Воспитание

Как в детских садах мира развивают эмоциональный интеллект

Как в детских садах мира развивают эмоциональный интеллект
Как в детских садах мира развивают эмоциональный интеллект

Не делиться игрушками, когда не хочешь, не доедать кашу, когда она остыла и противными комочками, не слышать в свой адрес: ну ты же девочка/мальчик, значит должен/должна… Это не вседозволенность, это уважительное отношение к личности ребенка. Это практикуется в детских садах по всему миру, а теперь и у нас. 

 

На детские сады в Германии спрос не меньше, чем у нас, нужно вставать в очередь, ждать, гадать – возьмут ребенка или не нет и неважно какой это сад: католический или по системе Монтессори, попасть в любой из них – удача.

Помимо трудностей с зачислением, эти сады схожи в другом – в отношении к детям. Тут даже самым маленьким дают право голоса и возможность высказать свое желание: хочет ли ребенок спать, готов ли он играть и во что именно, свободно говорить воспитателям, чем он недоволен. Но помимо этого есть и правила, которые соблюдают все дети: уборка игрушек после игры, гигиена, правила поведения за столом, уважительное отношение друг к другу. Не приветствуется в садах Германии и раннее развитие, считается, что главный навык, который должны получить дети – социальный. Дети много гуляют – в парках и лесных зонах, посещают, представителей разных профессий – от пожарных до стоматологов и играют. 

 

Если посмотреть на опыт воспитания детей в Швеции, он во многом схож, главный постулат – у детей должно быть детство. В детских садах Швеции почти все группы инклюзивные, в обычные сады ходят дети с различными заболеваниями – когда им трудно себя обслуживать, им помогает специальный воспитатель, отсюда и формируется базовое толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями. Во время прогулок детей не делят на группы – все гуляют и играют вместе, и детям позволяется то, что у нас во многих местах недопустимо – валяться в снегу, прыгать по лужам, лежать на земле, главное, чтобы родители принесли непромокаемую теплую одежду. Иногда даже обедают дети на свежем воздухе, но режим в саду выполняется неукоснительно: есть тихий час (в который необязательно спать, можно просто слушать как воспитатель читает сказку) и время для занятий (часто это различные поделки). 

В детских садах Дании также идет подготовка не к школе, а к жизни в широком смысле. Детей учат контактировать друг с другом и стараются не ограничивать их свободу. Есть и такая опция как выездные детские сады, детей собирают в одном месте, а потом вывозят на целый день гулять и играть в лес. Во многих садах детей привлекают к приготовлению еды: дети лепят лепешки, готовят базовую яичницу или отваривают лапшу. Много внимания уделяется разговору с детьми, они рассказывают, как провели выходные, с чего начали свой день, какие видели сны. 

 

В США большой упор в детских садах делается на изучение эмоций. Дети учатся понимать ту или иную эмоцию, к процессу привлекаются родители, которых просят уже дома (в качестве домашнего задания) поделиться с ребенком своими эмоциями, рассказать: как и при каких обстоятельствах родители испытывали те или иные эмоции, как они проявлялись и как с ними можно справиться. Самое строгое наказание в американском детском саду – сидение на стульчике (по минуте на год жизни), за действительно сильные проделки воспитатели самостоятельно не наказывают, а привлекают родителей. 

Нетрудно уловить схожесть детских садов по всему миру, она в том, что на первое место в воспитании ставится личность ребенка и уважительное отношение к эмоциям ребенка, развитие эмоционального интеллекта.

В Казахстане тоже есть позитивные примеры детских садов, где развитие эмоционального интеллекта - в приоритете. Что это значит? Детей учат распознавать в себе ту или иную эмоцию, проживать ее и справляться с ситуацией, а также понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.

Педагог-психолог детского сада «Куншуак» Анастасия Андреева уверяет: «Мы учим детей понимать эмоции и реагировать на них адекватно ситуации. Показываем, как решать конфликты мирным путем и строить дружеские отношения. Преподаватели разговаривают с детьми о переживаниях, учат понимать собеседника без критики и осуждения, объясняют в игровой форме как заменить драку - разговором. Перед школой особенно важны такие занятия – ребенок попадает в незнакомый коллектив, куда ему приходится встраиваться. У детей с развитым эмоциональным интеллектом адаптация походит более успешно. Даже когда ребенок сталкивается с трудностями, он может адекватно на них реагировать. Потому что он знает: у него есть возможность выбора реакции на эмоцию, он знаком с различными способами – как это делать».

Да, в детском саду «Куншуак» детей обучают распознавать эмоции и владеть ими. Дети изучают эмоции так же, как буквы и цифры. Им объясняют, что злиться – это нормально, чувствовать страх – тоже нормально, а с эмоциями можно справиться. В дальнейшем это поможет им не позволять эмоциям, особенно негативным, владеть мыслями и чувствами, искажать общение.


Когда между детьми возникают конфликтные ситуации (а они неизбежны), воспитатели объясняют, как разрешить их мирным путем вместо того, чтобы драться или уходить от конфликта, а также учат понимать собеседника, не критикуя и не осуждая. Знания для лучшего усвоения подают в игровой форме. С детьми здесь много говорят об их переживаниях, развивают положительные поведенческие реакции и поддерживают теплые, доверительные отношения. 

По мнению психолога Татьяны Тимуровны воспитатель не должен учить детей жить, невозможно «обучить жить» двух разных деток одинаковыми методами с одинаковой эффективностью – к тому же, воспитатели не претендуют на «знание жизни» в большей степени, чем родители малыша. И не должен заниматься «ранним развитием детей», потому что главный итог первого и второго года жизни – это базовое доверие (к маме, к людям, к миру), которое может развиться только в результате прочных положительно эмоционально окрашенных отношений с мамой.

Доказано, что ребенок, воспринимающий мир с позитивными чувствами, гораздо быстрее сверстников усваивает предлагаемый учебный материал – «круг радости», в котором должен находиться ребенок, обеспечивает многосторонность развития: это радость от ощущения здорового тела, радость активного движения, радость живых и ярких чувств, чуть позже – радость познания, самоузнавания.


В детском саду «Куншуак» применяются лучшие методики обучения и передовые педагогические разработки, используя ближайшие зоны развития ребенка с учетом его психического и физического здоровья. Все предметы объединены одной темой-проектом, которая длится от 1 недели до 1 месяца. Каждый проект заканчивается тематическим квестом или творческой работой детей. Чтобы любая работа запоминалась позитивным опытом.

Если вы, как мама, ставите в приоритет психологический комфорт своего ребенка и хотите для него гармоничного развития, а еще, развивать и собственный эмоциональный интеллект (ведь это важно и взрослым), можно обратиться к опыту и начать с малого: подумать над вопросами предложенными психологом детского сада "Куншуак".

 

Фото на главной: depositphotos.com

Menu