для эксперимента», по ее полетам судили, стоит ли
Капитан воздушного судна Тоты Амирова: Стресс – это когда решается вопрос твоей жизни и еще 200 жизней за твоей спиной
Тоты Амирова – первая женщина-пилот Казахстана, а также мама прекрасной взрослой дочери. Именно она открыла дорогу девушкам в авиации: ее первое предложение поработать было с оговоркой «для эксперимента», по ее полетам судили, стоит ли
Капитан воздушного судна Тоты Амирова: Стресс – это когда решается вопрос твоей жизни и еще 200 жизней за твоей спиной
Тоты Амирова – первая женщина-пилот Казахстана, а также мама прекрасной взрослой дочери. Именно она открыла дорогу девушкам в авиации: ее первое предложение поработать было с оговоркой «для эксперимента», по ее полетам судили, стоит ли
22.11.2016, 12:33
Изменено: 21.04.2024, 14:29

Тоты Амирова – первая женщина-пилот Казахстана, а также мама прекрасной взрослой дочери. Именно она открыла дорогу девушкам в авиации: ее первое предложение поработать было с оговоркой «для эксперимента», по ее полетам судили, стоит ли в дальнейшем набирать девушек в Казахстанскую авиацию. Ее успех – отличный пример не только для женщин, но и для многих мужчин. Нам удалось побеседовать с ней и узнать, как начиналась карьера в авиации, сложно ли было воспитывать дочь между перелетами и что нужно, чтобы быть не только успешным пилотом, но и хорошей мамой. Эксклюзивное интервью о жизни мамы-пилота Тоты Амировой читайте в нашей статье.

- Тоты, вы первая женщина в Казахстане, которая летает на Airbus. Расскажите, как вы пришли в авиацию?

Началось все очень просто: в 17 лет поступила после школы в Рижский институт инженеров гражданской авиации в Латвии. Закончив, вернулась обратно в Казахстан и реализовала себя в авиации.

- Почему вы выбрали именно эту профессию?

Я хотела быть летчиком с лет 9-10, наверное. Мечта детства... А разве ребенок знает, почему он хочет стать кем-то? Это сейчас некоторые ребята спрашивают, сколько пилоты получают и потом стараются попасть в авиацию. А когда происходит экономический кризис и уменьшается заработная плата, начинают возмущаться и говорят, что не на это рассчитывали. Хотя в конце 90-х и в начале 2000-х, когда я начинала летать, пилотам вообще не платили, везде был развал. Мы возили «зайчиков» или дефицитные товары, на это и жили.

Pandaland Image

- Были ли какие-нибудь сложности из-за того, что вы женщина?

В Советское время не брали девушек в профессиональную авиацию, поэтому были сложности с разрешением. Но с обретением независимости Казахстан ратифицировал документы, уравнивающие права женщин и мужчин. Я снова подала заявление, чтобы мне разрешили учиться на пилота. Получила разрешение с оговоркой – «для эксперимента», и что если у меня все получится, то в дальнейшем будут набирать девушек. Сейчас уже у нас есть девушки – вторые пилоты.

Знаете, иногда молодые девушки говорят мне: «Помогите стать пилотом, хочу быть успешной, как Вы». Мне приятно, что я являюсь примером, но выбор профессии и успех – две абсолютно далекие друг от друга вещи. Успешным можно быть в любой области, а любить заниматься определенным делом – это совсем другое.Pandaland Image

- В начале карьеры вам не было страшно летать?

Что значит "страшно летать"? Это же удовольствие – управлять воздушным судном!

- Как думаете, откуда берется страх полета у пассажиров? Как с ним бороться?

Страх у пассажиров – это нормальная реакция здорового организма. Человек не птица, в генах не заложено летать, поэтому и появляется страх у некоторых пассажиров. Бороться со страхом не нужно, просто внимательно прослушайте инструкции бортпроводника и тогда вы просто отвлечетесь.

- От чего вам пришлось отказаться из-за этой работы?

Я стараюсь никогда не жертвовать собой ни ради карьеры, ни ради детей, семьи или родителей. Это чушь, когда говорят, что из-за карьеры не удалось построить семью и так далее. Если человек хочет, то все успеет. Безусловно, отказаться надо от лени, но я всегда была организованным и беспокойным человеком.

- Как бы вы описали свой самый сложный рабочий день?

Сложности в работе пилота – это не вялотекущий долгий или бурлящий рабочий день. Это могут быть буквально минуты стресса, после которых благодаришь Всевышнего, что все обошлось. А работу в Министерстве, где сейчас я являюсь инспектором и проверяю авиакомпании, вообще не сравнить с работой пилота.

- Есть какой-нибудь полет, который запомнился бы вам надолго?

Много полетов запоминаются, но самый важный день был для меня, когда в 2007 году я впервые стала капитаном воздушного судна Боинг-737 нового поколения. И не потому, что до этого в гражданской авиации Казахстана не было Капитанов-женщин больших самолетов. Это был день, который важен для меня, как моя личная история жизни, мой труд, старание, терпение. И вечером, по традиции, в ресторане я такое мероприятие «закатила», что ребята вспоминают до сих пор…Pandaland Image

- Расскажите о своей семье.

В нашей семье трое детей: я и мои два брата. Папа умер, когда я училась еще в школе, мама работала учительницей. Сейчас у меня есть прекрасные племянники. У них, как и у многих казахстанцев, в жилах течет разная кровь, казахской,  конечно, больше. Также у меня уже взрослая дочь.Pandaland Image

- Расскажите о ее детстве. Как вы воспитывали ее, какой был график работы?

