Школьное обучение

Дополнительное образование и эмоциональный интеллект у школьников

Своим опытом поделился директор уникальной российской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский
Дополнительное образование и эмоциональный интеллект у школьников
Своим опытом поделился директор уникальной российской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский
Дополнительное образование и эмоциональный интеллект у школьников
Своим опытом поделился директор уникальной российской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский
13.05.2019, 11:59
Изменено: 13.04.2024, 23:58

В рамках Международной научно-практической конференция “Интеграция академического и социально-эмоционального обучения как фактор развития человеческого капитала XXI века” нам удалось поговорить с потрясающим педагогом и гуманистом – директором уникальной российской школы «Класс-центр» Сергеем Зиновьевичем Казарновским.

«Класс-Центр» — образовательное учреждение, где посредством интегрирования основного и дополнительного образования  помогают детям точнее сориентироваться в выборе будущей профессии.

«Успешность школы, — считает Сергей Зиновьевич, — в метапредметности. Это когда один предмет помогает понять другой, а все предметы начинают учить жизни. Как пример, цитата из сочинения школьника, где он, используя законы физики, отвечает, почему декабристы вышли на площадь».

 Основным интегрирующим элементом в школе «Класс-центр» является «Театр, где играют дети», который совершенно конкретным продуктом — спектаклем завершает образовательный процесс и дает возможность педагогам, родителям и самим ученикам увидеть и осознать эмоциональные и интеллектуальные возможности учащихся, а по существу самое важное — степень их духовной зрелости.

"В эффективной школе, – считает Сергей Казарновский -  Не может быть стандартного набора предметов". Почему в его школе детей обучают джазу? Потому что джаз учит «джазовому мышлению», то есть искусству мышления и импровизации. Почему учат пластике? Потому что так ребенку становится более понятна физика собственного тела. Почему учат искусству оригами? Потому что это — слом канонов. Ведь маленького ребенка всегда учат не мять, не рвать бумагу, не разрушать. А оригами говорит: можно мять, можно рвать, но при этом можно и созидать. Чему учит сценическое искусство? Помогает понять партнера на площадке, а значит, учит качеству, которое пригодится детям в жизни.

 

Pandaland Image

- Сергей Зиновьевич, что в вашей школе является дополнительным образованием? Как оно интегрируется с основным?

- У нас нет дополнительного образования, каждый ученик проходит все. Вопрос другой, что мы для каждого стараемся найти часто индивидуальные траектории. Например, если ученик профессионально занимается спортом - значит, он может меньше времени ходить на спортивные занятия в школе. Кто-то родился и прожил в другой стране - владеет языком - может меньше посещать языковые уроки, больше времени потратить на что-то другое. Индивидуальная траектория - это вообще важная вещь, мы стараемся максимально этим заниматься.

Как я уже говорил, в школе нет дополнительного образования, есть равноправная с образованием область изучения закономерностей природы. Но, конечно, есть некая адьювантность.  Дополнительное образование  так называемое -  музыка, музыкально- драматическое образование очень показательно, там все видно. Концерты дети  играют или показывают спектакли – видно, чему научились. А в физике как показать знания и навыки? И физик начинает  комплексовать и волей-неволей участвовать в каких-то штуках, типа открытых уроков или применять новые приемы.

Вот, например, день лицеиста пушкинский мы давно уже стали делать  не как день чтения стихов, а как день своих уникальных придумок. Физик может показывать какие-то невероятные  опыты, кто-то читает личные стихи, кто-то показывает коллекцию новых платьев.

- Для чего нужно дополнительное образование?

- Дополнительное образование очень помогает стимулировать процессы проектного мышления. И все начинает складываться. Очень важно создать такую атмосферу - и здесь даже физик подключает фантазию, чтобы привнести что-то новое в урок. Например, в той же химии, когда рассказывает учитель о композитных растворах, невозможно же обойти тему композиции – а она есть и в музыке, и в живописи. Композиция – это взаимное расположение, которое дает какой-то определенный смысл. Поменял композицию – получил новый смысл. И это очень здорово - начинать урок детям рассказывать  с того, что вы, ребята, это знаете, что вы уже можете опереться на свои знания. Но для этого нужно и учителю быть включенным, хотеть это делать. И это самая сложная штука – больше всего сил на это уходит.

