Школьное обучение

Цифровые технологии в образовании

Расскажем в статье о том, как обстоят дела в Казахстане с цифровым образованием.
Цифровые технологии в образовании
Расскажем в статье о том, как обстоят дела в Казахстане с цифровым образованием.
Цифровые технологии в образовании
Расскажем в статье о том, как обстоят дела в Казахстане с цифровым образованием.
22.10.2021, 06:29
Изменено: 03.12.2021, 13:20

Цифровизация по всему миру активно набирает обороты. Казахстан тоже шагает в ногу со временем. Можно смело сказать, что “цифра” стала глобальным трендом. Фразы “поколение Z”, “кликабельное мышление” “цифровизация”, “IT” уже в обиходе и у всех на слуху. Для нынешних школьников цифровые технологии - среда обитания. Они в ней плавают, как рыбы в воде, но так было не всегда. Несколько лет назад, до начала пандемии коронавируса, в республике 82% учащихся не владели знаниями базового компьютера. Об этом изданию Inbusiness.kz сообщила региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова.

Pandaland решил узнать, насколько хорошо в Казахстане развита “цифра” среди школьников.

Цифровое образование в Казахстане

По словам эксперта Татьяны Проскуряковой, Казахстан, являющийся лидером в Центральной Азии, несмотря на свои старания овладеть “цифрой”, все еще отстает от мирового уровня. Для наглядности Проскурякова привела статистические данные за 2018 год.

82% учащихся восьмых классов три года назад не владели даже базовыми навыками компьютерной грамотности.

Пандемия Covid-19 подтолкнула страну к тому, чтобы ускорить этот процесс. Пару лет назад слова “цифровизация”, “дистанционное обучение” было чем-то далеким и непонятным для большинства казахстанцев, но в один момент все кардинально поменялось.

Летом 2020 года премьер-министр Аскар Мамин дал поручение о начале запуска масштабного проекта “Цифровое образование”.

Госслужащий подчеркнул, что к 2025 году 87% казахстанцев должны обладать цифровой грамотностью.

Это касается всех - от мала и до велика.

Цифровые технологии в образовании

Для начала разберемся, что такое цифровые технологии в школе:

Цифровые технологии в школе — это современный образовательный процесс, основанный на цифровых технологиях.

Внедрение “цифры” в Казахстане активно началось еще в декабре 2017 года. Четыре года назад утвердили госпрограмму “Цифровой Казахстан”. Эта программа должна была внести свои коррективы и в сферу образования.

В 2018 году министерство образования и науки пересмотрело свои взгляды насчет школьного предмета “Информатика”, преподаваемого в 5 классе. Изучать азы информатики решили с начальных классов. У третьеклассников в школьной программе прибавился еще один предмет “Информационно-коммуникационные технологии” (ИКТ). Педагогам пришлось проходить повышение квалификации, чтобы усвоить обновленное содержание учебных программ.

Все шло семимильными шагами, а пандемия оживила этот процесс.

Осенью 2021 года было решено, что “Цифровая грамотность” теперь будет преподаваться с первого класса.

В третьей четверти учебного 2021-2022 года первоклассники начнут изучать основы цифровой грамотности, гигиены и безопасности. Объявила это решение председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН Гульмира Каримова.

По словам Каримовой, школьное образование должно идти в ногу со временем. Поскольку сейчас тренд на цифровизацию, то его нужно включить и в школьную программу.

Нововведения коснулись и обучающихся в средних и старших классах.

В учебные программы по “ИКТ” для четвертого класса и “Информатике” для пятого - одиннадцатого классов внесут коррективы.

В среднем звене, в пятых-девятых классах, начнут обучать:

  • 3D-моделированию;

  • 3D-принтингу

В старшем звене, в десятых-одиннадцатых классах, теперь будут освещать темы по:

  • IT-StartUp;

  • VR (виртуальная и дополненная реальность);

  • искусственному интеллекту,

  • Big Data и прочее.

