Главный редактор Pandaland.kz побывала на симпозиуме, посвященному грудному молоку. Главным приглашенным спикером стала профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, Захарова Ирина Николаевна. Нам удалось получить у нее эксклюзивное интервью в котором мы получили ответы на все важные вопросы, которые волнуют любую маму. Как вводить смеси, как распознать аллергию у ребенка и как ее лечить, стоит ли вакцинировать ребенка и почему закрытие педиатрических факультетов является фатальной ошибкой для Казахстана? Ответы в нашем материале!
Ирина Николаевна сколько лет Вы в педиатрии?
Я работаю в медицине 35 лет. Моя трудовая деятельность началась в Казахстане, в городе Приозерск, где я начала работать участковым врачом. 6 лет работала в Германии и 27 лет в Российской медицинской академии последипломного образования. Прошла путь врача клинического ординатора, старшего лаборанта кафедры, ассистента, доцента, геопрофессора (14 лет) и заведующего кафедрой педиатрии (9 лет) Российско-медицинской академии последипломного образования, где я являюсь главным педиатром Центрально-федерального округа России, куда входит 19 областей. Кафедре, которую я заведую, 83 года, она организована самым известным детским доктором, академиком Сперанским Г.Н. Она занималась обучением врачей всего бывшего Советского союза, поэтому кафедру знают во всех республиках.
На сегодняшний момент остро стоит проблема отсутствия грудного молока у многих мам, и приходится вводить смеси при кормлении малыша. Что и как нужно делать, чтобы не навредить маленькому организму?
С первых дней нельзя кормить смесями. Вводить такое питание стоит, только если ребенок родился, а мама, например, находится в реанимации или у матери не пришло молоко. А детей, которые могут оказаться потенциальными аллергиками мы советуем кормить смесями типа ГА (гипоаллергенные). Потенциальными аллергиками могут быть дети, в роду которых есть люди с астмой, поллинозом и другими аллергическими заболеваниями. Можно дать такому ребенку временно смесь ГА, а уже потом возобновлять грудное вскармливание.
Перед тем как подобрать ГА смесь, стоит ли провести анализы?
Аллергию доказать очень сложно, потому что большинство случаев аллергии, которые бывают у ребенка, они без повышенного уровня иммуноглобулина генов, поэтому главное подтверждение аллергии - диетодиагностика. Мы строим наши догадки только на основании двух факторов: если в роду есть аллергические заболевания и на основании данных клиники. К примеру, у ребенка по прошествии трех недель с появления на свет заболел живот и эти боли четко связаны с едой: появилась слизь в какашках, появилось пятно воды, то есть вторичная лактазная недостаточность и т.д. - это все может быть связано с докормом, смесью, с употреблением мамой молочных продуктов. Вот мы и думаем, что это вероятней всего пищевая аллергия. Согласно диетодиагностике, убираем из рациона матери все молочные продукты. Если ребенку становится лучше – значит, мы правы. Никаких объективных методов диагностики аллергии у малышей не существует, кроме как клинических и генеалогических анализов.
Как защитить ребенка от развития аллергии?
Кормить грудью с рождения и не докармливать смесью с первых часов. А если нет молока, кормить смесями гипоаллергенными, не давать пробовать коровье молоко. В более зрелом возрасте: чем чаще ребенок моет руки и защищается от микробов, тем меньше у него аллергий. Вы находитесь в среде, в которой вас окружают полчища микробов. У взрослых людей очень сильный противоинфекционный иммунитет, мы все время защищаемся. Вот ребенок раннего возраста, он созревает, у него постоянная встреча с микробами и он на них отвечает. Ребенка в раннем возрасте как называют? Сопляк. Он всегда болеет. Теперь представьте: ребенок живет под колпаком в стерильных условиях, он не встречается с микробами. Если он живет в стерильных условиях, то он все время становится аллергиком. Ребенок становится аллергиком с периода кесарева сечения. Его вытащили стерильного, он не прошел, извините, грязные родовые пути матери, а первый удар он получает именно там.
Почему сейчас особенно важно уделять внимание проблемам детского питания?
Это всегда важно. Мы воспитываем ребенка, хотим сохранить его здоровым, поскольку он не зрелый. Не зрелые у него в первую очередь печень, почки, органы выделения. Поэтому все, что у взрослого человека является не токсичным, у ребенка может вызвать тяжелые токсические реакции, потому что он не зрелый, поэтому качество детского питания играет колоссальную роль. В последние годы доказано, что питание программирует (питание ребенка в раннем возрасте, т.е. первые 1 000 дней: 270 дней внутриутробный период и 730 два первых года) наши дальнейшие жизнь и здоровье. Доказано, что, если ребенка правильно кормить первые два года жизни, то риск сахарного диабета, ожирения, риск атеросклероза, а также артериальное давление намного ниже. Поэтому этот вопрос активно изучается, он называется "программирование питанием". Создатели смесей пытаются все больше и больше приблизить смесь к женскому молоку, чтобы оно оказывало такое же благоприятное воздействие на здоровье.
Во сколько лет вы советуете отнимать ребенка от груди?
