Школьное обучение

Как должен читать ребенок в первом классе?

Расскажем о том, сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник.
Как должен читать ребенок в первом классе?
Расскажем о том, сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник.
Как должен читать ребенок в первом классе?
Расскажем о том, сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник.
14.10.2021, 07:46
Изменено: 03.12.2021, 02:23

Любящим родителям еще до поступления малыша в школу стоило бы задумать о технике чтения, чтобы сын/дочь не ощущали себя аутсайдерами, а были уверены в своих силах. Отцам и матерям нужно многому научить детей перед школой.

Читайте: Чему нужно научить ребенка до школы?

Сегодня акцентируем внимание на чтении.

Как должен читать ребенок в первом классе и сколько слов в минуту должен читать первоклашка - узнаете в материале.

Навык чтения

Великий русский полководец 18 века Александр Суворов в свое время сказал: “Ученье - свет, а неученье - тьма!”. Выражение стало “крылатым” и даже через года не теряет своей актуальности. Знания учат человека справляться с трудностями, решать задачи и достигать целей, а незнание делает его уязвимым и беспомощным. Умение читать играет важную роль в образовании, воспитании и развитии подрастающего поколения. Одна из главных задач начального образования - научить читать детей. Эксперты специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО пришли к выводу, что из-за пандемии коронавируса и ограничений, связанных с закрытием образовательных учреждений, 100 миллионов школьников не смогли освоить навык чтения. Представители организации анализировали уровень грамотности учеников школ по всему миру. ЮНЕСКО привели статданные, согласно которым, до пандемии навыками чтения не обладали 483 миллиона школьников. Примечательно, что при нормальной работе школ показатели уровня чтения снижались, а после прекращения работы образовательных организаций они резко возросли. Теперь 584 миллиона детей считаются неграмотными.

Сейчас работа школ во многих странах нормализовалась. Первого сентября образовательные учреждения распахнули двери для учеников.

В Казахстане в 2021 году 3,4 миллиона детей сели за парты, из них 380 тысяч первоклассников.

Техника чтения ребенка в 1 классе

Книга — это источник знаний, а чтение — это средство обучения и инструмент “добывания знаний” и познания окружающего мира. Благодаря книгам ребенок получает знания, а навык чтения выступает вспомогательным средством на пути к их получению. В младших классах большое внимание уделяется технике чтения. Первоклассников учат правильно, осознанно и выразительно читать. За техникой чтения следят на протяжении всего периода обучения в школе, но особенно тщательно это делают в первом классе. У учеников первого класса проверяют:

  • насколько хорошо сформирован способ чтения по слогам;

  • происходит ли понимание прочитанного текста;

  • осознает ли школьник, что значат определенные слова, указанные в тексте;

  • делает ли первоклассник паузы, чтобы отделить одно предложение от другого.

В начальных классах технику чтения проверяют дважды в год: после первого и второго полугодия. В некоторых школах свои правила. Дети могут проходить через эту процедуру в конце каждой четверти. В большинстве школ все-таки придерживаются двухразового контроля:

  • по окончании первого полугодия, то есть отучившись первые две четверти;

  • в конце второго полугодия, под конец учебного года.

Во втором полугодии, в четвертой четверти, у первоклассника уже должно быть сформировано осознанное и правильное чтение. Простые слова не разделяются по слогам, а читаются целиком. Многосложные слова разрешено делить на слоги и прочитывать их так.

Норма количества слов в минуту 1 класс

“Сколько должен читать первоклассник в минуту?” - этим вопросом задаются многие родители первоклассников. Существуют определенные нормативы чтения для начальной школы с русским, казахским и английским языком обучения, на которые опираются педагоги.

У детей, обучающиеся в классах с русским языком обучения, следующая норма слов в минуту первый класс:

  • в первом полугодии - 25-30;

  • во втором полугодии 30-35

В конце года обязательный уровень составляет 30 слов в минуту в 1 классе, а возможный - 35 слов.

У юных школьников, обучающиеся в казахоязычном классе, тоже есть свои нормативы. Норма слов в минуту для первоклассника:

  • по окончании второй четверти - 20 -25;

  • по окончании четвертой четверти - 25 - 30.

Чтение слов в минуту 1 класс для английского языка:

  • в обязательном порядке к концу учебного года - 30 слов;

  • высокий уровень - 40 слов.

Не подготовленным детям будет сложнее сдавать нормативы. Первоклассники, которые ранее не брали книжек в руки и до школы не знали о самостоятельном чтении, едва достигнут низкого порога нормы. Родителям до поступления в учебную организацию стоит уделить внимание внеклассному чтению, чтобы ребенок не чувствовал свою ущербность и не был в рядах “неуспевающих”.

Как ребенок должен читать в первом классе?

С тем, сколько слов читают в 1 классе определились, теперь перейдем к особенностям проверки.

