ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ: ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ: ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ


В преддверии самого ожидаемого события для всех мам Казахстана, семинара Доктора Комаровского, Pandaland встретился с известным специалистом и поговорил о теме будущего семинара, о причинах детских болезней, а также задал вопросы своих читателей.

- Почему вы выбрали темой семинара именно эту вакцинацию?

На самом деле,  это скорее просьба организаторов. Я никогда не выбираю темы семинаров, я вообще думаю, что мы сегодня будем говорить не только о вакцинации. Для меня любой семинар строится на вопросах аудитории, и я никогда заранее не знаю, о чем мы будем говорить. Я озвучиваю свою готовность общаться, вы задаете вопросы, и я на них реагирую. Для меня главное отобрать те вопросы, которые будут интересны всем. Чтобы вы не рассматривали одну проблему конкретной девочки с ее сыном, а рассматривали глобальные вопросы, которые интересны всем. К примеру, допустим, вакцинация. Ну, нет смысла нам сейчас обсуждать особенности реакции организма на ацеллюлярные коклюшные вакцины - никто этого не понимает и не хочет знать, но у каждой женщины есть возможность осуществить некие очень понятные, простые действия до прививки и после прививки, а моя задача научить. Всё. Я вам рассказываю, вы записываете, запоминаете. Я поговорил до нашей встречи с 3-4 девочками и две из них сказали, что у их ребенка повышенное внутричерепное давление. Значит, в Казахстане с этим большие проблемы.

- Да, у нас с этим очень большие проблемы...

Это не у вас проблемы, это не у мам проблемы, и даже не у детей. Это проблемы во врачах в медицинской науке, в том, как эта тема здесь раскрывается. Моя задача объяснить вам, что нет никакой медицины российской, украинской, казахстанской. Медицина бывает только цивилизованная, другой не бывает. Но вы иногда этого не знаете.

- Скажите, пожалуйста, а в чем вы видите актуальность тематики? (Семинара).

На самом деле, есть огромное количество вопросов абсолютно одинаковых для всех городов: и проблема той же вакцинации, и часто болеющие дети, и проблема воздуха в помещениях. Вот я провел ночь в гостинице в Астане, и я знаю, что в Алматы будет то же самое, будет точно так же очень тепло и очень сухо в помещениях. И я хочу, чтобы вы понимали, что это одна из самых основных причин частых детских болезней и она везде одинаковая. Правда, в Астане будет актуальнее, потому что в Астане климат более жесткий, тут намного холоднее. Чем холоднее - тем суше, чем суше - тем больше проблем с иммунитетом. Вы должны знать, почему это происходит. Я вам это расскажу, я вам подскажу, как эту проблему можно решить. Решение этой проблемы возможно на уровне семьи, на уровне мамы, на уровне государства. Когда государство услышит меня. Я прекрасно понимаю, что аким города может сделать больше для здоровья детей, чем я, но мамы должны ему подсказать. Однако на встречи ко мне приходят мамы, а не акимы.

- Но у акима тоже есть дети, так что…

Для меня очень важны вопросы возможностей обычных людей. Люди переоценивают возможности системы здравоохранения и недооценивают собственные. Моя главная задача рассказать вам, что можете вы: мамы, папы, работники школ и детсадов, мэрии городов, вот что вы можете сделать для здоровья детей. Потому что мы, к сожалению, привыкли, что здоровье детей - это таблетка, что это усилия врача - это не так.

- Возможно, вы читали или слышали про случаи, когда подростки падали в обморок в Казахстане после вакцинации. Это были прививки от кори и подростки падали и бились в конвульсиях. После этого доверие к вакцинации в Казахстане было существенно подорвано. Скажите, пожалуйста, чем руководствоваться в таких случаях родителям? К примеру, именно эта вакцина была из Индии. Родители начали сомневаться. Вы понимаете, что недоверие - это снежный ком. Как можно понять, застраховаться или предположить, что именно у вашего ребенка не будет побочных эффектов?

Вы должны понимать, что это одна из основ медицинской науки- бывает реакция на прививки, бывают осложнения, то есть после прививки от кори может начаться сыпь, повыситься температура, но судорог быть не должно.

- Это за пределами нормы?

