Недавно в Москве прошла уникальная операция на глаза годовалого ребенка. Мальчику был поставлен диагноз – нистагм. Диагноз, ранее считавшимся приговором, сейчас успешно поддается лечению. Редактор Pandaland Жанар Рустемова побеседовала с врачом, который проводил эту операцию, и узнала, какие глазные заболевания позволяют лечить современные технологии.
Об эксперте: Игорь Эрикович Азнаурян, доктор медицинских наук, академик академии медико-технических наук РФ, детский офтальмолог, офтальмохирург, руководитель детских глазных клиник «Ясный Взор».
- Игорь Эрикович, по данным Росстата, ежегодно 1,5 млн детей ставят ВПЕРВЫЕ диагноз, связанный с заболеваниями глаз, и это число увеличивается год от года. С чем связана не просто такая устрашающая цифра, но и ежегодный рост? Наследственность?
Наследственность, безусловно, важный фактор. Например, 40-50% детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80% - если миопия у обоих родителей. Дальнозоркость от родителей наследуется до 50% случаев.
Но причин развития глазных патологий много. Врожденные заболевания могут стать следствием сбоя в процессе закладки и развития глазного яблока внутриутробно. И ребенок появляется на свет с врожденными глазными патологиями – это и косоглазие, и ретинопатия недоношенных, и астигматизм.
Осложнением дальнозоркости может стать амблиопия – это такое нарушение зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга, при котором даже в очках зрение снижено. Амблиопия может развиваться исключительно у детей, т.к. в детском возрасте зрительная система очень пластична, и любое негативное влияние приводит к нарушениям в развитии. При дальнозоркости у детей примерно в 40% случаев развивается сходящееся содружественное косоглазие.
Косоглазие также может развиться и на фоне невылеченных других глазных патологий. Причиной могут послужить и физическая или психическая травма, стресс, нагрузка на зрение, высокая температура.
- Но, наверное, такой диагноз, как косоглазие, все-таки редкость?
Отнюдь, 2% детей уже рождаются с косоглазием, и в первые годы жизни как осложнение другой глазной патологии косоглазие появляется еще у 7-10 % детей.
Детское косоглазие – это не косметическая проблема. Отсутствие симметричного положения глаз приводит к глубоким функциональным нарушениям зрительной системы. Кроме того, косоглазие может быть не первичным, а следствием другого, подчас очень серьёзного заболевания органа зрения. 90% детей с косоглазием - не воспринимают 3D-формат. Мы даже сняли ролик, как видит ребенок с косоглазием, чтобы донести до родителей всю глубину проблемы.
- И насколько успешно лечится сейчас такое серьёзное заболевание?
Если ребенка приводят к нам на лечение своевременно, то комплексный и индивидуальный подход, применяемый в нашей клинике, позволяет в 98% случаев полностью реабилитировать ребенка: восстановить симметричное положение глаз, достичь высокой остроты зрения косящего глаза и восстановить способность к объемному стереоскопическому зрению. К тому же нами разработано несколько технологий, которые позволяют в разы ускорять лечение детей.
- Какие, например?
Для лечения косоглазия нами разработана программа математического моделирования хирургии косоглазия «Страбо».
Мы учитываем индивидуальные показатели ребенка: межзрачковое расстояние, рефракцию глаз, угол косоглазия и можем рассчитать с ювелирной точностью угол разворота глаза и определить количество операций при косоглазии, которые нужны данному ребенку, чтобы сделать его взгляд ровным. Использование данной программы позволяет не только с точностью рассчитать объем операции, но и по возможности минимизировать количество требуемых операций.
Программа математического моделирования операции по исправлению косоглазия
(до операции)
(После операции, планируемый результат)
- Вы прооперировали годовалого мальчика с нистагмом. Расскажите подробнее, что это за диагноз? Стоит ли так рано подвергать ребенка хирургическому вмешательству?
Нистагм – сложнейшее заболевание глазодвигательного аппарата, для которого характерны непроизвольные колебательные движения глаз. Этот диагноз влияет на всю зрительную систему и часто является причиной снижения остроты зрения. При нистагме нередко голова ребенка может принимать неестественное положение, так ребенок бессознательно находит эту позицию головы и начинает смотреть именно в этом положении, в котором из-за меньшего количества колебательных движений качество и острота зрения гораздо лучше.
Операция – единственный способ блокировать эти движения. В случае с нистагмом лечение нужно начинать именно с хирургии. Это фундамент для дальнейшей реабилитации. После операции станет возможным проведение мероприятий для повышения зрения.
Наша технология позволяет уменьшить амплитуду и частоту колебаний в 78% случаев при прямом взгляде и исправить вынужденное положение головы.
Если операция показана, ее нужно делать в раннем детском возрасте. Распространенное мнение, что нужно подождать, пока ребенок вырастет – неверно. Это в корне ошибочный подход, который может привести к тяжелым расстройствам зрения. Мы придерживаемся подхода ранней хирургии нистагма и косоглазия. Этот стандарт подхода к срокам хирургии принят во всех развитых странах и доказал свою эффективность.
Не стоит бояться операции. Мы отказались от применения скальпелей и ножниц в пользу современных радиоволновых технологий. Используя «безножевые» технологии минимального травмирования ткани глаза, мы сохраняем сосуды и нервные элементы. После операций, проведенных с применением описанной технологии, не остается рубцов и место операции не видно даже при пятикратном увеличении под микроскопом. В 6-8 раз сокращается срок восстановления.
В день операции пациенты могут смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и читать. В тот же день или на следующий, они уходят домой.
Результаты после операций разными способами:
- Какие еще заболевания лечат у вас в клинике?
На самом деле мы лечим все глазные патологии – начиная с банальной, но очень распространённой сейчас миопии, но зачастую к нам обращаются со сложными случаями – косоглазие, нистагм, амблиопия, птоз, осложнения после неправильно проведенного зондирования при дакриоцистите и другие.
Очень большой поток детей с амблиопией. Согласно официальной статистике, только у 2% детей в очках есть амблиопия. Но наша клиническая практика показывает, что детей с амблиопией в 10 раз больше. Амблиопию выявляют крайне редко, в том числе и потому, что существующие диагностические стандарты были разработаны еще в 70-х годах прошлого столетия.
Мы разработали новые стандарты диагностики, поэтому можем безошибочно поставить точный диагноз и правильно лечить амблиопию, исключая другие заболевания, которые также могут снижать зрение. В нашем арсенале – самая современная высокотехнологичная система лечения амблиопии у детей и подростков – бинокулярный оптометрический комплекс (БОК-1), которая сочетает и диагностическую, и лечебную функции.
(Лечение на Бинокулярном оптометрическом комплексе (БОК-1)
БОК-1 позволяет нам четко определить канал, по которому нарушено зрительное восприятие при амблиопии, стимулировать именно этот канал зрительной системы, заставляя его работать и передавать правильную информацию в кору головного мозга и контролировать лечебный процесс. Мы видим, как ребенок выполняет предъявляемые ему требования, это очень важно!
Благодаря БОК-1 мы можем быстро и эффективно вылечить амблиопию в самых тяжелых случаях, даже когда зрение снижено до 1-2%, и повысить скорость реабилитации в 4 раза не только у детей и подростков, но и у взрослых.
- Что бы вы могли пожелать нашим читателям?
Любви, здоровья и солнечных ярких дней!
*На правах рекламы