Учителя будут преподавать школьникам правила безопасности в сети, этикету в Интернете и авторскому праву.

Цифровые инструменты в образовании

Дистанционное образование до сих пор у многих вызывает споры, одни говорят о негативных последствиях такого изучения предметов, другие же, наоборот, видят только плюсы в повышении цифровой грамотности. Но как обстоят дела на самом деле?

Да, на “удаленке” всем было нелегко, но есть одно большое преимущество - благодаря ей дети перестали воспринимать гаджеты, как средство развлечения. Теперь электронные девайсы — это не только вещь для игр, но и помощник в учебе.

Специалисты подчеркивают, что компьютерные инструменты в образовании помогают сделать уроки интереснее. Цифровые элементы в преподавании позволяют заинтересовывать учеников к теме урока. Если раньше даже таблица умножения казалась скучной, неинтересной и все выполнялось рутинно, то сейчас дети вовлечены в процесс изучения. Цифровые элементы в обучении оживили образовательный процесс. Они внесли свою изюминку. Рутинные школьные задания заиграли новыми цветами.

Многие учителя и родители пересмотрели свои взгляды на преподавание. Некоторые темы теперь преподносятся детям с другой подачей. Если раньше было много зубрежки, то теперь стараются применять интерактивные подходы.

Цифровые элементы в образовании

Работа учителя перешла на новый этап. Раньше все отчетности писались от руки, сейчас же без компьютера никуда. Даже оценки детям проставляют онлайн.

В Казахстане работает система электронных журналов и дневников “Кунделик”.

Школьники и их родители могут просмотреть отметки и домашние задания в системе. Кроме того, цифровые технологии упрощают жизнь учителей и при подготовке к урокам. Педагоги могут найти для себя интересный ресурс, сервисы или платформу, для образовательных целей. Например, для проведения викторины или просмотра фильма по теме урока. При дистанционном обучении педагоги столкнулись с трудностями, поскольку не знали на чем сфокусироваться и как лучше провести онлайн-урок. Цифровые инструменты помогли им решить эту проблему, но все равно приходилось использовать нецифровые инструменты (тесты, задачи, чтение).

Цифровые элементы в работе учителя

Современному учителю нужно подстраиваться под своих учеников и под современный мир. Сейчас растут и воспитываются компьютерные дети или даже мобильные. Школьникам недостаточно информации из книг и простого общения. Им нужен Интернет и учитель, владеющий компьютерными навыками.

Современные педагоги в своей работе могут использовать следующие цифровые инструменты:

  • Видеотехнологии - научные фильмы, обучающие мультфильмы для детей начальных классов и киноленты для детей средних и старших классов;

В период пандемии и самоизоляции актуальны были виртуальные экскурсии, онлайн-трансляции спектаклей и музыкальных постановок.

  • Электронные библиотечные системы;

  • Образовательные цифровые (компьютерные) программы;

  • Интерактивные технологии;

  • Конструкторы для создания онлайн-викторин;

Педагог может создать свои викторины или воспользоваться уже готовыми материалами.

  • Мультимедиа - тоже необходимый элемент, позволяющий создавать презентации или короткие видеоролики по теме урока;

  • Видеоконференции.

Сейчас изобилие цифровых инструментов, позволяющих сделать урок интереснее. Цифровой инструмент помогает не только обучению, но и общению педагога с родителями. Посредством мессенджеров и иных видеоплатформ учителя могут связаться с отцами и матерями школьников и наоборот.

Цифровизация школ — это нелегкий процесс, потребуется много сил и времени. Учителям нужно пройти курс по подготовке ведения урока с использованием цифровых инструментов, а также отдельное внимание нужно уделить преподаванию в дистанционном формате. Педагогам, ученикам и их родителям нужно привыкнуть и освоить новый формат обучения.

Фото: unsplash.com

Menu
close banner icon