Это однозначно, это уже осложнение. При этом медицинская наука, еще раз я хочу, чтобы вы четко понимали, что, когда я озвучиваю медицинскую информацию, я не озвучиваю мнение доктора Комаровского. Я пытаюсь сказать, что, современная медицина - это очень точная наука. Она пытается уйти от субъективности, для нее очень важно, чтобы врачи всего мира давали один ответ на вопрос. Вот это, кстати, очень важно. Это наша такая особенность ментальная, что одну и ту же болезнь по-разному лечат. У моего ребенка ангина и 10 врачей назначат разные лекарства. Такого не может быть нигде в мире, нигде. Ангина лечится вот так. Это называется протокол.

- В зависимости от того, какие физиологические реакции у человека?

Ангина лечится вот так. Вот таким антибиотиком, вот такими лекарствами. Всё. Если поставлен конкретный диагноз -  для него есть определенный протокол лечения. Если он оказывается не эффективным, есть протокол номер 2, если по этой схеме лечения ему надо назначить пенициллин, а у него аллергия на пенициллин, то есть антибиотик номер 2 – замена, на который не будет аллергии. Но это все прописано в протоколах лечения. Так вот, к чему это: когда я говорю, сейчас про реакции и осложнения – это не я придумал. Реакции — это индивидуально, на них можно повлиять подготовкой к вакцинации, действиями какими-то. Мы можем помочь при температуре, которая возникла, мы можем уменьшить зуд кожи или дискомфорт, но это ожидаемо и это не страшно. Лишь легкие признаки болезни, от которой была вакцина. А вот осложнения - это индивидуальная особенность организма, на уровне генетики. 20 или 200 человек получили антибиотик, а у одного на него возник анафилактический шок. Мы не можем это просчитать, как правило, точно также и с вакцинами, но для осложнений характерно то, что они встречаются с частотой один случай на 300-400 тысяч вакцинаций. Если осложнение возникает у 5-6 человек, то однозначно мы имеем дело с чем-то нестандартным. Что здесь не так? Либо не так делает медработник, либо не так с детьми что-то, либо не так с вакцинным препаратом. Что должно быть в такой ситуации? В такой ситуации, серия вакцин должна быть изъята, отправлена в независимую аналитическую лабораторию. Вот как вернуть доверие? Мы отправили вакцины не в индийскую фирму, в голландскую, допустим, в бельгийскую, в датскую. Условно говоря, вот аналитики, которые проанализировали - что внутри, как хранились эти вакцины, что с ними было. Потому что я не могу представить каков механизм возникновения судорог против вакцины от кори, ну нет там ничего, что вызывает судороги. Либо это была не вакцина от кори. Я про эти случаи читал, и что мы видим? Мы видим возникновение проблемы и достаточно, я бы сказал, нецивилизованные способы найти объяснения. Люди хотят услышать от тех, кто за это отвечает – правду. Или мы купили не то, или мы хранили не так, или мы нарушили протокол введения вакцины. Но когда говорят, что у 5 детей подряд были осложнения, то такого не может быть. Реакции могут быть у 1000 человек, но осложнения у одного на 100 тысяч, не чаще. Если чаще, есть проблема. Естественно я не в теме, но я вижу, что решается это, вне всякого сомнения, неправильно. Вопрос не в Индии, на самом деле. Потому что это же не сарай в индийской деревне. Это построенный британцами современный завод, на котором нет ни одного человека, где полностью стоят роботы и все автоматизировано. Единственная цель построить завод в Индии, а не в Голландии, в том, что в разы дешевле аренда земли, электроэнергии и людей. А люди, которые там работают, это выбранные в Индии, где большой выбор специалистов. Я бы не делал акцент на слове Индия, я бы скорее делал акцент на том, что из Индии привезли? То, или не то? Где хранилось? Как вводили? Куда вводили?

- Получается, вы сейчас считаете, что проблема не в производителе?

Мы сейчас с вами гадаем на кофейной гуще. Я хочу только сказать, что ситуация нестандартна – быть такого не может. Поэтому, вне всякого сомнения, нужно искать. Просто вопрос в том, что проблемы, которые возникают нельзя недооценивать. Вот именно адекватная, своевременная реакция на уровне логики и здравого смысла, когда власть дает людям понятный ответ, она позволяет ситуацию перевести в нормальное русло. Если же ответ не удовлетворяет, то это порождает страхи, недоверие и вот эту цепную реакцию.

