Школьное обучение

Почему у детей слабая мотивация к учебе и как ее повысить

Почему у детей слабая мотивация к учебе и как ее повысить
Почему у детей слабая мотивация к учебе и как ее повысить

Пожалуй, стоит признаться, что советская модель обучения, когда «учитель всегда прав» в современном мире не работает. Дети, имея неограниченный доступ к информации, в некоторых случаях знают больше учителя. К тому же профессиональный уровень многих учителей оставляет желать лучшего. Методика преподавания тоже давно устарела, детей заставляют сидеть и слушать, а информация лучше усваивается, когда дети активно участвуют в процессе, делятся полученной информацией и взаимодействуют друг с другом. Некоторые учителя еще и отыгрываются на детях, наказывая их оценками, или показывают свою педагогическую некомпетентность, критикуя или высмеивая личностные качества учеников или их работы перед классом.

 

Главный способ мотивации таких учителей – это наказание. Неудивительно, что ребенок, который так стремился в школу, очень быстро теряет интерес к учебе. Если вам повезло с учителем, а ребенок все равно не заинтересован в учебе, присмотритесь к своим действиям, возможно, вы неправильно его мотивируете.

  1. Необходимо удовлетворять потребности ребенка в познании. Чем меньше ребенок, тем больше у него вопросов к родителям. Его интересует абсолютно все. Но если родители вместо ответов используют выражения «так нельзя», «не до тебя сейчас», «снова ты со своими вопросами» или ничего не объясняющее «потому что», ребенок со временем перестает стремиться узнавать что-то новое. Если у вас в данный момент нет времени, так и скажите об этом ребенку и ответьте на его вопрос позже. Если вы сами не знаете ответ, не бойтесь говорить об этом, а вместе ищите информацию в книгах или интернете. 
  2. Дайте ребенку возможность реализовать себя и свои стремления, не выбирайте за него его будущее. Ребенку необходимо прожить собственную жизнь, а не ту, что запланировали его родители. Успешные родители зачастую решают судьбу ребенка, пока он еще спит в колыбели. Ну, никак не хотят юристы, бизнесмены, руководители предприятий, чтобы их дети находили себя в творчестве. Неудивительно, что ребенок не хочет тратить свое время, чтобы преуспеть в науках, которые интересны не ему, а его родителям. Выявите интересы ребенка, его потенциал и помогите с реализацией. 
  3.  Помните пирамиду Маслоу? Если не реализованы базовые потребности, то есть сон, пища и безопасность, даже взрослые живут в режиме выживания, здесь речь о самореализации даже не идет. Потребности к усвоению чего-то нового возникают только после удовлетворения базовых потребностей и потребности в любви и уважении. Если ребенок растет в неблагополучной среде или дисфункциональной семье, его мотивация к учебе очень слаба. Если ребенок перешел в другую школу, или вы недавно развелись, или переехали в другой город, помогите ребенку привыкнуть к новым условиям жизни и постарайтесь удовлетворить его базовую потребность – в безопасности и любви. 
  4. Плохо работающим способом мотивации являются угрозы и крики, они способствуют выработке у ребенка гормонов стресса и ведут к неврозу, а не к усвоению новых знаний. Он, конечно, откроет учебник, чтобы прекратить ваши крики, и обретет на долгие годы или пожизненно отвращение к учебе, потому что у него выработается взаимосвязь «учеба = истерика и угрозы». Продуктивнее будет заинтересовать его, превратив учебу в игру. Сейчас сделать это проще, есть много сайтов, на которых можно изучать языки, естественные, точные и гуманитарные науки. 
  5. Истории о гениальных детях коллег, примеры интернет-гениев и сравнение с братьями/сестрами ребенка не создают мотивации, а занижают самооценку. Не заставляйте собственного ребенка конкурировать с кем-либо. Ему необходима ваша безусловная любовь, вне зависимости от того, отличник он или двоечник. Вы любите его за то, что он есть, и за то, какой он, со всеми его уникальными талантами. Тогда ребенок будет развивать свои таланты и достигать свои цели, а не подстраиваться в угоду чьему бы то ни было мнению. 
  6. В искусстве манипуляций некоторые взрослые, включая бабушек и дедушек, достигли верха совершенства, пугая детей/внуков своей стремительной кончиной от их невыполненной домашки или подскочившим давлением от невыученного английского. Чувство вины и страх – мотиватор так себе. Лучше пустите свою бурную фантазию в мирное русло: расскажите, как сложно вам давался английский и как вам удалось исправить ситуацию, расскажите о нелюбимом предмете ребенка с огоньком или купите интересное иллюстрированное пособие. Покажите предмет или тему с другой, интересной стороны.
  7. Многим родителям нравится оплачивать успехи в учебе деньгами. Этот, казалось бы, работающий способ тоже не совсем хорош, потому что меняется цель. Ребенок мотивирован не на учебу, а на получение энной суммы денег. К тому же механическая зубрежка только ради денежного вознаграждения не способствует полноценному обучению, у ребенка не возникает интереса к усвоению новых знаний. 
  8.  Общие похвалы типа «Молодец!», «Какой ты умный!», «Ты просто гений!» тоже не работают. Вернее работают, ребенок учится просто за похвалу и старается замалчивать свои неудачи, чтобы не перестать быть гениальным. Хвалите ребенка за конкретные действия и достижения, даже за самые маленькие: за то, что он сделал красивый реферат, за то, что вчера он потратил 2 часа на изучение английских фраз и теперь с легкостью отвечает вам, за яркие рисунки и аккуратные аппликации, – да мало ли за что еще! Дети, в отличие от нас, взрослых, постоянно что-то творят и изобретают. Ребенку важно чувствовать, что близкие люди поддерживают его всей душой и что им интересно все, происходящее в его жизни.  

 

 Фото: Depositphotos.com.  Pixabay.com 

Menu