Здоровье ребенка

Дислексия – признак гениальности?

Дислексия – признак гениальности?
Дислексия – признак гениальности?
05.02.2020, 06:30
Изменено: 22.04.2024, 17:54

Если ребенок с завидным постоянством приносит из школы плохие оценки по чтению, не проявляет интереса к новым книгам, с трудом пересказывает то, что только что прочитал и с ужасом ожидает проверку техники чтения, не спешите ругать его, обвинять в лени и сомневаться в его умственных способностях. Возможно, у него дислексия, а для таких детей чтение – невероятно тяжелое испытание. Об этом мы уже писали здесь и здесь. 

 

Примерно так видят текст дислексики:

Дислексия – признак гениальности?

 

Дислексия – признак гениальности?

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднении узнавания букв, слиянии букв в слоги и слова, как результат – неправильное чтение и непонимание прочитанного. 

Дислексия – достаточно распространенное нарушение, по статистике, им страдает 10% населения. Однако наша система образования не учитывает потребности таких детей. В школах им не делается никаких поблажек, зачастую их воспринимают как неспособных к обучению, и учителя ставят на них крест. Между тем у дислексиков нет проблем ни с памятью, ни с речью, а уж тем более с интеллектом. Таким детям лишь сложно воспринимать тексты, трудно читать, они путают слова и неоднократно возвращаются к прочитанным строчкам. 

В скандинавских странах, Англии и Америке проблему дислексии решают на законодательном уровне. Для детей с дислексией и дисграфией есть специализированные школы, классы, с ними дополнительно занимаются репетиторы. 

В каком возрасте диагностируется дислексия?

В 5-6 лет многие дети путают буквы и читают с ошибками, для того чтобы ребенок читал без ошибок и перестал путать буквы, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит ближе к 7 годам, поэтому не паникуйте раньше времени. 

А вот если ребенку до 3,5 лет ставили диагноз «задержка речевого развития» или логопед выявил у ребенка несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, займитесь устранением этих проблем, потому что такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. 

Директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких, отвечая на вопросы читателей aif.ru, говорит о том, что «если к 3–4-му классу школы ребенок все еще читает по слогам, старается угадывать слова, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, постоянно теряет строчку или неоднократно возвращается к уже прочитанному слову, то в этом случае специалисты ставят диагноз «дислексия».

До десяти-, одиннадцатилетнего возраста речь может идти только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог может поставить лишь по достижении этого возраста. 

Родителям первоклассников стоит проявлять бдительность. Если в первые месяцы учебы ребенок не хочет читать, его не интересуют даже новые книжки с картинками, родителям необходимо проконсультироваться у специалиста. Чем раньше будет выявлена проблема, тем успешнее с ней можно справиться. «Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно, а вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально», – считает Марьяна Безруких.

Причины трудностей при обучении чтению

  1. Нарушение речевого развития.
  2. Проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия. 
  3. Нарушение моторных и зрительно-моторных координаций.
  4. Несформированность рабочей памяти и внимания.
  5. Нарушения артикуляции.
  6. Несформированность слухового восприятия.

Если у ребенка есть хотя бы одна из этих трудностей, проблем с обучением чтению не избежать. Логопед, дефектолог или психоневролог поможет выяснить, что именно препятствует обучению, они же смогут найти причины возникновения дислексии и помогут скорректировать эти проблемы. 

Родителям необходимо знать главное – дислексия это не болезнь, она не лечится, но хорошо поддается корректировке. Рональд Дэвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме, назвал дислексию «даром, который всегда с тобой». Возможно, он прав. Исследования ученых отмечают, что дети, которые с трудом читают или пишут, обнаруживают творческие способности и некоторыми навыками овладевают значительно быстрее сверстников. 

Причины развития дислексии

Нейропсихологи объясняют возникновение дислексии нарушением связей между отделами головного мозга, воспринимающими зрительную информацию, и теми, что ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием, вследствие чего зрительные образы не ассоциируется со словами.

Специалисты считают дислексию не болезнью, а особенностями развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, возникающими в младенчестве. Причинами могут быть гипоксия во внутриутробном периоде или в момент родов, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения. Заболевания, которые малыш тяжело перенес, тоже увеличивают риск развития дислексии. 

Врачи не считают дислексию генетическим нарушением, однако в некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. Например, у Тома Круза дислексией страдали мать и сестры. 

Виды дислексии

  • Фонематическая. Если ребенок путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие согласные, а также похожие по звучанию гласные, читает по буквам, а не по слогам, пропускает буквы во время чтения или переставляет слоги, у него именно этот вид дислексии. 
  • Семантическая. Прочитав текст правильно, ребенок не понимает смысл прочитанного, не может выделить главную мысль или пересказать, потому что во время чтения он каждое слово воспринимает отдельно и не может связать их в предложения. 
  • Аграмматическая. Ребенок не согласует существительные и прилагательные, существительные и глаголы по родам и числам. Например,  он говорит «красный платье», «девочка играл» и пр. 
  • Оптическая. Путает сходные по написанию буквы: В-З, Ф-Р, Б-В и пр. 
  • Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку. 