- А что вы можете предложить сделать родителям? Я, конечно, сейчас на вас возлагаю роль "мессии", но, на самом деле, если интерпретировать вопрос несколько иначе – как родителям справиться с проблемой недоверия, если государство не предприняло тех шагов, о которых вы говорите. Что в таком случае делать родителям? Вот мы сейчас с вами разговариваем и рационально понимаем, что, скорее всего, виновата не вакцина в принципе, а условия хранения…

-Нет, вы знаете, я даже и с этим не могу согласиться, потому что я представил себе, что я беру ампулу с вакциной, и я начинаю ее греть, замораживать, что-то с ней делать. Она после этого все равно не может вызвать судороги. Она потеряет свою эффективность. Мы ее сделаем зря, мы привьем ребенка, но эффекта не будет, потому что мы погубили то, что находится внутри. Но она все равно не может вызвать судороги. Вот есть у вас, понятный всем пример, водка – мы знаем какой эффект она должна вызвать да? Вот если мы выпьем, она вызовет у нас опьянение. Если вы эту водку будете греть, кипятить - она все равно не вызовет судороги. Да, там может испариться спирт. Она не вызовет опьянения, но судорог она все равно не вызовет. Вот точно также.

- А если оттолкнуться от того, что мы не можем решить эту проблему. Что бы вы порекомендовали родителям, как бы вы поступили в такой ситуации?

Я порекомендую родителям: интересоваться, учить детей, рассказывать правила подготовки к вакцинации и правила действия после нее. Вот есть эти правила и должны про них знать. Вот и все. А что мы можем еще предложить? Ребята болейте корью? – Я не готов. Мы все-таки в другое время живем.

- Отказываться от вакцинации вы не считаете приемлемым?

Услышать от меня просьбу отказаться от вакцинации довольно сложно, поскольку я видел очень много смертей в своей жизни. Я видел смерть детей от дифтерии, от коклюша, я видел тяжелейшие осложнения от кори и так далее, поэтому, мне трудно вас уговаривать. Вы видите реакцию на корь, а я вижу смерть. И я не хочу это больше видеть. Я знаю, я пришел в медицину в те времена, когда еще работали люди, которые знают, что такое отделения полиомиелита, понимаете? Где лежат дети, которые дышать не могут сами. Когда каждый врач носил с собой противодифтерийную сыворотку и ее вводили по домам. 20% детей болели дифтерией и умирал каждый второй, то есть. через это все прошли - мы не можем к этому возвращаться. Но, главное, чтобы родительская общественность понимала, что бороться нужно не с вакцинацией, а за качественную, цивилизованную вакцинацию. От того, что автомобили убивают людей, мы ведь не боремся с автомобилями, мы боремся за соблюдение правил дорожного движения. Вот это наша идеология. И моя тоже. Я не предлагаю вам ходить пешком, я предлагаю пристегиваться, не превышать скорость, следить за технически состоянием автомобиля. Кто из вас вообще понимает, где хранится вакцина?

- Давайте, перейдем к вопросам читателей. Можно ли ставить прививки ребенку, и с каким интервалом вы советуете это делать, если у ребенка был ДВС синдром. Ребенку год и 9 месяцев, возможны ли рецидивы?

ДВС синдром - это не болезнь, это проявление какой-то болезни, поэтому ответа на этот вопрос не существует. Тем не менее, люди должны знать, что, как правило, в отношении вопросов можно этому ребенку делать прививку или нельзя все, как правило, с точностью наоборот. Наличие неких болезней – любых, например, у человека есть какая-либо болезнь печени и в результате у него регулярно возникают проблемы со свертываемостью крови и регулярно возникает при ОРВИ ДВС синдром. Мы должны понимать, что для такого человека любая инфекционная болезнь не просто опасна, а практически смертельна. Поэтому мировая практика говорит о том, что если у этого ребенка уже есть проблемы со здоровьем, что-то с центральной нервной системой или он часто болеющий, или врожденный порок сердца, или диабет, или бронхиальная астма, то такого ребенка надо прививать в первую очередь. Потому что для здорового ребенка коклюш - это опасно, а для ребенка с бронхиальной астмой - это смерть. Поэтому все, как правило, наоборот, нельзя прививать тогда, когда имеются грубые врожденные дефекты иммунной системы, которые, как правило, невозможно диагностировать своевременно. Как правило, если ребенок рождается с грубым врожденным дефектом иммунной системы, дефектом настолько сильным, что он не может отреагировать на прививку, то такой ребенок до года не доживает.

