Воспитание

Идеи Макаренко в современной школе

Расскажем в статье о педагогических подходах советского всемирно известного писателя и педагога Антона Семеновича Макаренко.
Идеи Макаренко в современной школе
Расскажем в статье о педагогических подходах советского всемирно известного писателя и педагога Антона Семеновича Макаренко.
Идеи Макаренко в современной школе
Расскажем в статье о педагогических подходах советского всемирно известного писателя и педагога Антона Семеновича Макаренко.
20.10.2021, 06:02
Изменено: 02.12.2021, 12:10

Всемирно известный педагог, писатель и знаток детской и подростковой психологии Антон Семенович Макаренко в XX веке совершил настоящий фурор, разработав авторскую методику перевоспитания трудных детей.

Спустя полвека после его гибели, в 1988 году, Юнеско признало Макаренко выдающимся педагогом мира. Советский педагог вошел в число большой четверки. Его имя стояло рядом с такими зарубежными педагогами, как Дьюи, Кершенштейнер и Монтессори.

Читайте: Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори

  • Педагогу не просто удавалось перевоспитать хулиганов, но и делать из них гениальных людей. Педагогические идеи Макаренко по сей день не теряет своей актуальности.

Pandaland решил узнать, в чем секрет авторской методики и какие именно она творила чудеса.

Макаренко: идея перевоспитания трудных детей

Гениальный педагог прошлого столетия открывал и возглавлял колонии для несовершенных правонарушителей. В них попадали настоящие беспризорники, которые не могли больше жить в нормальном обществе. Большинство воспитанников были ворами, хулиганами, а девочка занимались проституцией. Отцы и матери собственноручно отдали своих детей на попечение и перевоспитание в колонии, поскольку их наследники совсем отбивались от рук и на них никто из взрослых не мог найти управы. Родные родители не могли, а Макаренко смог.

Советский педагог, не побоимся этого слова, стал настоящим мастером в перевоспитании трудных подростков и для него это было плевое дело. Со временем авторская методика Макаренко стала настолько слаженно и отточено работать, что он отказался от воспитателей. Хотя в колонии имени Дзержинского на момент увольнения “надзирателей” было 600 воспитанников. Конечно, полностью отказаться от всех было невозможно, в колонии продолжали работать педагоги, а на заводе трудились инженеры. Однако 600 несовершеннолетних правонарушителей были настолько дисциплинированы, что могли жить без постоянного надзора. Педагог-практик доверял своим подопечным и знал, что система работает бесперебойно. Трудные подростки, проживающие в исправительном учреждении, стали настолько дисциплинированными:

  • все воспитанники вставали с постели строго по сигналу;
    следили за своим внешним видом, чтобы он был опрятным;

  • наводили порядок в коммуне.

Помещения в коммуне должны были сверкать. Чистоту проверяли белым носовым платком.

Воспитанники Антона Семеновича, а их за все время было около трех тысяч, поменяли свои взгляды на жизнь. Ни один из них не вернулся к прежнему образу жизни. В современном же мире, картина плачевная, пребывание трудных подростков в исправительных колониях, не особо меняет ситуации. Люди, вышедшие из этих мест, продолжают свою преступную деятельность, употребляют алкоголь и запрещенные вещества, сводят счеты с жизнью и лишь немногие становятся обычными гражданами.

Идеи Макаренко - кратко

Авторская методика Антона Семеновича состояла из пяти принципов:

  • Коллектив

Макаренко был озадачен тем, чтобы создать воспитательный коллектив, и у него это получилось. Коллектив колонистов, по мнению педагога, должны объединять: дружба, быт и дело. Только в такой комфортной среде можно будет развивать личность.

Ребенок, находясь в коллективе, учится коммуницировать со сверстниками.

Коллектив помогает ребенку “акклиматизироваться” в социуме, почувствовать, что он теперь его часть, понять и принять социальные роли. В самом центре педагогической системы советского педагога стоит умение урегулировать конфликты, научиться взаимодействовать с другими детьми в коллективе и найти общие интересы.

Макаренко выстраивал коллектив так, чтобы он не стоял на месте, а двигался, развивался, ставил новые цели и постепенно достигал их. Каждый участник коллектива вносил свой вклад в дело и приближал коммуну к цели.

Такой подход к воспитанию подготавливал детей к жизни в обществе после того, как они покинут колонию. Юные колонисты понимали, что они не единственные и не исключительные и нужно завоевать свое место в обществе.

Воспитанники были уже морально подготовлены к тому, что им придется быть ответственными, принимать решения, осознавать на что они способны и не боятся двигаться вперед.

  • Самоуправление

Педагогическая система Макаренко была демократической. Для советского педагога было важно создать в коллективе психологический климат. Каждый колонист знал, что у него есть защита и он может творчески развиваться.

Никто не мог указывать коллективу, как им жить, где трудиться и как проводить досуг. С помощью голосования колонисты решали эти вопросы и ни у кого не было права оспаривать их решение.

Выдающийся педагог считал, что каждый воспитанник должен побывать в роли руководителя и в роли подчиненного. Староста группы выбрался один раз в полгода. Каждый колонист мог побыть в роли командира.

Антон Семенович был не согласен с тем, что школа — это начальный этап, который готовит детей во взрослую жизнь, а школьник - не сформированная личность. По мнению педагога, дети - полноправные граждане. Они могут учиться, работать и заслуживают такого же уважения, как и взрослые.

  • Приучение к труду

Макаренко придавал большое значение трудовому воспитанию. В его идейной общине работали все. Колонисты работали по четыре часа в сутки. Воспитанники даже получали зарплату. На эти деньги они содержали себя, младших детей в коллективе, тратили на свои потребности (походы в театр) и многое другое. Со своих зарплат колонисты умудрялись откладывать деньги, чтобы после выхода из коммуны им было на что жить. В 16-19 лет воспитанники Антона Семеновича уже были мастерами и начальниками производства. Однако выдающийся педагог-практик считать, что труд без воспитания и образования - бесполезное затрачивание мускульной энергии.

  • Роль воспитателя

Педагог-гений утверждал, что родители должны служить примером для своих наследников. Иногда взрослые могут вызывать уважение, а иногда и критику. Наставник (родитель/воспитатель/учитель) может быть придирчивым к ребенку, не замечать его, но если он знает свое дело и выполняет его хорошо, то ребенок будет восхищаться. И наоборот, родитель/воспитатель/учитель может быть ласковым, внимательным, снисходительным, но его дело хромает, то у ребенка это вызовет презрение.

  • Дисциплина

Антон Семенович считал, что воспитывать детей нужно так, чтобы хорошие поступки совершались не после долгих размышлений, а по велению сердца и по привычке. Окружение детей играет очень важную роль, взрослые должны показывать правильный пример. Не нужно держать детей в ежовых рукавицах и выбивать всю дурь, чтобы они стали шелковыми и покладистыми. Не нужно воспитывать у детей дисциплину, нужно просто воспитывать детей. Воспитанный человек сам станет дисциплинированным, потому что по-другому не умеет.

Идеи Макаренко в современной школе сложно представить. Сейчас другое время и другие дети. В процессе воспитания и обучения больше применяется индивидуальный подход, а не коллективный. Современность идей Макаренко не мешало бы рассмотреть. Некоторые моменты из авторской методики знаменитого публициста нужно перенять. Его система учит детей нести ответственность, помогает адаптироваться к социуму, находить общий язык со сверстниками и прививает любовь к труду.

Фото: открытые источники

Menu
close banner icon