Школьное обучение

СОР и СОЧ - две нестрашные аббревиатуры

В чем я вижу их пользу
СОР и СОЧ - две нестрашные аббревиатуры
В чем я вижу их пользу
СОР и СОЧ - две нестрашные аббревиатуры
В чем я вижу их пользу

Мой сын учится в пятом классе. Для него это первый год, когда обучение идет по обновленной программе, и дети перешли на систему СОР и СОЧ, точнее, на критериальную систему, построенную на сравнении достижений ребенка с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно он освоил материал и сформированы практические навыки.

 

Весь предыдущий год я замирала от страха – «Что будет?», коллекционировала мнения подруг, дети которых учатся классами старше и уже перешли на «обновленку». Мнения эти сводились к одному: дети потеряли мотивацию учиться – с «пятерок» съехали на «тройки», как оцениваются знания непонятно, зачем ввели новую систему – тоже, зачем выполнять домашние задания неясно, да и работа в классе никак не оценивается. «Ужас!» – думала я. Бардак!

Первое родительское собрание, первый СОР по математике, который сын пропустил по болезни, и писал уже потом, первые попытки разобраться в системе и первое робкое признание самой себе: «Мне эта система нравится – она про знания, а не заслуживание оценок. Про обучение, а не отметки». 

Для начала я разобралась с аббревиатурами. СОР  - это суммативное оценивание за раздел, а СОЧ- суммативное оценивание за четверть. Срезы проводятся тогда, когда ученики завершают работу по разделу, обычно – два раза за четверть, под конец которой проводится еще и СОЧ – в нем оцениваются знания за все пройденные разделы. Если вы - хотя бы частично включенный в процесс образования родитель, то сможете самостоятельно отследить когда ждать очередной СОР. 

 

Можно возразить – есть ученики, которые мыслят своеобразным образом и срезовая система им не подходит, они будут поставлены в неравные по сравнению с другими условия – сама так думала, пока не разобралась. Как нам объяснила классный руководитель, а она – преподаватель русского языка и литературы, срез строится на четырех разных типах заданий: воспринять на слух информацию и оформить ее в виде небольшого изложения – это раз, сделать привычное упражнение – это два, ответить на некоторые вопросы устно – три и пройти тест – четыре, задания максимально разнообразные, это не обычное тестирование, готовясь к которому помогут лишь зубрежка и хорошая память, нет, это комплексное оценивание полученных ребенком знаний и его навыков излагать свои мысли – письменно или устно. А не это ли важно в повседневной жизни – умение донести информацию? 

Как формируются баллы? Каждое из заданий дает определенное количество баллов, складываете их и получаете сумму за СОР. На первом срезе, что прошли наши дети, по математике, максимальное количество баллов составляло 13. СОР по второму разделу максимально оценивается в 15 баллов. СОЧ – по знаниям обоих разделов дает еще большее количество баллов. Потом все эти баллы суммируются и выводится средний балл за четверть – если он находится в пределах 85-100 процентов от максимально возможного, то итоговая оценка приравнивается к «пятерке», если от 65 до 84 процентов, то это «четверка», от 40 до 64 – «тройка», 39 и ниже – «двойка».  

 

Пропустить срез нельзя, даже если болел, не смог, был не в городе – надо сдать работу в течении двух недель после его официального проведения. 

А теперь внимание вопрос: что мне нравится в этой системе?

 

Самое простое – она нацелена на получение знаний, а не оценок. Нельзя пропустить урок, «проскочить» диктант или контрольную, и учиться дальше с мыслью: «Фух! Не спросили!», нельзя не прочитать произведение и, если повезло не отвечать на уроке, спокойно о нем забыть. Все знания проверяются минимум дважды – во время СОР и СОЧ. Ты должен это знать и точка – пропустил урок, смотрел в окно, поленился работать - придет день, когда это всплывет. Тут есть еще один плюс – до среза достаточно времени, чтобы устранить пробелы, а по их результатам всегда видно – в чем они. Разве это плохо?

А как же мотивация работать дома и в классе у доски? Вот на этом вопросе сыплются именно те родители, которые успехи ребенка привыкли воспринимать по оценкам. А разве «пятерка» – это мотивация? Домашняя работа задается с одной целью – закрепить полученные учениками на занятиях знания. Когда мотивация – получить знания и удерживать их, тогда и вопросов таких не возникает. Критериальная система, это, простите, «домашка» для нас – родителей. Это мы должны учиться, что первично то, что у ребенка в голове, а не то, как его оценивает учитель. И работа в классе – тоже, она нужна не для оценки, а для понимания материала. Правды ради, стоит отметить, что учителя все же выставляют плюсы за хорошо проделанные задания – дома или в классе - в журналах, которые больше не имеют ценности и веса и ведутся исключительно для себя, чтобы, когда балл за СОР – спорный, определить по общей успеваемости ученика в какую из сторон – со знаком плюс или минус – его высчитать. 

Одно точно – эта система учит нас, родителей, объективно смотреть на знания наших детей – сын, несмотря на перманентную раннее «четверку» по математике (учитель снимала ему балл за почерк), написал СОР одним из лучших в классе, а многие бывшие отличники не набрали и половины от максимума баллов. И этот его балл, на мой взгляд, объективен. С другой стороны, я знаю, что по английскому «пятерка» ему больше не светит, не за что ее ставить. Сделанные при помощи меня дома задания никого больше не обманут. Получит, скорее всего, свои 2 из 13 и поймет, что пришла пора учиться. Не оценки тянуть из учителей, а думать, вникать, запоминать, анализировать, учить и не на день, а надолго. И, судя по всему, он уже частично понял, что его ждет - перед очередным СОЧ повторяет весь раздел. 

Что еще мне нравится в новой системе оценивания? Многие предметы переходят в разряд «зачет»/«незачет» - физкультура, труд, музыка. Хорошо? Хорошо!

 

Готова ли я к низким баллам по некоторым предметам? Если они объективны, то да. Я не буду страдать и твердить: «А вот раньше…» Раньше оценки ставились иногда просто так – ходит, что-то делает и ладно… 

Где действительно есть проблемы, это в программе. Раскрыла учебник, ахнула, закрыла. Много картинок, как для первого класса, много упрощенных заданий. Учителя нашей гимназии вынуждены вводить дополнительные занятия по другим учебникам. Но я надеюсь – все выровняется. Первый блин, он же всегда – немного комом. Но я разделяю недовольство программой от недовольства по поводу системы оценивания. Она не так страшна, как ее малюют.

 

Menu