- Вы сейчас просто переворачиваете мое представление о медицине...

К сожалению, беда состоит страшная в том, что ваши заблуждения сплошь и рядом разделяют медицинские работники. Когда каждый второй невропатолог говорит у вас внутричерепное давление, вам прививки делать нельзя или у вас диатез, дисбактериоз вам прививки делать нельзя и т. д. И вот каждый такой врач, который сказал вам прививки делать нельзя – он фактически не помог вам, а лишил вашего ребенка жизненно необходимой защиты.

- И взрастил в вас предубеждения?

Да, а ведь это сказал врач. Поэтому нужно четко разделять мнения Иван Иваныча, который работает в поликлинике, и мнение официальной науки.

- Хорошо, в таком случае, какой ресурс вы посоветуете для ознакомления с официальной информацией? Есть такие источники?

Конечно же, есть сайт американской академии педиатрии – очень хороший, при этом там есть огромный раздел специально для родителей, опять-таки на своем сайте я стараюсь собрать исключительные материалы такие вот. Я бы настоятельно рекомендовал учебник, который называется педиатрия по Нельсону. Нельсон - это великий педиатр, который разработал такую систему, учебник, это 6 вот таких толстенных томов, точнее 5 томов. Почему я говорю 5 - 5 томов изданы на русском языке. Они у меня в кабинете стоят. И за каждым томом я ездил в Москву, и он стоил приличные деньги. Но хотя бы в каждой поликлинике такое должно стоять, чтобы не было споров, чтобы мы знали, что по этому поводу думает медицинская наука. Чтобы мы знали, вот есть правила игры. Вот они здесь изложены. Я когда сам получил возможность знакомиться со всем этим, я был в каком-то чудовищном шоке, когда я купил в Москве, помню четырехтомник учебника фармакологии. Вот, клиническая фармакология он назывался и был в шоке, что там вообще нет того, что наши мамы называют отхаркивающими средствами. Вот эти средства от кашля все, а их там вообще нет. Этим детей в мире не лечат, вот эти травки от кашля. Я не буду называть бренды, которые вы видите в рекламе каждый день по телевидению. Так вот этих лекарств нигде в мире нет. Нигде. Не изучают их студенты вообще.

- Потому что это не лекарства?

Вот если бы это были просто не лекарства, они порой даже приносят вред. Увеличивают вероятность осложнений.

- Все эти пастилки от кашля…?

Они также эффективны, как и любой леденец.

- Это, в таком случае, эффект плацебо?

Нет, это не эффект плацебо и это же очень понятно. Вот у вас насморк. И мы произносим такое, всем известное слово – сопли, ну вот представьте, сопли могут течь из носа вперед, и вы их высмаркиваете, но они текут и назад, по задней стенке глотки и вы их кашляете. И, как правило, когда детки кашляют, как правило, не потому что у них не что-то в легких, а потому что сопли. Когда вы все время совершаете глотательные движения, вы что делаете с этим соплями? Глотаете и кашляете меньше. Когда вы берете пастилку от кашля, то она помогает, потому что вы часто глотаете. И если вы возьмете любую конфету ментоловую, мятную, барбариску – эффект будет точно такой же, но конфеты же намного дешевле, чем лекарства в аптеке. Куча, вот смотрите, сколько там всего хорошего. Это же бизнес. Я не могу победить фармацевтических монстров.

- Но мы можем бросить им вызов…

Мы же бросаем, но никто не поддерживает. Поэтому они пытаются игнорировать нас, поэтому никогда не может быть спонсором доктора Комаровского по приезду в Казахстан сеть аптек или фармацевтическая компания. Они не заинтересованы в том, чтобы вы знали правду. Конечно. Опять-таки вы не представляете, какие деньги предлагаются Комаровскому, за то чтобы он сказал, что это лекарство хорошее.