По сегодняшним меркам, когда я ее родила, я была достаточно молода и занималась собственной мечтой и карьерой, поэтому как могла, так и воспитывала. Она отучилась за границей, не за счет «Болашак», подчеркиваю, а за мои заработанные деньги. Спасибо ее тренерам по художественной гимнастике, которые повлияли на ее мировоззрение. Но самые главные ее воспитатели – это бабушка с дедушкой. Пока я летала, это они возили ее по тренировкам, соревнованиям и языковым курсам. В 12 лет она была уже кандидатом в мастера спорта. Я считаю, это правильный выбор, ведь спорт закаляет характер и тело. После школы она отучилась в бакалавриате в Париже.

- С какими сложностями в воспитании вам пришлось столкнуться?

 В отличие от меня, моя дочь – очень спокойный человек, сложностей с ней никогда не было. Сейчас много возмущений по поводу того, что некоторые матери бьют детей. В детстве я, как и мои братья, получала подзатыльники от мамы, и было за что. Моя первая учительница, молодая девушка 19 лет, тоже одаривала нас линейкой по голове, но мы знали за что и не рассказывали родителям. Сейчас иногда видишь родителей, которые не останавливают хулиганистого ребенка – не думаю, что это верно. Они рискуют ребенком, так как в жизни найдутся люди, которые «остановят» и будет больно самому уже «большому ребенку». Но, совсем другое дело, когда жестоко избивают совсем маленьких детей, вдобавок для шантажа или других целей. Я думаю, нельзя вмешивать детей в отношения взрослых мужчины и женщины. Так поступают неуверенные в себе люди или у кого с психикой проблемы. Лично я никогда не возражаю, если моя дочь ездит к своим родственникам со стороны ее отца. Надо понимать, что они тоже ее любят.Pandaland Image


- Как вы считаете, ваша профессия отразилась на характере дочери? Если да, то в чем?

Хотя моя дочь с уважением относится к моей профессии, авиация ее никогда реально не захватывала. Может быть потому, что она часто в детстве со мной летала, и кабина самолета не была для нее диковинкой. Но когда встал вопрос о выборе профессии, то она сказала мне так: «Конечно, по проторенной дорожке всегда проще, но я хочу заниматься тем, что мне нравится». Она выбрала совсем другую стезю. И это хорошо, когда человек знает, чего хочет.

Думаю, моя профессия повлияла на дочь тем, что как и я, она выросла очень мобильным человеком. Она уже поработала в Нью-Йорке, стажировалась в одной кинокомпании, сейчас работает здесь на телевидении. И для нее, как и для меня – не проблема без долгих колебаний собрать чемодан и полететь куда-нибудь за границу на работу. Еще она всегда видела, что мама следит со здоровьем, постоянно ходит на фитнес или на плавание, и она берет пример с меня. Она хорошо понимает, что такое задержки рейсов, и каково это - часами находиться в аэропорту. Это научило ее терпению.

- Как часто вы бываете дома сейчас?

Сейчас работаю в комитете гражданской авиации в Министерстве, летаю по выходным, поэтому часто нахожусь дома.

- Какие преимущества у такой работы?

Я выбирала профессию пилота, как бы высокопарно не звучало, именно «сердцем». Поэтому никогда не оценивала работу пилота по преимуществам или недостаткам.

- Какие у вас семейные традиции?

Если происходит какое-то важное хорошее событие, то по традиции надо всем собраться и его «обмыть», поэтому мы устраиваем маленькое застолье, покупаем торт и соки, так как братья у меня почти не употребляют спиртное.

- В чем секрет вашего успеха?

Секрет успеха? Мне кажется, что важен не столько сам успех, а сколько пути его достижения. Иногда бывает, что есть соблазны быстрого достижения чего-либо, но я старалась и стараюсь взвесить, стоит ли «переступать ступени». Я достаточно решительный и быстрый человек, но не заслуженные вещи брать мне не нравится. Хотя если я заслужила, то я могу и отобрать (шучу, конечно).

- Как вы считаете, что нужно, чтобы быть хорошим пилотом?

Чтобы быть хорошим пилотом, надо изначально иметь хорошее здоровье, и ментальное, и физическое, так как постоянные хронические стрессы и физические нагрузки сможет выдержать только хорошо подготовленный организм. Замечу, психологический стресс офисного работника и психологический стресс пилота – это разные вещи. У пилота стресс – это когда решается вопрос твоей жизни и еще 200 жизней за твоей спиной.Pandaland Image

- А что нужно, чтобы быть хорошей мамой?

Я не знаю хорошая ли я мама, но я стараюсь привить правильные жизненные ориентиры. Например, для меня важно происхождение денег. Считаю, что не стоит брать деньги с плохой кармой и энергетикой, также не нужно брать не заработанных или не предназначенных тебе денег. Но если заработала, то нельзя пренебрегать ими. То, что предназначено тебе, оно никогда не уйдет, а если ушло, то оно и не надо было.

Добавлю, что у меня обостренное чувство справедливости. Например, я никогда не получала у государства ни квартиры, ни машины, хотя до сих пор являюсь первым и единственным капитаном воздушного судна А-320 в Казахстане. Я только и делала, что платила большие налоги, так как считаю, что претендовать на бесплатную материальную помощь могут только люди с ограниченными возможностями, больные или временно находящиеся в сложном положении. И я не считаю правильным помогать здоровым людям на постоянной основе, но оплачивать высококвалифицированных специалистов необходимо, так как рынок определяет их стоимость и они могут покинуть страну.

- Какой совет вы можете дать нашим читателям?

Совет? Разве я имею право давать советы кому-либо? Каждый решает сам, как ему жить. Я к жизни отношусь, как к дороге, которую надо пройти, и когда ты предстанешь когда-то перед Всевышним и перед нашими Аруахами, чтобы можно было сказать: «Я постаралась сделать все, что смогла».

Menu
×