Воспитание

Что наука говорит о разнице между мальчиками и девочками?

Стереотипы гласят, что мальчики более активны и агрессивны, а девочки — более заботливы и общительны, но некоторые эксперты начали опровергать данные установки.
Что наука говорит о разнице между мальчиками и девочками?
Стереотипы гласят, что мальчики более активны и агрессивны, а девочки — более заботливы и общительны, но некоторые эксперты начали опровергать данные установки.
Что наука говорит о разнице между мальчиками и девочками?
Стереотипы гласят, что мальчики более активны и агрессивны, а девочки — более заботливы и общительны, но некоторые эксперты начали опровергать данные установки.
29.01.2019, 14:48
Изменено: 17.02.2024, 23:25

Редакция PandaLand делится с читателями полезной и интересной информацией. На этот раз мы предлагаем познакомиться с материалом американского журналиста Гейла Корнуэлла, который сам, как отец, решил углубиться в результаты исследований о различиях между мальчиками и девочками.

Pandaland Image

Гендерные стереотипы или врожденные различия?

Ранее популярные эксперты, доктор медицины Леонард Сакс, доктор медицинских наук, доктор философии, терапевт Майкл Гуриан и психиатр Луанн Бризендин утверждали в своих работах, что мужской и женский мозг слишком разные. Девушки более общительны и склонны к эмпатии. В книге «Почему гендер важен» д-р Сакс просит родителей работать с врожденными гендерными склонностями ребенка.

Стереотипы гласят, что мальчики более активны и агрессивны, а девочки более заботливы и общительны, но некоторые эксперты начали опровергать данные установки.

По мнению докторов Американской академии педиатрии (далее ААП), некоторые виды поведения действительно кажутся жесткими. Мальчики более сильные и оттого активны. Девочки же спокойны и склонны к общению. Но вот в чем загвоздка: AAП фактически описывает так называемые «гендерные особенности», а не врожденные различия. Почему? Есть ли на самом деле эти врожденные различия, или они приходят с возрастом?

Сила воспитания

Лиз Элиот, доктор философии, профессор нейробиологии в Университете Розалинд и автор книги «Розовый мозг. Голубой мозг», объяснила мне такое понятие как «нейронная пластичность». Мы склонны думать, что человеческий мозг развивается всю жизнь в соответствии с биологическим планом, но каждый наш опыт приводит к росту мышления. Взрослый человек, запрограммировав свой мозг на то, что между мужчиной и женщиной должны быть различия, перенесет эту мыль на будущие поколения. Различия укрепляются и по той причине, что мужчина и женщина получают разный опыт в течение жизни.

Г-жа Элиот сказала, что путать «мозг» с «природой» — довольно частая ошибка.

Учеными проводилось исследование-наблюдение за новорожденными детьми. По ходу исследования не было обнаружено каких-либо гендерных различий у детей. Спустя четыре месяца были возобновлены исследования с теми же младенцами. Оказалось, что девочки стали открыто выходить на зрительный контакт (то есть увеличили свои результаты в четыре раза), в то время как данные мальчиков изменились ненамного. Ультразвук во время беременности не показывает гендерных различий в поведении малыша. Но рассматривая среднестатистического мальчика от 3-х лет, становится понятно, что он более активен, чем две трети исследуемых девочек. Исследования по игрушечным предпочтениям и практическим навыкам малышей также четко показывают гендерные различия, которые не наблюдались в первые месяцы жизни ребенка. В исследование был включен интересный эксперимент. Матерей разнополых детей просили самостоятельно установить наклон рампы, по которой должны были проползти их малыши. Матери почти точно предсказывали способности мальчиков, но значительно недооценивали силы девочек.

В чем дело? Некоторые ученые говорят, что «врожденным склонностям» требуется немного времени, чтобы проявить себя. Другое исследование, в котором родители вводили в заблуждение людей насчет пола ребенка, доказывает, что люди  относятся к мальчикам и девочкам по-разному.

Pandaland Image

«Если родители думают, что девочки менее способны, чем мальчики, то они не предоставят им такую среду, которая позволила бы им развиваться в полную силу», — говорит Розалинда Барнетт, доктор философии, старший научный сотрудник женских исследований исследовательского центра Университета Брандейс, соавтор книги «Правда о девочках и мальчиках».

Другими словами, когда мы говорим девочкам «Будь осторожна!», но комментируем: «Какой смелый мальчик!», когда сыновья совершают такой же подвиг, гендерный стереотип становится исполняющимся пророчеством.

Было выяснено, что матери больше общаются с девочками, хотя мальчики не менее отзывчивы. Другое исследование показало, что папы более открыто говорят с дочерьми о грустных чувствах, но в разговорах с сыновьями используют более мотивирующие слова (гордость, победа и вершина). Родители также поют девочкам больше, но меньше времени проводят со своими мальчиками, читая и рассказывая истории, которые вызывают сочувствие. Означает ли это, что единственные различия между мозгом девочек и мальчиков — это те, которые мы создаем в социуме? И да, и нет. 


«Нейробиологи не зафиксировали никаких структурных различий или различий в нейронной активности. Исключение составлял лишь тот факт, что у мальчиков мозг больше, но так устроено природой, чтобы тело росло пропорционально», — говорит доктор Элиот.

Хотя мужской мозг подвергается воздействию повышенного уровня тестостерона до и после рождения, ученые не согласны с тем, насколько это важно. Некоторые цитируют исследования, предполагающие, что больше тестостерона приводит к предпочтению «игрушек для мальчиков». Но девочки, которые выбирают такие же игрушки, могут сократить гендерный разрыв.

Как же тогда некоторые эксперты могут утверждать, что у мальчиков и девочек разное мышление?

«Было бы ошибкой утверждать, что между мозгом мальчиков и девочек определенно нет врожденных различий, — говорит доктор Элиот. — Тот факт, что мы не обнаружили каких-либо явных различий, означает, что они весьма малы. В то же время исследования показали, что социальные нормы, действуют как "исполняющиеся пророчества", оставляя наших детей в "розовых" и "голубых" коробках».

Pandaland Image

«Мы беспокоимся о том, что наши дочери отстают в интеллектуальных отраслях, а к мальчикам относимся так, будто у них проблемы с выражением эмоций и развитием отношений. Этим мы им оказываем медвежью услугу», — говорит Джуди Чу, член факультета программы по биологии человека в Стэнфордском университете, автор книги «Когда мальчики становятся мальчиками»

Углубившись в гендерную науку, я, как отец, не хочу называть сына рыцарем или бандитом, а его сестер — бриллиантами, потому что нет никаких оснований относиться к ним по-разному. Поэтому в следующий раз, когда мою старшую дочь назовут «милашкой», а моего сына «крепышом», я буду возражать. И я не буду отмалчиваться, когда мама в парке, указывая на мою младшую дочь, будет говорить своему сыну: «Будь осторожен. Она же девочка ». Ведь дети слышат.

Источник: Parrents.com
Menu
×