- Начала представлять и то, что вы не соглашаетесь на деньги во времена такого кризиса…

Это очень сложно, тем не менее, поэтому мы понимаем, что репутация бесценна. Более того когда-то в 2009 году, когда была шумная эпидемия свиного гриппа и я написал статью со списком неэффективных лекарств, то ко мне подходили представители фирмы, просили, предлагали огромные деньги за то, чтобы я не вспоминал их название.

- И мы никогда не узнаем, насколько полный список вы выложили?

Нет. Вы просто должны понимать, что есть книга доктора Комаровского, которая называется лекарства – «Справочник здравомыслящих родителей», где перечислено около 6000 торговых названий лекарств и по поводу каждого вы можете узнать - лечат им в мире или нет. И я помню, когда эта книга вышла, то некоторые люди сказали: как она вообще могла появиться? Как представители фармацевтического бизнеса, они должны были ее задавить, потому что там все, чем вы лечите ваших детей конкретно разложено по полочкам. Но они не давят, знаете почему? Они адекватно оценивают вас. Они прекрасно понимают, что если у вас есть выбор – почитать книжку Комаровского или сбегать в аптеку и купить лекарств на сумму в 10 раз превышающую цену этой книги, то вы выберете аптеку. Поэтому все время акцентирую внимание, что я работаю для здравомыслящих родителей, которых в современном обществе не более 5%, к сожалению. Это была для меня страшная трагедия, я был уверен, что когда я даю людям понятный и эффективный механизм, как лечить ребенка без лекарств, то люди должны схватиться за это, пользоваться этим и тебя должны все поддерживать. Но, в Казахстане, точно так же, как и везде на территории бывшего Советского союза, это неинтересно. Даже мои постоянные предложения о том, что давайте мы снимем «Школу доктора Комаровского» для Казахстана, но ни один казахстанский канал не готов это делать. Я не понимаю почему, я вот честно скажу - не понимаю. Я-то знаю свои рейтинги и знаю количество спонсоров, фирм, которые хотят в таких программах участвовать, это не одолжение, а бизнес-проект. Но это никому не интересно. Почему - не знаю. Я даже предлагал такую идею, возможно, вашим читателям будет это интересно. Есть, допустим, 200 программ «Школы доктора Комаровского». Обычно сезон – это год, 52 программы. Вот мы берем, например, на форумах казахстанских публикуем 200 тем и голосуем какие темы больше нравятся. И казахстанские мамы выбирают 52 темы на год, которые для них самые интересные. И мы прилетаем в Казахстан и за месяц снимаем 52 программы, которые потом можно год показывать. Но мы снимаем «Школа доктора Комаровского. Избранное Казахстан». И это надо делать, потому что своя специфика, свои звезды, свои вопросы. И все это можно делать, и это классный бизнес-проект, которые может сделать и Казахстан, и Азербайджан, и Армения, и Грузия, но понимаете, телевизионный бизнес, он смотрит в другую сторону. Он вообще не понимает, как мы работаем. Все уверены в том, что если Комаровский говорит, надо увлажнять воздух, то его купили производители увлажнителей. Мы настолько уже не верим ни во что, что если я скажу - ребенку после «какания» надо вытирать попу, то мне скажут, что я продался производителям туалетной бумаги. Понимаете? Всё! Другого нет. Поймите, у меня проблем нет с моим временем, куда и на что его потратить. И я не могу сказать, что я бедный человек – мои книги изданы в Китае. Вот, обратите внимание, на китайском языке они есть, а на казахском их нет. Почему?

- У нас большая часть Казахстана (мнение журналиста) читает на русском языке.

Они не изданы на азербайджанском, не изданы грузинском, но они изданы на польском. Это хорошо, что большая часть Казахстана понимает. Ну, по крайне мере, у вас в отличие от китайцев есть возможность получить программу свою. Но я не понимаю почему? Для меня это не доходит просто. Вот честно.

Мне просто кажется, когда при информационной поддержке акима Алматы снимается для мам «Школа доктора Комаровского», то это скажется на имени, на рейтингах, на уважении человека, который думает не про асфальт, а про детей. Я не понимаю. Страна ведь с этого начинается, все вертится вокруг этого. Я когда приехал в Финляндию был в шоке, когда увидел, что в детском саду каждый второй воспитатель мужчина, а политики женщины! Вот для меня это пример счастливой страны – мужиков к детям, а женщин в политику. Вот это пример счастья! Когда-нибудь вы к этому придете.

