Воспитание

В пределах разумного: когда можно оставлять ребенка дома одного и о чем нужно помнить при этом

Рано или поздно в жизни каждого родителя возникает момент, когда нужно оставить ребенка дома одного, чтобы успеть сходить по своим срочным делам. Взрослые переживают из-за этого, начинают просить подруг, родственников и знакомых, чтобы
В пределах разумного: когда можно оставлять ребенка дома одного и о чем нужно помнить при этом
Рано или поздно в жизни каждого родителя возникает момент, когда нужно оставить ребенка дома одного, чтобы успеть сходить по своим срочным делам. Взрослые переживают из-за этого, начинают просить подруг, родственников и знакомых, чтобы
В пределах разумного: когда можно оставлять ребенка дома одного и о чем нужно помнить при этом
Рано или поздно в жизни каждого родителя возникает момент, когда нужно оставить ребенка дома одного, чтобы успеть сходить по своим срочным делам. Взрослые переживают из-за этого, начинают просить подруг, родственников и знакомых, чтобы
02.08.2017, 06:42
Изменено: 09.03.2024, 09:30

Рано или поздно в жизни каждого родителя возникает момент, когда нужно оставить ребенка дома одного, чтобы успеть сходить по своим срочным делам. Взрослые переживают из-за этого, начинают просить подруг, родственников и знакомых, чтобы они присмотрели за ребенком. Но и это не выход из ситуации. Когда-то чадо должно приучаться к самостоятельности и взрослеть. Нахождение дома без родителей также входит в это понятие. Теперь важно выяснить для себя: готов ли малыш оставаться дома в одиночестве на некоторый отрезок времени или лучше не рисковать? Перед вами тест, который поможет понять настроенность ребенка, а также другие полезные советы.

Существует два основных пункта, по которым можно определить, когда малышу можно остаться одному: его добровольное согласие и, собственно, его зрелая готовность для такого ответственного дела.

Остановимся на них подробнее.

1. Малыш согласился

Ребенку должно исполниться хотя бы 5 лет, чтобы он мог оценить ситуацию – каково это, остаться дома в одиночестве.

Его согласие должно быть осознанным. Например, вы говорите чаду: «Доча, сейчас я схожу в магазин за молоком, ты посидишь 10 минут, а я тебе за это принесу мороженое», или так: «Сына, давай ты немного посидишь и почитаешь, посмотришь мультики, а я схожу за хлебом и мясом, чтобы сделать покушать, хорошо?». Чувствуете разницу? В первом варианте видно некое манипулирование при помощи еды, во втором мы видим простую необходимость. И чадо должно понимать, когда остаться одному ну просто-таки нужно, так как есть и другие не менее важные обстоятельства.

2. Малыш объективно готов для того, чтобы побыть дома одному

Чтобы оценить степень его готовности – пройдите тест на самостоятельность.

  • Ваш кроха способен в течение 2-х часов заняться чем-то без вашего контроля, и не ищет вас каждые 2-4 минуты.
  • Малыш может оставаться в темной комнате и не боится закрытых дверей, он спокойно играется у себя и спит без включенного света.
  • Ребенок может определить для себя границы, что можно делать, а что делать категорически нельзя и почему именно.
  • Чадо «примеряет» на себя разные взрослые роли («врач», «мама/папа», «полицейский» и т.д.)
  • Играя, ребенок не причиняет себе и другим боли, так как понимает, что может сделать неприятно, он всячески избегает болевых ощущений, жалеет младших детей и животных, относится с уважением к взрослым, сверстникам. Игрушки, правда, не относятся к этой категории – их крушат все детишки, и это не плохо, так они развивают тактильные и иные качества.
  • Малыш знает, как звонить по телефону и как отвечать на входящие вызовы.
  • Ребенок не умеет долго обижаться и таить обиды, злость. Он не знает, как составлять «планы мести», а сразу готов простить обидчика.
  • Малыш знает цену своим поступкам: «Я сделал нехорошо, родители будут недовольны», или «Я молодец, мама и папа будут рады».
  • Ребенок выполняет по дому какие-то обязанности (заправляет постель, убирает одежду и игрушки).
  • Малыш соблюдает режим дня без контроля родителей (ест, спит примерно в одно и то же время). У таких детей более развит самоконтроль.

Если, пройдя тест, вы ответили «Да» хотя бы на 8 пунктов из 10, то ваш малыш уже способен оставаться дома в одиночестве и не требует вашего неусыпного внимания. Если же положительных ответов гораздо меньше – лучше не рискуйте.

Pandaland Image

В каком возрасте оставлять ребенка и как это сделать?

Детей до 7 лет детские психологи советуют не оставлять одних дома. В возрасте 7-8 лет они могут оставаться в одиночестве около 1-2 часов, а в 9 и старше – родители могут отсутствовать и более длительный период времени.

В первый раз покидайте дом не более чем на 15 минут. Постарайтесь не выходить за этот отрезок по крайне важным делам. Сходите, например, в супермаркет за молоком или хлебом. Покажите ребенку на часах, когда именно вернетесь обратно. Он должен понять, как именно долго вас не будет. Пообещав вернуться в определенное время – сдерживайте слово. Не опаздывайте, чадо ведь будет вас ждать.

Вернувшись, оцените общее состояние ребенка: что он делал в ваше отсутствие, каково его эмоциональное состояние.

Если вы видите, что ребенок стоит у двери и плачет – самостоятельные экзерсисы откладываются.

Если вы ушли на 1 час и более – периодически названивайте ребенку и беседуйте, чем он занимается, как его настроение. Рассказывайте, что делаете вы и как скоро вернетесь. Таким образом вы поддерживаете его и успокаиваете себя.

