Школьное обучение

Научить учиться и другие важные задачи современной школы

Научить учиться и другие важные задачи современной школы
Научить учиться и другие важные задачи современной школы
02.04.2021, 07:20
Изменено: 13.04.2021, 12:11

Практически каждый ребенок стремится в школу, в первый класс – стать старше, умнее, больше знать и уметь. В этот момент важно не растерять стремление учиться и впитывать знания, а увлечь процессом, поддержать в нем исследовательский дух, показать, откуда можно черпать информацию и как применять знания на практике. Именно такие задачи ставит перед собой современная школа.

Мы поговорили с преподавателями школы «Мирас» о важном:

  • как научить ребенка главному – учиться
  • что сделать, чтобы он не зацикливался на оценках, а получал удовольствие от процесса обучения
  • какие аспекты важны в современной школе.

Интегрированные программы. Исследование – в центре системы обучения

В международной практике школьное обучение начинается не с семи лет, когда дети идут в первый класс, а с трех – уже в детском саду. «Мирас» в течение 20 лет успешно проходит авторизации IB* и реаккредитации CIS*. Стандарты международной школы «Мирас» интегрируют требования ГОСО РК и философию, систему оценивания, концептуальные основы программ Международного Бакалавриата (IB). На основе этих стандартов были разработаны авторские интегрированные программы, по которым обучаются наши дети.

*International Baccalaureate (Международный бакалавриат) — международный некоммерческий частный образовательный фонд, основанный в 1968 г. Организация является разработчиком и предлагает школам четыре международные образовательные программы для детей в возрасте от 3 до 18 лет

*CIS (Совет международных школ) - организация в системе международного образования, занимающаяся аккредитацией школ и разработкой передовых методов обучения.

 

В основе лежит система IB – известной во всём мире международной организации, которая выстроила последовательную образовательную программу с 3 до 18 лет.

Уже на уровне детского сада изучаются:

  • языки
  • математика
  • науки
  • человек и общество
  • искусство
  • физическое и социальное воспитание
  • развитие личности

и главное – все предметы преподаются с использованием исследовательского подхода, который реализует естественную потребность ребенка познавать мир. Все предметы объединяют единые исследовательские темы. Ребенок не получает готовую информацию от учителя, а сам находит ответы на вопросы.  Задача учителя – сделать так, чтобы каждый ребенок находился в центре образовательного процесса. Это - основа философии обучения в международной школе.

Умение учиться

Мы не учим детей запоминать факты. Мы учим их учиться. Развиваем общеучебные навыки, которые будут им полезны на протяжении всей жизни. Видите, как меняется мир? Двадцать первый век принес с собой массу информации, новые технологии. Чтобы не чувствовать себя потерянным в этом мире, ребенок должен уметь:

  • использовать технологии
  • обладать критическим независимым мышлением
  • разбираться в потоке информации

Все это – развитие общеучебных навыков через изучение предметов. Простой набор знаний не дает ребенку возможности в дальнейшем их правильно применять и быть успешным.

В нашей школе у учащихся развиваются навыки, помогающие им пользоваться различными источниками:

  • книгами
  • интернетом
  • опытом других людей

Ребенок учится понимать: есть разная информация, которую можно использовать не только для того, чтобы что-то доказать, но и опровергнуть. Решая несложные задачи в школе, он знает, что также сможет решить и большие – в жизни.
 

Записывайтесь на индивидуальный тур по школе "Мирас"

Программа Исследования

По своей натуре каждый ребенок – исследователь. Когда он оказывается в месте, где его слышат, он имеет возможность высказать свое мнение и понимает, что, даже делая ошибки, он тоже учится, тогда он вникает в процесс и чувствует себя комфортно. Все, что ребенок узнает в классе, он должен уметь применять на практике. 

Исследование – ядро программы, которое проходит через все предметы.

В начальной школе есть шесть трансдисциплинарных тем, разбитых по учебному году:

  1. «кто мы»
  2. «как устроен мир»
  3. «где мы во времени и пространстве»
  4. «как мы самовыражаемся»
  5. «как мы самоорганизуемся»
  6. «как мы сосуществуем на планете»

Нет строгого регламента в последовательности тем, все они органично вплетаются в процесс обучения. Тема «Кто мы» изучается с трехлетнего возраста и до конца начальной школы – углубляясь и расширяясь, и проходит через все предметы. Рассмотрим тему «Как устроен мир» – сначала раскрываются понятия о мире животных и растений, в четвертом классе это уже изучение Земли и других планет. На математике можно вычислять диаметр небесных тел, удаленность друг от друга и находить другие величины, на уроках русского языка – анализировать тексты про атмосферу разных планет; каждый предмет раскрывает и углубляет тему. У учащихся формируется целостная картина мира, или концептуальное понимание.

Плюс, каждое исследование направлено на выполнение еще одной важной задачи – сделать мир лучше. Это проходит красной нитью через все обучение – хорошо должно быть не только тебе, но и твоим близким, и окружающему миру. Важный аспект в обучении – изучение не только локальных, но и глобальных проблем. Мы хотим воспитать граждан мира. И это заложено в нашей интегрированной программе: ребенок чувствует свою значимость на уроке, в коллективе, проявляет инициативу, он становится активней и в жизни.

Например, инициатива минимизировать потребление одноразовых стаканчиков поступила от детей четвертого класса. Они предложили заменить их на бутылочки, которые сами и принесут – так они инициировали акцию по охране окружающей среды (планета страдает от использования человеком пластика).  