Вот несколько рекомендаций для проверки техники чтения:

  • Прежде чем приступать к чтению, подготовьте текст, с которым ребенок ранее не был знаком;

  • При выборе рассказа или текста ориентируйтесь на то, чтобы предложения были простые, короткие и состояли преимущественно из двусложных слов;

  • Слова и слоги в предложениях следует подбирать похожие (Ма- ша, ма-ма);

  • Никаких картинок, отвлекающих ребенка, быть не должно;

  • Родителям/учителям следует настроить маленьких учеников на прочтение текста;

  • Школьник, читая текст, должен следить за предложениями по пальцу. Поставьте пальчик к началу строчки и дальше ребенок будет им двигать по мере прочтения слов;

  • Если ребенок уже начал читать и сделал несколько ошибок в прочтении слов или при постановке ударения, то его не нужно исправлять. Лучше проговорить эти моменты уже после окончания;

  • Когда первоклассник закончил читать, расспросите его по содержанию текста. Задайте несколько наводящих вопросов, чтобы определить, понял ли ребенок суть прочитанного.

Когда ребенок овладеет чтение по слогам (аналитическое чтение), можно переходить к чтению целыми словами (синтетическое чтение) и беглому прочтению (автоматизация чтения). После окончания первого полугодия для проверки чтения ищем отрывки со сложными многосложными слова, с шипящими звуками и другими сочетаниями звуков. Ближе к окончанию учебного года первоклассник уже более уверенно начинает читать. Слоги уходят на второй план, поскольку слова можно прочесть целиком. В этот период можно уже подбирать более сложные тексты.

Как научиться читать?

“Норматив” по чтению в первом классе с легкостью осилят те, кто начал тренироваться заранее. Чтобы ребенок был в этом заинтересован и не почувствовал подвоха, предложите ему совместно поиграть:

  • Соревнование “кто больше?”;

Предложите сыну/дочери устроить “битву титанов по чтению” кто сможет больше слов прочесть на время. В качестве часом лучше использовать песочные часы, так ребенку проще будет ориентироваться. Как вариант можно поставить таймер. Мамы и папы поддавайтесь наследникам, чтобы они почувствовали свою силу и успешность в этом деле.

  • Соревнование “кто быстрее?”;

А как насчет того, чтобы пофантазировать и узнать, как бы читали животные (собаки, еноты, кошки, улитки или черепахи)? Выбрать можно кого угодно, главное, чтобы задумка понравилась наследнику. Скорость прочтения может быть разной, за ней не стоит гнаться. Мы вырабатываем интерес к чтению.

  • Тайное послание;

Большинство детей любят тайны, загадки и квесты. Это все можно обыграть и заинтересовать сына/дочь прочесть небольшой отрывок рассказа. Родителям нужно вооружиться непрозрачной линейкой и отрывком рассказа. Берем заранее подготовленный текст, оставляем открытым 3-4 предложения, а другой участок рассказа закрывает линейкой, куда прячем подсказку к следующему заданию. Наследники, прочитав первую часть текста, смогут убрать линейку и найти там подсказку к квесту.

Придумайте систему поощрения. Сын/дочь за прочитанную страницу рассказа, получают фишку. 10 собранный фишек и родители покупают школьнику игрушку, конфету, сходят в кино или покатаются на аттракционах. Нужно заранее договориться о призе.

Рекомендации родителям
  • “Чтение через силу” только отобьет интерес к книге;

Внеклассным чтением нужно заниматься в удовольствие, а не из-под палки.

  • Первые книги школьника следует правильно подбирать;

Заумные слова для первых прочтений никуда не годятся. Все должно просто, коротко и понятно. Не забываем о наличии картинок, поскольку один сплошной текст на 30 страниц сразу оттолкнет маленького ученика. Выбирайте книги тех тематик, которые интересуют вашего непоседу. Это может быть все что угодно: космос, динозавры, мир зверей или отважные герои, полюбившихся мультиков.

  • Заинтересуйте юного книгоненавистника;

Читать книги нужно с раннего рождения. Упустили этот момент? Не беда! Главное заинтересуйте и преподнесите так, что книги — это интересно. На страницах книг сюжеты разворачиваются покруче фильмов или мультиков. Персонажи, показанные на экране, уже кем-то придуманы, а вот героев книг можно представить самим.

  • Практикуйте поочередное чтение.

Иногда ребенок наотрез отказывается читать, но это тоже поправимо. Начните читать поочередно: одно предложение мама, следующее сын. Пусть ребенок прислушивается к вашему чтению, учится отделять слова, читать их целиком, а не по слогам. Терпение и труд - все перетрут.

Не нападайте на школьника, не гнобите его, не вешайте ярлыки. Наоборот, родительская поддержка и хвала — это сильные мотиваторы. Сыну/дочери важно чувствовать себя значимым. Да, сейчас чтение кажется чем-то непостижимым, но непреодолимых преград не существует. Уделяйте больше внимания малышу, занимайтесь с ним вместе и привейте любовь к книгам.

Фото: pexels.com

Menu
close banner icon