Школьное обучение

В 6 или 7? Вот в чем вопрос!

В 6 или 7? Вот в чем вопрос!
В 6 или 7? Вот в чем вопрос!

Ежегодно родители шестилеток задаются вопросом, отдавать ребенка в первый класс или нет? Несмотря на то, что эксперименты с шестилетками провалились еще на закате Советского Союза, наглядно доказав, что не каждый ребенок готов к обучению в этом возрасте, в наше законодательство внесены изменения, следуя которым ребенок обязан идти в школу в шесть лет. Разберемся во всем по порядку.

 

Во-первых, родители могут отдать ребенка в школу в 6 лет. Но делать этого они не обязаны. Несмотря на то, что в МОН РК категорично заявили: «Если вашему ребенку на 1 сентября исполнилось шесть лет, он обязан обучаться в первом классе», Жангельды Сулейманов, адвокат, президент Республиканского объединения «Казахстанские бизнес-юристы» в своей статье «Детей можно не отдавать в школу в 6 лет» поясняет новую норму закона и права родителей: «Министр указала на законодательную обязанность обучения детей с 6 лет. Думаю, что министр ошибается, потому что в законе нет такого. В п.1 ст.31 Закона «Об образовании» написано: «На обучение в 1 класс принимаются дети с шести лет». Из смысла данной нормы следует, что идет речь о принятии в первый класс, а не об обязанности родителей определить ребенка в первый класс. … В п.3 ст.70 Кодекса о браке и семье предусмотрено, что «Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования». При этом не указано, что родители обязаны определять ребенка в школу с 6 лет. Можно и с семи, и восьми, да и с девяти лет, наверное. Главное, чтобы ребенок окончил среднюю школу».

Так что, несмотря на изменения в законе, только родители могут решать, в 6 или 7 лет отдавать ребенка в первый класс. Единственным «слабым звеном» для родителей являются детские сады, которые всех шестилеток отправляют в свободное плавание. Если оба родителя работают, но не хотят отдавать ребенка в школу в 6 лет, необходимо привлечь помощь бабушек/дедушек или нанять няню, чтобы ребенок провел решающий год, оттачивая навыки, которые ему пригодятся в школьной жизни.

«С учетом программного материала родителям нет оснований бояться, что ребенок не будет усваивать программу. Программа составлена на 6-летнего ребенка», – так в свое время прокомментировала нововведение ныне экс-руководитель Управления образования Алматы Гульнар Ходжабергенова. 

Однако речь идет не только о том, насколько адаптированы учебники для шестилеток, но еще и о том, насколько готов ребенок высидеть 40 минут, не утратив внимания, и ежедневно усваивать массу нового материала, да еще и в переполненном классе. К тому же психологи считают отличительными особенностями поколения XXI века гиперактивность и невнимательность, и именно это поколение пытаются заставить идти в школу на год раньше. 

У каждого ребенка свой темп развития, поэтому обязывать идти всех в школу в 6 лет, как минимум, не гуманно. 

Зачастую родители думают, что если ребенок хорошо пишет, считает и читает, он готов к школе. Но эти приобретенные навыки не являются свидетельством физиологической и психологической готовности. Необходимо обратить внимание еще на ряд критериев:

  • Умеет ли ребенок подчиняться правилам и делать то, что от него требуют. Внимательный ли и усидчивый он.
  • Как ребенок ведет себя, если устал, с кем-то поссорился или проиграл в игре. Насколько безобидно он выражает свои эмоции. 
  • Есть ли у него потребность в обучении, желание узнавать что-то новое. 
  • Может ли ребенок налаживать отношения со сверстниками, а также отстаивать свое мнение. В школе так или иначе придется конкурировать с одноклассниками и завоевывать свои позиции, особенно это касается мальчиков. 

 

Если быть честными, то и педагоги, опираясь на собственные наблюдения, считают, что детям, которые пошли в школу с 6 лет, адаптироваться труднее, поскольку они психологически и физиологически отличаются от тех детей, которые пошли в школу с 7 или 8 лет. 

Многие родители, решая, отдавать ли ребенка в 6 лет или подождать еще годик, ориентируются на собственный опыт (если он был успешным), новшества в системе образования (маячит 12-летка), призрак армии (если в семье сын), мнение окружения (если те отправляют своих детей в школу в 6 лет). 

Однако ни один из этих критериев не должен стать решающим при принятии решения, которое может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Исходить надо из того, насколько именно ваш ребенок готов к такому ответственному шагу. Есть дети, у которых сильна личная мотивация к обучению: им нравится постоянно получать новые знания, заниматься по прописям, самостоятельно читать, выполнять рекомендации старших относительно учебы. Но таких детей единицы. У большинства эти качества развиваются к 7 годам, а у некоторых даже и к 8! 

Есть очень простой признак готовности ребенка к школе: если ему нравится учить (вас, братьев/сестер, кукол и плюшевых медвежат), это значит, что он еще не готов. Если ребенок, играя в школу, выбирает роль не учителя, а ученика, это свидетельствует о его готовности.

Психологи и педагоги в понятие «школьной зрелости» включают три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 

Развитые мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка – это показатель интеллектуальной зрелости. Обратите внимание, способен ли ваш ребенок концентрироваться на каком-либо занятии дольше 10−15 минут? Насколько свободно он умеет читать и считать, какими буквами пишет, может ли пересказать то, что вы ему читаете, развита ли его речь, запоминает ли инструкции к заданию? 