Идея о сверхдлительном грудном вскармливании, от двух лет и старше, она немного сейчас отодвинута. Самым разумным подходом считается до года +/- несколько месяцев в ту и другую сторону, в зависимости от времени года, то есть зимой стараемся потянуть немного, потому что в молоке масса защитных факторов, которые защищают от инфекций. А если дело идет к лету, то лучше отнять от груди в апреле и не затягивать на весь сезон. На западе практически нет мам, которые кормят детей до года, поскольку у них принято быстро выходить на работу, через два-три месяца, поэтому грудное вскармливание на этом заканчивается. Желательно все-таки выкормить до шестимесячного возраста. Мы рекомендуем до года, но оптимально не меньше шести месяцев.
Какие детские болезни можно считать побежденными? Например, в Америке не делают вакцины от туберкулеза, потому что болезнь считается побежденной.
Мне кажется, что американцы ошибочно не делают вакцинацию от туберкулеза, потому что это болезнь социальная, а у них так же много людей, которые живут в социально-неблагополучных условиях. Европа, например, много лет не делала вакцинацию от кори, а сейчас как раз вспышка кори, хотя, казалось бы, что она уже побеждена. Если мы переставали вакцинировать от дифтерии, то в 80-х годах мы получили вспышку дифтерии.
У нас в прошлом году детей вакцинировали от кори. Была такая вспышка, дети в обмороки падали... В чем, как вы думаете, была причина? Говорят, что вакцины были плохого качества.
Уменьшается вакцинальная прослойка. То есть уменьшается количество людей, которые сохраняют поствакцинальный иммунитет. Я сама перенесла корь в 11 лет и на всю жизнь у меня остается стойкий иммунитет. И как только уменьшается количество людей вакцинированных, так тут же эта болезнь возвращается.
Видите ли, там была проблема в том, что подростков вакцинировали и у них пошли побочные эффекты.
Когда я сделала своему старшему сыну вакцинацию, мы тогда жили в Германии, он очень тяжело ее перенес, лихорадил до 10-40 дней. После этого случая, я второму сыну не делала вакцинацию от кори. За эти 35 лет вакцины стали совершенно другие. Я и случаев митигированной кори (ослабленная форма кори – прим. ред.) в последнее время тоже не вижу. Но два года назад, когда случилась эта вспышка, я вакцинировала своего сына, в 30 лет и никаких симптомов, реакций на прививку у него не было. Я так боялась кори, что вакцинировала его в 30 лет.
То есть родителям в Казахстане Вы советуете все-таки вакцинировать?
Да, я за прививки.
В связи с кризисом, падением рубля и тенге, многие лекарства подорожали. Люди ищут замену. Не могли бы вы посоветовать что-нибудь от тех же: кашля или ОРВИ?
Кашель тоже надо уметь лечить. Совершенно не надо каждому ребенку с первой минуты назначать отхаркивающие препараты, когда у него сухой кашель. Вот вы заболели. У вас там что в горле? Краснота. Краснота, текут сопли, раздражающий кашель, сухость. То есть самое главное лечение - это увлажнение, ингаляция. Надо подавлять кашель. У него там все обожженное, красное, нет мокроты, нужно смывать слизь и этим самым успокаивать свой кашель. Педиатры или мамы часто неправильно сразу вручают отхаркивающее. А у него нечем отхаркивать, нет мокроты, поэтому все эти препараты дерут горло, вызывают кашлевой рефлекс и только усиливают кашель, который нужно подавить. Лучшее средство - это ингаляция, можно каждый час. А дальше, когда появилась мокрота ее надо откашливать, ее надо разжижать, чтобы она отвалилась от стенок и вы ее выкашляли. Лечение нужно правильное.
То есть можно использовать лечение в домашних условиях, а не сразу пичкать антибиотиками и водить по врачам?
Конечно, в больницу не надо сразу.
Как можно планомерно повышать иммунитет ребенка?
Грудное вскармливание, а дальше не держать его под колпаком, давать ему жить нормальной жизнью, давать ему закаляться. Мамы, которые держат ребенка до шести лет при себе и говорят "я его до школы не отдам в детский сад" абсолютно ошибаются. Я считаю, что в три года ребенок должен посещать детский сад, привыкать к социуму, к жизни в обществе, потому что опять же эти дети психологически забитые, домашние, ничего хорошего им это не дает.
У нас в Казахстане недавно закрыли все факультеты педиатрии. Вместо этого у нас появилось такое понятие как семейный врач. Что вы думаете по этому поводу?
Семейный врач - это хорошая фигура для деревни. Поскольку у вас есть отдаленные регионы, где мало населения, то, конечно, такой специалист знает всю семью. Я считаю ошибкой разрушать институты педиатрии в крупных городах после того, как была создана великолепная педиатрическая служба в бывшем СССР. Единственное, что этой службе не хватало денег и нововведений, но она максимально приближена к жизни, к ребенку. То есть ни в одной стране западной не ходит на дом врач. И ваш врач, и наш топает ножками, готов оказать помощь в любую погоду. Потом, для того, чтобы стать педиатром надо много учиться. Любой терапевт, который осматривает ребенка, не видит ничего, ребенок-то ни на что не жалуется. Это искусство видеть его. Педиатр в принципе может лечить взрослых больных, хотя у него это получается менее эффективно, потому что у него нет нацеленности, например, на онкологию. Он редко видит это у детей. Поэтому я считаю, что устранение педиатрической службы - это грубая ошибка.