- Можно ли персонально заказать в страну (в Казахстан) прививку от ветрянки? Данной вакцины нет уже лет 5 у нас в стране.

Это решается только на уровне государства – лицензирована она или не лицензирована в этой стране. Да, теоретически это здорово, мне кажется. Вот в Украине, например, в каждом областном центре есть коммерческие центры иммунопрофилактики, т.е. условно говоря каждый может заплатить за нее из своего кармана.

- Если у нас есть аналогичные центры, то мы можем через них заказывать?

Да, если вакцина зарегистрирована на территории Казахстана и если на нее есть все разрешения.

- Имеет ли смысл делать манту? Ребенок получил все необходимые прививки, но насчёт манту есть сомнения…

Для начала надо понимать, что манту - это не прививка вообще, ну вот вообще. Манту – это проба на инфицирование туберкулезом. Всё. Имеет ли вам смысл делать пробу инфицирован ваш ребенок туберкулезом или нет?

- Вопрос по детской астме: как лечить ребенка? Расскажите про роль гормонов и препаратов, содержащих монтелукаст?

И монтелукаст, и, так называемые, топические стероиды - гормоны местного действия в аэрозолях, входят в стандартный протокол цивилизованного лечения бронхиальной астмы. Причем эти препараты, не монтелукаст, а именно топические стероиды на первом месте – они позволяют добиться улучшения состояние в течение 2-3 недель. Т.е. ребенок просто здоров. А вот монтелукаст шикарно позволяет уйти от использования гормонов, т.е. сначала гормоны, потом монтелукаст и мы уменьшаем дозу гормонов постепенно и т.д. Самое главное, что, действительно очень часто присутствует среди людей, это, так называемая, «гормонофобия». В том то и суть, так называемых, топических стероидов – это местные гормоны, топические. С помощью совершенно нереальных исследований и химического синтеза были созданы гормоны, которые оказывают местное действие, не всасываясь со слизистые оболочек в кровь, т.е. у любого гормона может быть местное и системное действие. Вот, один укол гормона не сопоставим по вредности, по влиянию на организм как двухмесячное «пшыкание». Это безопасно. И вот когда ребенок задыхается, не может заниматься спортом, не может нормально жить, но при этом мама говорит – «Нет, гормоны!», то это не имеет к цивилизованной медицине никакого отношения. Что вообще для меня важно? Я как раз и хочу, чтобы люди поверили в то, что когда я что-то говорю – вот это очень сложно, вот это особенность 21 века – неверие. Тебе не верят, пытаются найти за твоей спиной бизнес, деньги, где ты пытаешься заработать? Сколько тебе дали производители этих гормонов? Понимаете? Вот, я хочу, чтобы вы знали, я клянусь вам здоровьем своих детей и внуков, что я не продаюсь лекарствам. Я говорю то, что делаю я, что назначаю я, что используют мои пациенты, я в это верю, вот это действительно работает. Я вообще не вижу темы астмы, благодаря топическим стероидам, любой ребенок, который приходит ко мне синего цвета и задыхающийся, через 3 недели играет в футбол и улыбается, понимаете? А потом родители совершают некие действия, и мы можем уйти от этих гормонов и жить нормально, а самое страшное, что нам грозит – это «пшыкать» раз в день это лекарство, но жить с ним до 100 лет. Это также как диабет, это образ жизнь - так 21 век хочет сделать. Астма тоже, мы должны ее контролировать, когда я вам говорю об этом, то есть очень серьёзная проблема, опять же, экономическая. Я в вас вкладываю кучу денег – я вам объясню сейчас как. Когда снимается любая «Школа доктора Комаровского» – ее можно продавать за огромные деньги, но не выкладывать в интернет. А мы выкладываем, я теряю огромные деньги, но беру на себя права на интернет. Не продаю их и выкладываю программу в свободный доступ на своем сайте, чтобы там мама, которая не может заплатить за встречу с доктором Комаровским могла в любой момент, найти ровно час времени, посмотреть полчаса программу «Бронхиальная астма» и полчаса «Гормональные препараты». Если ей покажется мало, она может купить книгу лекарств и прочитать всю правду про топические стероиды, про их классификацию, про правила их применения мамой, про монтелукаст, про его заменители, про то, когда он нужен, как от него перейти. Я пытаюсь вас научить тому, чему не хотят не только вас учить, но и сами не хотят учиться врачи.