Как не навредить

Многие родители увлечены ранним обучением чтению, не зная о том, что у детей для этого сформированы еще не все функции. Для чтения недостаточно выучить буквы, необходимы и другие навыки для правильного восприятия текста. Научиться читать к пятилетнему возрасту могут всего лишь 20% детей. Остальные малыши стараются изо всех сил, но могут только угадывать, а не читать, что тоже может привести к развитию дислексии. 

Профилактика дислексии

Для того чтобы избежать проблем с обучением чтению в будущем, да и в целом для более гармоничного развития ребенка с ним необходимо как можно больше разговаривать, буквально с пеленок. 

К сожалению, многие родители буквально горят на работе и не имеют ни сил, ни времени, чтобы уделять ребенку достаточно внимания, и малыши много времени проводят за гаджетами или просмотром мультфильмов. Родители рады, что ребенок нашел себе занятие и не мешает им. Однако без диалога речь малыша не развивается или развивается неправильно, сильно страдает артикуляция и звуковое восприятие, особенно если он смотрит мультфильмы в плохом переводе. Если вы не находите времени на диалог с ребенком, следите за тем, чтобы мультфильмы и аудиосказки были озвучены профессионально и после их просмотра или прослушивания уделите минутку, чтобы малыш попробовал пересказать сюжет или рассказал о том, что ему понравилось больше всего.

Когда ребенок станет немного постарше, его необходимо не только просить пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, но и составлять рассказы по картинкам, придумывать свои истории и сказки, это занятие развивает не только воображение, но и речь, а заодно дает возможность родителям узнать, о чем думает ребенок, что его беспокоит. 

Для развития зрительно-пространственного восприятия прекрасно подходят пирамидки и кубики, которые надо собирать с ребенком еще до года. 

Усидчивость, внимание и мелкую моторику развивают пазлы, мозаика, конструкторы, оригами. 

Развитию памяти способствует очень простая игра, в которую малыши играют с большим удовольствием. Положите несколько игрушек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит, перечислит все, затем отвернется, вы в это время уберете одну или несколько. Малыш должен повернуться и назвать те игрушки, которые вы убрали.

Все эти занятия необходимо проводить ежедневно, но каждое не должно длиться больше 10 минут. До 4,5–5,5 лет это время считается оптимальным, чтобы ребенок не успел утратить внимание и интерес.

Гениальность как компенсация?

Есть теория, что дислексия – это признак гениальности. Возможно, трудности с чтением активизируют потенциал ребенка и заставляют его искать самореализацию в других сферах деятельности, а может, дислексия – одна из граней таланта.

«Если у вашего ребенка дислексия, вы должны опуститься на колени, пожать ему руку и сказать, что он очень-очень счастливый человек», – считает главный шеф-повар Америки, телеведущий и дислексик Джейми Оливер. 

Многие знаменитые актеры страдают дислексией, их жизнь – постоянная борьба, ведь эта профессия требует чтения и запоминания сценариев. Но сила характера помогла добиться успеха Дженнифер Энистон, Орландо Блуму, Кире Найтли, Тому Крузу, Патрику Демпси, Вупи Голдберг и другим актерам. В детстве им приходилось нелегко, над ними смеялись и считали отсталыми, некоторым даже не удалось окончить школу. Например, Киану Ривз  менял школы по нескольку раз в год. Нормально читать он научился лишь в старших классах с помощью врачей и логопедов, однако выпускные экзамены Киану провалил, и диплома о среднем образовании у него нет.

Дислексия – признак гениальности?

Число дислексиков среди бизнесменов еще выше, чем среди актеров, и достигает 40%. Британские ученые объясняют их успехи тем, что такие люди лучше видят явление в целом, анализируют общую картину происходящего и генерируют оригинальные идеи, а также тем, что чувство ущербности, зачастую полученное в школе, заставляет их стремиться к успеху, постоянно доказывать что-то самому себе и окружающим. 

Самым знаменитым миллиардером, страдающим дислексией, является Ричард Брэнсон, глава телекоммуникационной компании Virgin. «Я знал, что вступительных экзаменом мне не сдать, так что занялся другими вещами», – подтверждает гипотезу ученых Брэнсон.

Нельсон Рокфеллер, внук нефтяного магната Джона Дэвисон Рокфеллера, тоже страдал дислексией. В числе знаменитых дислексиков также Стив Джобс, американский инженер и изобретатель, один из основателей корпорации Apple, и Заха Хадид – ирако-британский архитектор и дизайнер, первая в мире женщина, получившая Притцкеровскую премию. 

Дислексия – признак гениальности?

Дислексия – признак гениальности?

Авторы книги «Преимущества дислексии: разблокировка скрытого потенциала дислексического мозга» Фернетт и Брок Эйде считают, что «люди, которые не умеют сосредотачиваться на мелочах, склонны видеть ситуацию комплексно, представлять, как процессы будут развиваться со временем. Они видят взаимосвязи, которые ускользают от остальных».

Если вашему ребенку поставили диагноз «дислексия», не отчаивайтесь! Это не приговор, а руководство к действию. Такие дети способны делать выводы, даже при недостаточных или часто меняющихся фактах, а также у них с легкостью получается работать с трехмерными пространственными перспективами. При вашей поддержке они могут стать успешными дизайнерами, архитекторами, изобретателями, музыкантами или учеными.

 

Фото: depositphotos.com

Menu
×