Адаптация

Вновь прибывшим детям, прежде не знакомым с нашей методикой, уделяется особое внимание и столько времени, сколько этого требуется. Был случай, к нам поступил мальчик из Кореи, который не знал ни английского, ни казахского, ни русского языка. И он адаптировался! Помимо школы у нас есть центр образовательных услуг, где, при необходимости, оказывается определенная помощь. Мальчик несколько месяцев изучал английский язык дополнительно, а затем погружался в класс с англоговорящими детьми. Плюс, у нас хорошие психологи. Международные эксперты, которые каждые пять лет проверяют соответствие школы международным стандартам, отмечают, насколько сильна психологическая поддержка.

Есть дети, которые приходят к нам в три года и заканчивают «Мирас». Бывают случаи, когда ребенок приходит только в Дипломную программу. И те, и другие адаптируются хорошо. Мы практикуем дифференцированный подход в обучении.

Наша задача – реализовать все потребности ребенка и помочь ему максимально раскрыть свой потенциал. Работаем по теории множественного интеллекта. Кто-то, к примеру, любит читать, и мы даем ему возможность реализоваться в этой области, и параллельно развиваем другие навыки. Уроки строятся так, чтобы потребности абсолютно всех детей были удовлетворены.

Клубы по интересам после уроков

В школе работает программа клубов и спортсекций после уроков – они проводятся два раза в неделю. Это:

  • шахматы
  • прикладное искусство
  • вязание
  • рисование
  • работа с войлоком
  • оригами
  • лего-конструирование
  • STEM
  • настольный теннис
  • плавание
  • баскетбол
  • волейбол

Дети могут выбрать то, что им по душе или просто остаться и выполнить в школе домашнее задание.

Важно, чтобы и родители поддерживали детскую инициативу и не навязывали свой взгляд на то, чем им стоит заниматься. Есть мальчики, которые ходят на вязание, и ребенок, который после того, как пошел на оригами, намного лучше и заинтересованнее начал учиться.

Помимо этого, в школе ребенок может обучиться профессионально играть на музыкальных инструментах (в музыкальной школе «Мирас»), развивать свои вокальные данные, заниматься сольфеджио, научиться плавать, играть в большой теннис, заниматься хореографией.

Участие родителей

С родителями постоянно на связи классный руководитель и координаторы программ. Наиболее заинтересованные родители работают в РТА - ассоциации родителей и учителей. Они помогают школе в организации мероприятий, благотворительных акций, организации кружков, дней профессий, встречаются на ежемесячной основе с администрацией и учителями. Индивидуально с каждым родителем, три раза в год, проводятся конференции.

  • Первая конференция – трехсторонняя – родители, ученик, учитель.

Все удачи и затруднения ребенка мы обсуждаем индивидуально на этой встрече. Дети при подготовке выбирают три своих сильных стороны и три задачи, которым требуется уделить внимание. Ученик рассказывает, в чем он силен, чем гордится, а потом говорит о том, что ему нужно улучшить. Определяется круг людей, которые ему могут помочь, ставятся цели. И чтобы этот план работы имел вес, все – и учитель, и родители, и ребенок, - подписывают этот план.

  • Вторая конференция – двусторонняя – проводится зимой, в ней участвуют только учителя и родители.

 Родители, по желанию, могут встретиться со всеми сотрудниками школы индивидуально.  

  • И студенческая конференция, которая проходит весной.

В этот день дети сами встречаются с родителями в школе, проводят экскурсию, показывают свои работы, демонстрируют портфолио, анализируют прогресс.

 Все эти конференции важны.

Если возникли вопросы, запишитесь на экскурсию в школу "Мирас". Вам детально ответят и расскажут обо всем.

Система оценивания

Оценивание – важный элемент обучения. Оцениваются не какие-то определенные срезы или контрольные, а весь процесс работы.  Невозможно две недели ничего не делать, а потом в экстренном порядке сдать работу или проект. Нам важно видеть, как ребенок работал, что исследовал, какие источники использовал. При групповой работе оцениваются и различные навыки. Их пять групп:

  1. мыслительные
  2. исследовательские
  3. навыки самообразования
  4. коммуникативные
  5. социальные

Могут быть и проверочные записи, когда ребенок сам отслеживает, по каким критериям оценивалась работа, и что надо улучшить. Учащиеся по окончании каждой темы обязательно пишут Feedback – форму обратной связи. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок не был зациклен на оценке, а видел собственный прогресс и результат своего труда.

Языковая программа

Как международная школа мы уделяем большое внимание изучению языков. Помимо русского казахского и английского, в четвертом классе вводится французский язык. Дети могут выбрать как основной язык обучения любой из трех - у нас три соответствующих отделения. Чем старше ребенок, тем чаще он выбирает английский язык обучения.

Дипломная программа в 11-12 классах преподается только на английском языке. Это серьезный курс предвузовской подготовки, по результатам которого дети могут быть зачислены в любый университет мира без вступительных экзаменов, включая «Лигу плюща». Им даже не надо ехать на собеседования. Уже в 12 классе рассылаются документы, и на основании результатов экзаменов, которые сдаются в конце 12-го класса, студент зачисляется в университет. К внешнему оцениванию – экзаменам, которые оцениваются внешними экзаменаторами, дети тоже готовы, так как постоянно участвуют в данной процедуре, начиная с 4-го класса, и активно принимают участие в международных олимпиадах и конкурсах проектов, начиная со 2-го класса. Если в качестве языка обучения выбраны русский или казахский, английскому уделяется огромное внимание: 5-7 часов в неделю, включая практику с иностранными преподавателями.

Наша цель – обеспечить дальнейшее успешное обучение наших учащихся в любом университете мира.

Чтобы создать полный эффект присутствия, мы записали видеоинтервью с преподавателями школы и ее учащимся – небольшое, но содержательное.

 

Фото и видео: Pandaland.kz

*на правах рекламы

Что читают сейчас:

Menu