Не секрет, что выпускники и выпускницы КТЛ всегда занимают места на международных Олимпиадах, свободно владеют тремя и более языками, очень дисциплинированны и с легкостью поступают в любой желаемый университет. Что это? Закрытый клуб умниц и умников, турецкий образовательный феномен, или та самая система образования к которой наше Министерство образования стремится десятки лет? Мы поговорили с выпускницей петропавловского казахско-турецкого лицея Ксенией Придатченко. Она рассказала о точечном отборе учеников лицея, школьной жизни без родителей и тех самых ценностях, которые были привиты в стенах образовательного учреждения.
Как поступить в КТЛ?
Мой выпуск был самым первым в истории лицея в городе Петропавловск, поэтому конкурс был очень большим: около 500 человек со всех близлежащих регионов сдавали тесты на поступление. Тогда я жила в селе Явленка. В 6-м классе к нам в школу пришел человек из районного отдела образования и сказал, что мы можем попробовать поступить. Учительница отобрала тех, у кого была хорошая успеваемость и мы поехали сдавать тесты в город. Тесты состоят из 2-х этапов. Первый тур подразумевает тесты по 3-м предметам: математика, логика и английский язык. Те, кто проходят первый тур получают приглашение на недельное проживание и подготовку ко второму туру. Во втором туре сдаются математика, английский и турецкий. Из 500 человек в лицей поступили 78 человек, в числе которых оказалась и я. Мои родители недолго думая решили отправить меня в город, и я очень благодарна им за это решение.
Сколько стоит обучение в КТЛ?
В период моего обучения (2007 - 2011 гг.) мы платили в общей сложности 7 тысяч тенге каждый месяц за обучение и проживание. Сегодня это очень смешные деньги. На самом деле, цены за обучение в лицее всегда варьировались от уровня доходов области или региона. В той же Алмате, насколько мне известно, обучение составляет чуть ли не 1,5 миллиона тенге за год. А в нашем лицее ученики были из разных социальных слоев: и сельские ребята, и те, кто был из города. Объединяло нас поначалу только лишь стремление к знаниям.
Режим дня в КТЛ
7.00 Подъем
8.00 Завтрак
8.30 - 13.00 Занятия
13.00 - 14.00 Обед
14.00 - 16.30 Занятия
16.30 - Полдник
17.00 - 18.00 Свободное время
18.00 - 19.00 Выполнение домашнего задания (etud)
19.00 - 20.00 Ужин
20.00 - 21.00 второй etud
21.00 - 21.30 поздний ужин
21.30 - 23.00 - activities
23.00 - отбой
Наше время в школе было расписано по минутам. Это очень систематизирует и дисциплинирует, если честно, то очень помогло и во взрослой жизни. Ты не валяешь дурака, не бездельничаешь, и всегда чувствуешь свой режим дня. Сколько себя помню в стенах лицея, всегда училась. Даже во время свободных часов многие сидели за книгами и работали над теми темами, которые недопонимали. Официальный подъем был в 7.00, но мы почему-то просыпались в 5 утра, потому что боялись не успеть подготовиться к занятиям. Выполнение домашнего задания означало разделение на девочек и мальчиков, нас собирали в классах и давали время на отработку домашних заданий, или можно было просто почитать книгу. Во время activities мы могли смотреть фильмы или вести беседы на вечные темы о добре и зле или уважении старших. Нужно понимать, что те зерна, которые нам посеяли в детстве воздействовали на наше личностное формирование. Это очень здорово!
Образование в КТЛ
В казахско-турецких лицеях делают упор не только на языки, но и на технические предметы. Все наши учителя знали по несколько языков, и как таковых сложностей перевода мы не ощущали. Наоборот все, чему мы научились в школе очень пригодилось в поступлении в зарубежные ВУЗы, сдаче международных экзаменов. Что касается технических предметов, то программы обучения схожи с обычными школами, но подходы были абсолютно разными. К примеру, мы учились по турецким книгам, которые были написаны по европейским стандартам. То есть, если ученик обычной школы решает какую-нибудь задачу в течение 10-15 минут, то мы могли решить ее за 5 минут с помощью готовой формулы. Также могу отметить и то, что у нас всегда была возможность участвовать в международных олимпиадах. Но проезд и проживание в другой стране оплачивали сами родители.
Правила КТЛ
Самыми главными правилами лицея были равенство и скромность. И первый фактор, который нам эти правила наглядно показывал - форма. У всех она была одинаковая, девушки носили длинные юбки, рубашки и безрукавки. Мы не могли как-то отличиться или выделиться. Запрещалось распускать волосы и краситься.
Уважение и почитание старших. За каждым классом были закреплены наставники: абла и аби. В переводе с турецкого означают сестра и брат. Эти молодые люди могли быть старше нас на 5-10 лет, и относились к нам с особой заботой, помогали решать насущные проблемы. Они не заменяли нам родителей, но относились к нам очень тепло. Также младшие классы всегда относились в старшим ученикам с уважением, этого нам не внимали, но таков был устав лицея, что-то вроде не прописных истин.
Учитель всегда в шаговой доступности. Очень важный пункт, которого нет во многих школах Казахстана. Учителя нашего лицея весь день и даже ночь могли пробыть в стенах школы. Некоторые учителя даже ночевали в общежитии. Если ты не понял какую-то задачу или затрудняешься в выполнении домашнего задания, ты всегда можешь отыскать учителя и с легкостью попросить его тебе объяснить. В обычных школах учителя вечно заняты, куда-то спешат и немного пренебрежительно относятся к школьникам. У нас такого не было. Стремление и жажда знаний всегда поощрялись.
Проживание и питание в КТЛ
Конечно, нам, как детям, которые были только оторваны от маминой юбки поначалу было очень сложно адаптироваться под новую самостоятельную жизнь. Ты всегда должен занимать очереди в ванну, туалет или в столовую. Нет мамы, которая погладит и постирает твои вещи. Все нужно было делать своими руками. Также следить за чистотой в комнате. Питание было отличным. Нам всегда давали блюда из свежих продуктов, в рационе были фрукты, полезные овощи, а для умственного развития по утрам давали шоколад. Единственный минус был в том, что многие набирали вес из-за минимальных физических нагрузок, в основном мы вели сидячий образ жизни.
Слухи про КТЛ
Да, очень много слухов и догадок рождается вокруг казахско-турецких лицеев. И, наверное, самый распространенный про религиозность. Так как я обучалась в северном регионе, то таких веяний у нас не было. Возможно, из-за специфики турецкого образования и тех наставников из южных регионов, которые были в Исламе имели место быть такие ситуации.
Слухи про то, что девочки и мальчики, которые учатся в закрытых школах по окончанию становятся забитыми и не могут общаться с противоположным полом - чушь. Все зависит от характера человека, есть дети, которые закомплексованы и в обычных классах.
Выпускники КТЛ и их дальнейшая судьба
Могу с уверенностью сказать, что ни один из моих одноклассников не остался за обоймой. Все поступили в те университеты, которые были в их мечтах. Нашим ребятам было не сложно поступить в SDU, KIMEP или Nazarbaev University. Сегодня каждый из нас имеет профессию и знания, которые пригодились в жизни.