Цифровизация по всему миру активно набирает обороты. Казахстан тоже шагает в ногу со временем. Можно смело сказать, что “цифра” стала глобальным трендом. Фразы “поколение Z”, “кликабельное мышление” “цифровизация”, “IT” уже в обиходе и у всех на слуху. Для нынешних школьников цифровые технологии - среда обитания. Они в ней плавают, как рыбы в воде, но так было не всегда. Несколько лет назад, до начала пандемии коронавируса, в республике 82% учащихся не владели знаниями базового компьютера. Об этом изданию Inbusiness.kz сообщила региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова.
Pandaland решил узнать, насколько хорошо в Казахстане развита “цифра” среди школьников.
Цифровое образование в Казахстане
По словам эксперта Татьяны Проскуряковой, Казахстан, являющийся лидером в Центральной Азии, несмотря на свои старания овладеть “цифрой”, все еще отстает от мирового уровня. Для наглядности Проскурякова привела статистические данные за 2018 год.
82% учащихся восьмых классов три года назад не владели даже базовыми навыками компьютерной грамотности.
Пандемия Covid-19 подтолкнула страну к тому, чтобы ускорить этот процесс. Пару лет назад слова “цифровизация”, “дистанционное обучение” было чем-то далеким и непонятным для большинства казахстанцев, но в один момент все кардинально поменялось.
Летом 2020 года премьер-министр Аскар Мамин дал поручение о начале запуска масштабного проекта “Цифровое образование”.
Госслужащий подчеркнул, что к 2025 году 87% казахстанцев должны обладать цифровой грамотностью.
Это касается всех - от мала и до велика.
Цифровые технологии в образовании
Для начала разберемся, что такое цифровые технологии в школе:
Цифровые технологии в школе — это современный образовательный процесс, основанный на цифровых технологиях.
Внедрение “цифры” в Казахстане активно началось еще в декабре 2017 года. Четыре года назад утвердили госпрограмму “Цифровой Казахстан”. Эта программа должна была внести свои коррективы и в сферу образования.
В 2018 году министерство образования и науки пересмотрело свои взгляды насчет школьного предмета “Информатика”, преподаваемого в 5 классе. Изучать азы информатики решили с начальных классов. У третьеклассников в школьной программе прибавился еще один предмет “Информационно-коммуникационные технологии” (ИКТ). Педагогам пришлось проходить повышение квалификации, чтобы усвоить обновленное содержание учебных программ.
Все шло семимильными шагами, а пандемия оживила этот процесс.
Осенью 2021 года было решено, что “Цифровая грамотность” теперь будет преподаваться с первого класса.
В третьей четверти учебного 2021-2022 года первоклассники начнут изучать основы цифровой грамотности, гигиены и безопасности. Объявила это решение председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН Гульмира Каримова.
По словам Каримовой, школьное образование должно идти в ногу со временем. Поскольку сейчас тренд на цифровизацию, то его нужно включить и в школьную программу.
Нововведения коснулись и обучающихся в средних и старших классах.
В учебные программы по “ИКТ” для четвертого класса и “Информатике” для пятого - одиннадцатого классов внесут коррективы.
В среднем звене, в пятых-девятых классах, начнут обучать:
-
3D-моделированию;
-
3D-принтингу
В старшем звене, в десятых-одиннадцатых классах, теперь будут освещать темы по:
-
IT-StartUp;
-
VR (виртуальная и дополненная реальность);
-
искусственному интеллекту,
-
Big Data и прочее.
Учителя будут преподавать школьникам правила безопасности в сети, этикету в Интернете и авторскому праву.
Цифровые инструменты в образовании
Дистанционное образование до сих пор у многих вызывает споры, одни говорят о негативных последствиях такого изучения предметов, другие же, наоборот, видят только плюсы в повышении цифровой грамотности. Но как обстоят дела на самом деле?
Да, на “удаленке” всем было нелегко, но есть одно большое преимущество - благодаря ей дети перестали воспринимать гаджеты, как средство развлечения. Теперь электронные девайсы — это не только вещь для игр, но и помощник в учебе.
Специалисты подчеркивают, что компьютерные инструменты в образовании помогают сделать уроки интереснее. Цифровые элементы в преподавании позволяют заинтересовывать учеников к теме урока. Если раньше даже таблица умножения казалась скучной, неинтересной и все выполнялось рутинно, то сейчас дети вовлечены в процесс изучения. Цифровые элементы в обучении оживили образовательный процесс. Они внесли свою изюминку. Рутинные школьные задания заиграли новыми цветами.
Многие учителя и родители пересмотрели свои взгляды на преподавание. Некоторые темы теперь преподносятся детям с другой подачей. Если раньше было много зубрежки, то теперь стараются применять интерактивные подходы.
Цифровые элементы в образовании
Работа учителя перешла на новый этап. Раньше все отчетности писались от руки, сейчас же без компьютера никуда. Даже оценки детям проставляют онлайн.
В Казахстане работает система электронных журналов и дневников “Кунделик”.
Школьники и их родители могут просмотреть отметки и домашние задания в системе. Кроме того, цифровые технологии упрощают жизнь учителей и при подготовке к урокам. Педагоги могут найти для себя интересный ресурс, сервисы или платформу, для образовательных целей. Например, для проведения викторины или просмотра фильма по теме урока. При дистанционном обучении педагоги столкнулись с трудностями, поскольку не знали на чем сфокусироваться и как лучше провести онлайн-урок. Цифровые инструменты помогли им решить эту проблему, но все равно приходилось использовать нецифровые инструменты (тесты, задачи, чтение).
Цифровые элементы в работе учителя
Современному учителю нужно подстраиваться под своих учеников и под современный мир. Сейчас растут и воспитываются компьютерные дети или даже мобильные. Школьникам недостаточно информации из книг и простого общения. Им нужен Интернет и учитель, владеющий компьютерными навыками.
Современные педагоги в своей работе могут использовать следующие цифровые инструменты:
-
Видеотехнологии - научные фильмы, обучающие мультфильмы для детей начальных классов и киноленты для детей средних и старших классов;
В период пандемии и самоизоляции актуальны были виртуальные экскурсии, онлайн-трансляции спектаклей и музыкальных постановок.
-
Электронные библиотечные системы;
-
Образовательные цифровые (компьютерные) программы;
-
Интерактивные технологии;
-
Конструкторы для создания онлайн-викторин;
Педагог может создать свои викторины или воспользоваться уже готовыми материалами.
-
Мультимедиа - тоже необходимый элемент, позволяющий создавать презентации или короткие видеоролики по теме урока;
-
Видеоконференции.
Сейчас изобилие цифровых инструментов, позволяющих сделать урок интереснее. Цифровой инструмент помогает не только обучению, но и общению педагога с родителями. Посредством мессенджеров и иных видеоплатформ учителя могут связаться с отцами и матерями школьников и наоборот.
Цифровизация школ — это нелегкий процесс, потребуется много сил и времени. Учителям нужно пройти курс по подготовке ведения урока с использованием цифровых инструментов, а также отдельное внимание нужно уделить преподаванию в дистанционном формате. Педагогам, ученикам и их родителям нужно привыкнуть и освоить новый формат обучения.
Фото: unsplash.com