Эмоциональную зрелость можно выявить в ходе совместных семейных игр, обратив внимание на то, как справляется ребенок со своими эмоциями, если проигрывает, а также понаблюдав, может ли он продолжительное время выполнять не очень интересное для него задание. 

Социальная зрелость подразумевает умение выстраивать доброжелательные отношения со взрослыми, желание общаться со сверстниками, а также то, насколько верно он представляет себе обучение в школе: хочет ли он туда ходить, чтобы играть с другими детьми, потому что туда ходят его старший брат или сестра или для того, чтобы получать  новые знания.

Маркеры, свидетельствующие о том, что лучше подождать еще год:

  • ребенок не посещал детский сад и развивающие группы;
  • у ребенка выявлены логопедические сложности;
  • наличие хронических заболеваний;
  • ребенок часто болеет (чаще 5-6 раз в год);
  • испытывает трудности в общении со сверстниками:
  • долго адаптируется к новым условиям; 
  • излишне эмоционально переживает неудачи, критику, проигрыши,
  • часто конфликтует со взрослыми и ровесниками;
  • имеет повышенный уровень тревожности или агрессии. 

Не на последнем месте при принятии решения о поступлении в школу и такой фактор, как здоровье. Малышу понадобится очень много сил, чтобы адаптироваться к новой для него обстановке, а это нелегкое испытание даже для крепкого иммунитета.

Дорога в школу тоже не должна занимать много времени, чтобы ребенок не приезжал туда уже обессиленным. Кстати, многие родители, если позволяют финансовые возможности, стараются отдать ребенка в элитную школу, а если ребенок хорошо развит интеллектуально, то в «крутой» государственный лицей. На самом деле для первоклашки гораздо важнее то, каким будет первая в его жизни учительница, сможет ли она раскрыть потенциал ребенка, заинтересовать его в самостоятельном получении знаний, развить личную ответственность, а также насколько она доброжелательна и эмпатична. 

Дорогие родители, если у вас возникают сомнения, готов ли ребенок к школе, это говорит о том, что подсознательно вы чувствуете, что не готов. Школа – это не только первый класс, но и все последующие – с бесконечными СОРами и СОЧами, вызывающими у большинства детей стресс, а также подростковый период, когда идет сравнение себя с одноклассниками, и чем старше ребенок, тем увереннее он себя чувствует и меньше поддается на провокации. 

Если вы не можете определиться с решением самостоятельно, значит необходимо обратиться к детскому психологу и провести диагностику на готовность ребенка к школе. 

Мнение автора

Я родилась в середине осени, и перед родителями как раз стоял вопрос, отдавать ли меня в школу в неполные 7 лет или уже ближе к 8. Поскольку я часто болела, сами педагоги посоветовали подождать еще год. Впоследствии я оценила пользу этого решения. Учеба давалась очень легко, взаимодействие с одноклассниками тоже, в то время как шестилетним детям (были и такие в нашем классе) было трудно, они смогли раскрыть себя только к старшим классам. 

Что касается моих сыновей, я смотрела на степень готовности каждого. Несмотря на то, что старший сын в 6 лет мог свободно писать, считать и сам читал книги, он был неусидчивым, невнимательным и слишком активным, высидеть 40 минут для него было просто нереально, поэтому, как и я, он пошел в школу ближе к 8 годам и, кстати, прекрасно ее окончил. Второй сын, наоборот, был очень усидчивым, внимательным, обладал мощным логическим мышлением, однако плохо социализировался, поэтому и он пошел в школу в 7 с половиной. Что касается третьего сына, в 6 лет и 3 месяца он был еще совсем ребенком и отдавать его в школу в таком нежном возрасте мы были не готовы, и он сам к этому тоже не стремился. Так что в нашей семье нет шестилеток, зато нет и сложностей с обучением или самостоятельным выполнением домашних заданий.

Мнение профессионала

Загурская Мария, врач-психиатр, психотерапевт, магистр психологии, считает, что лучше отдавать ребенка в школу в 7 лет: «В детстве полгода-год имеют большое значение для развития. В 7 лет ребенку легче адаптироваться к школьным правилам и школьной программе, легче справляться со стрессом. К тому же большинство детей идут с семи лет в школу, и ребенку легче общаться со сверстниками, чем быть младше их, на более «приниженной» позиции. Иначе может так быть, что ребенку придется постоянно тянуться за другими и чувствовать себя хуже, менее умелым и быстрым.

Обязательно необходимо добавить, что многое зависит от конкретного ребенка. Если он общительный, достаточно самостоятельный, тогда ему будет легче адаптироваться к новым условиям. Если ребенку трудно общаться или учиться, дайте ему возможность подрасти. 

Поделюсь своим личным опытом. Меня отдали в школу в 5,5 лет в 0 класс и в 6,5 лет в первый класс. Ощущение, что я должна перенапрягаться, было. И особенно ярко это проявилось в подростковый период, когда эмоционально мои одноклассники меня опережали. Я решила, что свою дочь отдам в школу в 7 лет. Но, когда дочь выпускалась из детского сада в 6,5 лет, большинство ее группы попадало с ней в один класс. Нами было решено, что со своими ей будет легче даже в 6 лет, чем ждать год и идти в школу с незнакомыми детьми. Каждый случай индивидуален. Будьте внимательны к своим детям! «Сэкономить» год за счет ребенка не лучшая идея!»

Фото: depositphotos.com

Menu