- Тут дело в том, что нам кажется - наш случай всегда особенный.

Да, да. Вот это, я скажу вам честно, ситуация очень многие годы культивируется у нас. Она даже всячески прививается – лечить не болезнь, а больного, понимаете? Это индивидуальный подход, но в этом то и особенность современной медицины, что это сейчас фактически техническая специальность. Если есть некая проблема, которая возникает у миллионов людей, то должен быть стандартный алгоритм его решения. Если вы настолько уникальны, то вам нужен доктор Хаус, но доктор Хаус нужен теоретически одному на миллион, а остальным достаточно цивилизованного протокола. Но каждый из нас глубоко убежден в том, что он уникален: его кашель уникален, его сопли не такие зеленые, как у других, а его «какашки» пахнут совсем не так. А все на самом деле, очень одинаково.

- Каким должно быть питание у детей с 1 и до 4 лет? Что делать, если дети отказываются от еды?

На самом деле вы должны четко понимать, что есть такое понятие как физиологические потребности человека, мы должны дышать, спасть, есть, писать, какать. И вот физиологические потребности не могут быть воплощены в жизнь по желанию кого-то другого. Если он не хочет есть, это означает что его организм не нуждается. И что нужно сделать? Оставить его в покое. Второй вопрос в том, что процесс кормления ребенка должен быть удобен для взрослых. Не должно быть такого, что он сейчас не захотел, а через час захотел, и мама все бросила и побежала. Если он не позавтракал, значит ничего страшного, он пообедает. Но между завтраком и обедом он ничего не получит, и с ним ничего не случится, ничего. Поэтому, как правило, аппетит отсутствует тогда, когда ребенок недостаточно тратит энергии. Поэтому лучший способ повысить ему аппетит – это папа, который оторвет попу от дивана, возьмет ребенка и пойдет с ним гулять, играть, скакать, дышать свежим воздухом, заниматься спортом. Просто все хотят искренне, не выходя с кухни, купить что-то «вот такое вот» и вот пусть он ест. А на самом деле всё это решается и это очень полезно для взрослых. Когда у ребенка проблемы с аппетитом я очень часто рекомендую заводить собаку. Просто когда в доме есть собака, наш мужчина – украинский, российский, казахстанский, он твердо знает с ней надо будет 2 раза в день гулять. А когда он становится отцом – он этого не знает. К сожалению, в Казахстане это особенно актуально, потому что это национальная традиция, что детьми занимается женщина. Ответа на вопрос как кормить ребенка от года до 4 на самом деле не существует. Вы должны просто понимать, что в природе детеныши всех млекопитающих, после окончания периода млекопитания – едят то же, что и взрослые. Ну, это логика. Но наши взрослые придумали кучи всего – соленого, острого, кислого, но если у него есть здравый смысл, так в чем проблема? Это вопрос, в котором ответы к медицине имеет очень мало отношения. Когда-то я увидел на Шри-Ланке, как ребеночек ел с аппетитом какие-то вафли. Ребеночку полтора где-то и мы купили такие вафли, там было такое количество перца, что я не знал, куда там вообще себя девать. Там вафли с перцем, печенье с перцем вообще никаких вопросов нет и они нормально это едят. Я к чем это говорю? Дети это такие животные, с ними можно сделать что угодно. Поэтому надо понимать, что питание это все-таки отдельный компонент образа жизни в целом. Если ребенок очень голодный он переварит все что угодно.

- Что тогда, в таком случае, с детским ожирением или проблем с пищеварением?

Детское ожирение - это страшная проблема современности, прежде всего, связанная с тем, что дети тратят энергии очень мало. И вот это главная причина детского ожирения. А еще главная причина в том, что с телефоном интереснее, чем с папой. Вот это страшно.

- Значит дело даже не в питании, а в привычке?

