Школьное обучение

Учителя о школьном образовании: программа не адаптирована, родители и дети не понимают, что от них хотят

Сегодня разгораются страсти вокруг неэтичных учителей и ненормальных школьных программ. А что по этому поводу думают сами учителя?
Учителя о школьном образовании: программа не адаптирована, родители и дети не понимают, что от них хотят
Сегодня разгораются страсти вокруг неэтичных учителей и ненормальных школьных программ. А что по этому поводу думают сами учителя?
Учителя о школьном образовании: программа не адаптирована, родители и дети не понимают, что от них хотят
Сегодня разгораются страсти вокруг неэтичных учителей и ненормальных школьных программ. А что по этому поводу думают сами учителя?
12.10.2018, 19:22
Изменено: 10.03.2024, 13:04

Минули праздничные выходные для учителей. Концерты, поздравления, букеты — все это позади и пора снова с головой окунуться в уроки, снова ставить баллы, снова проверять тетради.

Уже утихают споры по поводу ЕНТ, выпускные классы терпимо относятся к нововведениям. Однако не только тестирование проходит процесс обновления и сбивает с толку абитуриентов. А что еще действительно осложняет процесс обучения? Pandaland опросил нескольких казахстанских учителей и получил однозначные ответы.

Pandaland Image

Фото: arnapress.kz

Система оценок

В большинстве школ нашей республики введены электронные журналы, которые пришли на смену обычным бумажным дневникам. Однако второй вариант дневников все еще частично используется в школах, а электронный учителя заполняют по особым правилам. Пока равнение на европейские стандарты явных результатов не дает. Систему оценок словно не упростили, а усложнили.

«Самое странное и ненужное нововведение — это отсутствие каждодневных оценок. Проконтролировать детей не могут ни родители, ни классный руководитель. Оценки за четверть выставляются на основании двух работ за разделы и одной — за четверть.
Отказались от отметок 1, 2, 3, 4, 5. Теперь ставим баллы: 7, 10, 15, 20... А в конце четверти баллы опять переводим в оценки 1, 2, 3, 4. 5. Зачем тогда от них отказались?» — комментирует систему оценок учительница русского языка и литературы Парамонова Надежда Владимировна.

В июле 2018 года Министр образования Республики Казахстан ответил на негативные отзывы учителей и родителей в адрес электронного дневника и оценочной системы:

«Что такое был для вас дневник? Это работало так: правило не знаешь, садись — два. А сейчас новая система, ребёнок учится всю четверть, и уже потом его сравнивают не с каким-то дневником, а с другими детьми, и он начинает раскрываться и не бояться занятий», — обратился с речью Ерлан Сагадиев к учителям.

Pandaland Image

Ерлан Сагадиев, министр МОН РК. Фото: total.kz

Положительные стороны данной системы можно оценить не сразу, а постепенно в нее вникая и налаживая недочеты. Возможно, в школах, где оперативно подошли к нововведению все гладко, но для полноценной работы нужны факторы, способные поддерживать и обеспечивать работу электронных дневников и баллов.

«Проблема в том, что школа не оснащена нужной техникой, не везде есть Интернет, программа не адаптирована, родители и дети не понимают, что от них хотят, т.к. учились по старой программе, а тут резко с 5-го, 7-го класса их перевели на новую форму обучения», — объясняет свое мнение Бредихин Алексей Алексеевич, заместитель директора по воспитательной работе одной из школ Алматы.

Практика показывает, что проще всего к нововведениям привыкают ученики. В среде технологий они могут стоять на несколько ступеней выше некоторых учителей. Но проблема выставления оценок еще остается открытой. Если годовые оценки выставляются на основе нескольких СОР и СОЧ (суммативная оценка работы и суммативная оценка за четверть), то где гарантия того, что ученик просто не спишет на этих контрольных? Ежедневная система оценок была полезна в том плане, что уровень знаний ребенка можно было отслеживать. Понимая же, что его ждет только одна оценка, в ученике может выработаться привычка «откладывать на потом». Ведь отвечать по предмету он будет не завтра, а только в конце четверти.

Решение проблемы:

Учитесь контролировать своего ребенка самостоятельно. На уроке ученики все равно проявляют какую-то активность, пусть и без оценок. Интересуйтесь чаще об успеваемости у учителей, проверяйте домашнюю работу и вникайте в новую систему оценок. Мир не стоит на месте. Возможно, то, что сейчас считают невнятной системой оценок, в дальнейшем окажется гораздо эффективнее пятерок и двоек.

Учебники и их авторы

Скандалов, возникающих вокруг школьных учебников и их составителей, вроде было предостаточно, чтобы понять, кто на самом деле должен отвечать за составление учебников. Но, увы, искоренить желание модернизировать задания и сделать их креативными, пока не увенчались успехом. Взять хотя бы нашумевшее упражнение в учебнике русского языка «пуськи бятые» или пособие по для изучения английского, в котором авторы назвали не 6 материков, а целых 9. И учителя, и родители, и даже ученики недоумевают, о чем идет речь и как это все им пригодиться?

«Нововведения разнятся с людьми, которые у нас живут, устройством мышления и оснащением учебных заведений. ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА В СОСТАВИТЕЛЯХ УЧЕБНЫХ КНИГ! Составители реально не работали в школе и не сталкивались с проблемами обычного учителя, но умеют все нарисовать в ярких красках», — сетует Алексей Алексеевич.
«В учебниках нет преемственности. Складывается такое впечатление, что авторы не заглядывают в предыдущие учебные книги. В учебниках по русскому языку практически отсутствуют упражнения по орфографии. Есть тексты по лексической теме, а в них 1-2 слова на орфографическое правило. То есть закрепление орфографического правила отсутствует. Значит, мы растим безграмотное поколение», — поддерживает его слова Надежда Владимировна.

В своем интервью газете «Білімді ел» директор Республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова по поводу нестандартных заданий сказала так:

«Было много нареканий по поводу подачи материалов в учебниках русского языка для 5 и 7 классов. В учебниках по языковым предметам вместо грамматических правил даются лексические темы, отражающие социальные и экологические проблемы. Их цель — научить ребенка думать, развивать критическое мышление и речевые навыки».

Pandaland Image

Бейбиткуль Каримова, директор центра «Учебник». Фото: okulykdu.kz

Решение проблемы:

Не молчите, если заметили в учебниках что-то ненормальное. Качество учебников улучшится, если будут приняты во внимание многочисленные жалобы родителей, учителей и школьников. Мы живем в век современных технологий, а на негативные высказывания в сторону образования сегодня реагируют гораздо адекватнее, чем всего лишь несколько десятков лет назад. К тому же существуют специальные интернет-ресурсы, позволяющие пользователям оценить учебники.

Напоследок о хорошем

Как уже было упомянуто в нашей статье: Мир не стоит на месте. Нынешним детям нужны знания, соразмерные с современным миром. Возможно, через несколько лет в учебниках прочно закрепятся слова «менеджер», «смартфон», «смайлик», но пока общество негативно воспринимает подобное. Однако плюсы в современном образовании все-таки есть.

«Среди нововведений есть много положительного: предложено очень много методов, которые помогают детям учиться с интересом, мыслить креативно, с удовольствием ходить в школу», — высказывается Надежда Владимировна.

Menu
×