- Как дополнительное образование влияет на эмоциональное развитие школьников?

-  Очень сильно влияет. Куда бы наши дети не приехали  - сразу видно, потому что у них есть опыт выступления, публичности, удовольствия от того, чем они занимаются.

- Что вы посоветуете родителям, которые хотят развивать эмоциональный интеллект у детей?

- Когда я был во Франции на симпозиуме, услышал историю про юного Шарля де Голля. Что, когда он приходил со школы, мама никогда его не спрашивала, что ты отвечал или как ты отвечал, она спрашивала, какие вопросы ты задавал. Это вообще важно научиться задавать вопросы.  Главная вещь с ребенком - искать постоянно точки соприкосновения интересов. И чем больше этих точек вы найдете - тем лучше. Не искусственно искать, а на самом деле интересоваться. Увлекается, например, ребенок брейк-дансом - ходите на его выступления, смотрите вместе с ним видео-ролики. Я сейчас говорю такие простые вещи, но многие родители сдают детей в школу, как в некую камеру хранения - ждут, что там их воспитают и всему научат, и еще возмущаются, что не научили. Это процесс совместный. Процесс поиска совместных точек проживания. Родитель должен уделять ребенку время – не только  покупать что-то, а жить с ним.  Многие родители пытаются компенсировать свои комплексы и амбиции за счет детей.Pandaland Image

 

- В первом классе общеобразовательных школ у нас сейчас бывает больше 40 человек. Что вы про это думаете?

- Когда 40 человек в классе – это нонсенс. Психологи считают, что максимально творческая группа – 15 человек. У нас в классе 25 человек. Во время занятия нужно менять виды деятельности – поэтому стоит вообще отказываться от урочной системы. Конечно, такое количество 40 человек  - это же разговаривать, и находить индивидуальные траектории почти невозможно. У нас на 25 человек один учитель, но еще есть большое количество тьюторов – на каждых 3-4 человек, с которыми и можно простроить индивидуальную траекторию. В общем, это плохо  - все, что я могу сказать.

- Можно ли обойтись школьной программой, без дополнительного образования?

- Дополнительные занятия – это не просто важно, это необходимо. Это важно, развивать эмоциональный интеллект у ребенка, включать весь его индивидуальный потенциал. Например, я делал спектакль с детьми по рассказу Туве Янсен  «Дитя-невидимка». Там в дом Муми-троллей приходит девочка, которая исчезла из дома своих родителей, потому что они плохо с ней разговаривали. И тогда я спросил учеников, а были у них в жизни ситуации, когда им хотелось исчезнуть? И они стали рассказывать. Мы эти  истории записали и сделали книжкой, я их опубликовал. Академик Смолов когда ее прочитал, сказал, что это лучший учебник по возрастной психологии – «Когда я хотел исчезнуть». В этом смысле, конечно, это образование очень важно - оно дает возможность увидеть и понять, кто ты есть сам – для этого и существуют такие виды образования.

В авторской школе заслуженного учителя России Сергея Казарновского  учатся 360 детей и работают 120 педагогов. Ему удалось создать уникальный сплав учеников и учителей. А удалось потому, что он сумел точно сформулировать задачу, и для ее решения выбирал и учеников и учителей так, как выбирают в космонавты — поштучно. А задача: вырастить светящихся детей. Потом эти дети до конца своих дней будут освещать пространство вокруг себя. И чем больше их будет, тем меньше окажется темных мест.

«Мы, кажется, только сейчас выращиваем тех первых будущих родителей, у которых все будет более стабильно и понятно в жизни» - Сергей Казарновский.

Фото: depositphotos.com 

Menu
×