Я, например, совершенно нормально отношусь к волшебному коричневому газированному напитку. Совершенно спокойно. Но, когда вы думаете о том, что в двухлитровой бутылке 220 грамм сахара – стакан сахара в бутылке, то если вы с шилом в заднице бегаете и прыгаете, то все нормально, но если вы сидите перед телевизором или отходите от телевизора для того, чтобы подойти к компьютеру, что вам поможет? При чем тут еда? Пытаетесь экспериментировать с едой, вместо того, чтобы экспериментировать со спортом, туризмом, физическими нагрузками и т.д. Ну и все.

- Малышу 10 месяцев, но он отказывается пить воду. Нужно ли заставлять?

На самом деле, если ребенку не жарко, то он не будет пить воду. Воду надо предлагать, и в идеале ребенок должен от нее отказываться. Если ребенок пьет воду, то ему жарко, скорее всего. Другое дело, если он отказывается от воды, но хочет компот - значит вы ему сформировали такие пищевые привычки. Тут вопрос в том, что он или вообще воду не хочет или хочет компотик.

- А если вообще не хочет?

А если не хочет, то это нормально.

- Существуют же нормы...

Питья? Они в 10 месяцев иные, потому что вся пища в этом возрасте, как правило, жидкая.

- Заставлять не нужно? Физиология сама все сделает?

Да, надо верить природе.

- Расскажите про первую помощь при приступе кашля, и про целесообразность назначения небулайзера при тонзиллите, ларинготрахеите?

Нет лечения кашля, кашель это симптом, симптом какой-то болезни. Ваш кашель – это ларингит? Коклюш? Бронхиальная астма? Обструктивный бронхит? Пневмония? Насморк? Что? Поэтому я не дам ответа. Тонзиллит не вызывает приступов кашля, только если во рту, в горле засохнет сухая слизь. Поэтому что нужно делать? Много пить теплого и промывать нос солевым раствором. Что касается небулайзера, то он не имеет никакого отношения к лечению тонзиллита и ларингита. Небулайзер - это устройство, которое создает мелкодисперсный аэрозоль. Суть таких аэрозолей – они протекают в глубокие отделы легких, поэтому если мы говорим о тонзиллите и ларингите, то это никакого отношения к глубоким отделам легких не имеет - это просто бизнес производителей небулайзеров.

- В каком возрасте необходимо давать прикорм грудничку для полноценного роста и развития?

Прикорм начинается в 6 месяцев – это стандарт. Есть некоторые профессиональные медицинские ассоциации, которые считают что можно с 4, но большинство на сегодня сходится на 6. До 6 месяцев слова прикорм не существует.

- Какие продукты вы советуете вводить в рацион грудничка?

Есть 3 варианта прикорма: овощные блюда, молочно-крупяные каши и кисломолочные продукты. Как правило, кисломолочные продукты никто не рекомендует, ну в частности кефир. Вот я, например, рекомендую кефир, но мои рекомендации не совпадают с рекомендациями ВОЗ (всемирной организации здравоохранения). Просто потому что ВОЗ не знает, что такое кефир. Кефир не пьется нигде в мире кроме СССР. А если вы посмотрите «Школу доктора Комаровского» выпуск «Кефир», вы узнаете, откуда он взялся, как его в Осетии придумали и т. д. Поэтому у нас, у наших врачей, есть огромный опыт использования кефира. Его можно использовать, а можно просто использовать молочно-крупяные каши, не проблема.

- Ребенок не получал никаких прививок до 3-х лет, стоит ли теперь проводить АКДС? И какого календаря прививок стоит придерживаться после этого?

А что вы думаете, если ребенок до 3-х лет не привит, то ему теперь дифтерия и столбняк не страшны? Ну, где же логика? Конечно, стоит. Раньше считали, если до 4-х лет не получил коклюш, то можно уже не прививать, а после того, как появились ацеллюлярные вакцины, которые переносятся легко сейчас уже такой темы нет. Прививать. Поэтому позиция ВОЗ такова, если вы надумали вакцинироваться, то надо в максимально короткие и минимально возможные сроки ввести недостающие вакцины, соблюдая рекомендованный интервал.

Статья по теме: Бронхит у младенца (новорожденного).

Теги:

ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ   СЕМИНАР ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО   ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ ИНТЕРВЬЮ   ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ В КАЗАХСТАНЕ   ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ВАКЦИНАЦИИ  





Поделиться:



Интересные статьи



Рекомендуемые