Что должен знать и делать ребенок, оставаясь дома в одиночестве?

1. Безопасность. Ребенок должен уметь собираться, одеваться, помнить о шапке, варежках, если лето – о панамке, кепке. Малыш должен помнить дорогу из школы до дома и обратно. Он должен знать основные правила дорожного движения, думать, как пешеход, помнить о «зебре» и цветах светофора (какой цвет что означает) и т.д. Чадо должно иметь ключи от квартиры, и держать их в укромном месте, рядом с телефоном, и не давать даже друзьям подержать их или поиграться. Ребенок должен помнить, что разговаривать с чужими взрослыми нельзя, тем более, что-то брать у них или куда-то идти вместе с ними, а также нельзя рассказывать, где находится дом, и с кем он живет.

2. Дом и быт. Помните о том, что каждый ребенок очень любопытный, поэтому он может устроить «экскурсию» по дому, изучая все запретные места во время вашего отсутствия. Спрячьте подальше все опасные и ценные вещи. Уточните все правила использования домашней техники. Расскажите, что может случиться форс-мажор с техникой, и что делать в таком случае.

Случается и так, что ребенок может остаться без готовой еды. Научите чадо готовить простейшие блюда: стряпать бутерброды, варить яйца или гречку. Запивать можно водой, кефиром или морсом.

3. Связь. Ребенок должен уметь звонить маме и папе с мобильных и обычных телефонов. Научите его, если что, обращаться к соседям. Расскажите, к кому звонить в случае ЧП: в полицию, пожарную службу, «скорую» помощь. Объясните, что баловаться с телефонным аппаратом нельзя.

4. Посторонние. Донесите  до ребенка основное: ни при каких условиях нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, как бы правдоподобно они ни говорили. Расскажите, что если мама или папа захотят что-либо передать ему, то сделают это через родственников или знакомых чаду людей, или же примчатся сами. Ребенок не должен никому говорить, что дома взрослых нет.

5. Друзья ребенка. Объясните чаду, как часто должны приходить в гости его друзья. Можно ли приглашать их во время вашего отсутствия? Определитесь с этими нюансами и убедите малыша в своем мнении.

Что должны и не должны делать родители?

  • Доверие. Если вам нужно отлучиться из дома – то научитесь доверять ребенку. Отдавайте ему ключи от дома, разрешайте пользоваться телевизором и другой техникой, предварительно проинструктировав его. Не звоните каждые 10 минут и не изводите своими подозрениями. Ваше недоверчивое отношение будет серьезно напрягать ребенка и пугать.
  • Самое необходимое. Научите ребенка самостоятельно переодеваться по приходу домой из школы. Вернулся с учебы – помыл руки – переоделся – повесил одежду в шкаф – согрел еду – помыл посуду – вытер пол или стол (если надо) – помнил, где лежат тряпки, чистая одежда и так далее.
  • Еда. Помните, что ребенок, вернувшись домой, может накинуться на сладкое или вредное. Старайтесь прививать ему культуру правильного питания. Для этого прячьте все вредности подальше и оставляйте ту еду, которую приготовили сами, и которую он обычно ест с удовольствием. Если ему не нравится суп из брокколи – то сами знаете, кушать его в ваше отсутствие он не будет. Бывает и так, что малышу еще рано пользоваться различными приборами – в таком случае оставляйте еду в специальном контейнере или термосе. Потом все же научите чадо пользоваться всем необходимым.
  • Безопасность. Любой кроха всегда немного волнуется, когда остается в квартире один-одинешенек. Создавайте для него удобные условия: припасите любимые мультфильмы, игры, телефон, пусть он вам звонит, если соскучится или испугается, хоть по 5 раз за 10 минут.

Что родители делать не должны? Не игнорируйте его страхи. Не устраивайте внеплановые проверки и не требуйте слишком многого.

Pandaland Image

Ситуация HELP, ситуация SOS!

Объясните ребенку, что могут возникнуть некоторые опасные ситуации, о которых важно помнить. Если надо – оставляйте инструкцию, как поступать в том или ином случае.

  • Травмы. Научите малыша самостоятельно останавливать кровь, пользоваться мазями и йодом, прикладывать лед. А лучше всего – пусть звонит маме или папе, если что-то себе повредит.
  • Отключили свет. Оставляйте про запас ночник с батарейками, покажите, где находится фонарь, свечи (обязательно расскажите про правила обращения с огнем). Придумайте развлечение, чтобы он не боялся темноты в одиночестве.
  • Пожар. Конечно, было бы здорово, чтобы вашему малышу не пришлось оставаться наедине с таким случаем. Но все же, разъясните крохе: нельзя бежать от огня в шкаф или под кровать. Тушить самому пожар можно, если его размер не более мячика. Обязательно пусть вызывает пожарную службу и выбегает в ту сторону, где меньше всего огня и дыма, и ни в коем случае не остается в квартире наедине с пламенем.
  • Кто там? Случается и так, что в дверь могут активно стучаться, звонить, ковырять в замочной скважине, кричать и требовать открыть дверь. Любой малыш может испугаться, и это вполне понятно. Объясните, что делать, если такое происходит: пусть звонит в полицию, взрослым (маме, папе, бабушке, тете, дяде). И, конечно же, донесите до чада – дверь нельзя открывать ни при каких мольбах по ту сторону глазка. Тот, кто нужно – придет, когда дома есть взрослые и не станет настаивать на визите, когда их нет.

Дорогие родители, мы желаем вам терпения в таком нелегком решении: помните, рано или поздно ваш ребенок повзрослеет, и чем раньше он приучится к самостоятельности, тем скорее начнет помогать вам в домашних вопросах. Пусть ваш дом окружают адекватные соседи, безопасные улицы и грамотная охрана!

Menu
×