Развитие

Зачем детям критическое мышление и как его развить?

Зачем детям критическое мышление и как его развить?
Зачем детям критическое мышление и как его развить?
21.10.2019, 00:44
Изменено: 03.04.2024, 03:04

Так ли плохо сомневаться? Возможно, если речь идет о сомнениях в своих силах. Хотя и в этом случае сомневаются не только неуверенные в себе люди, но и те, кто реально оценивает свои возможности, и взвешивает все за и против. Что касается сомнений по поводу информации, в наш век, перегруженный ею, причем не всегда правдивой, это делать необходимо. Чем раньше привить ребенку навык критического мышления, тем проще будет его жизнь, и тем легче ему будет принимать осознанные и независимые решения.

 

Если раньше в СМИ работали профессионалы, для специализированных изданий, таких как «Здоровье», «Наука и техника», «Химия и жизнь», «Юный натуралист» и пр. статьи писали люди, имеющие ученые звания и внушительный опыт работы, сейчас любой может стать гуру личностного роста и здорового образа жизни. Зачастую люди, не имеющие ни специального образования, ни соответствующего опыта, учат других, как обрести идеальное тело, гармоничные отношения и работу своей мечты. И делают это настолько уверенно, что многие взрослые покупаются. Что уж говорить о детях… 

Научить ребенка мыслить критически – значит, научить его собственному мнению, которое появляется в результате размышлений и анализа. Критически мыслящий ребенок не будет принимать за чистую монету всю информацию, он сможет анализировать и делать выводы, соответствует ли она реальному положению вещей. 

Оценивать все варианты, анализировать, подвергать информацию сомнению в большинстве школ не учат. Учителю проще работать с детьми, не имеющими собственного мнения, и давить авторитетом, поэтому формировать критическое мышление придется родителям. 

Зачем ребенку критическое мышление?

Ребенок, способный мыслить критически, может согласиться или не согласиться с мнением собеседника и объяснить, почему. У него есть свое мнение, поэтому вероятность попасть под чужое влияние крайне низка. Это особенно важно в подростковый период, когда ослабевает влияние родителей и усиливается влияние сверстников. В будущем умение мыслить критически очень пригодится, особенно во время принятия глобальных решений, влияющих на всю последующую жизнь, таких как выбор профессии, ВУЗа, спутника жизни и пр. Да и в повседневной детской жизни это умение необходимо постоянно, начиная с решения школьных задачек и заканчивая умением самостоятельно выбирать одежду, соответствующую погоде. 

Зачем детям критическое мышление и как его развить?

Как развить критическое мышление?

Развивать критическое мышление можно, играя с ребенком, обсуждая прочитанные книги или просто разговаривая. 

Как это происходит? Сначала ребенок получает информацию от взрослого, из книг или передач. Затем оценивает полученную информацию, рассматривает разные точки зрения, делает выводы и формирует собственное мнение. 

Гуляя с маленькими детьми, обращайте их внимание на природу, показывайте причинно-следственные связи: «Смотри, на лужах образовался лед, потому что очень холодно», «Асфальт мокрый, значит, ночью был дождь», «Небо темное и хмурится, наверное, скоро пойдет дождь».

Дети 3-5 лет задают много вопросов, отвечайте на уровне, доступном пониманию ребенка этого возраста. Если чего-то не знаете, вместе ищите ответы в энциклопедиях, не бойтесь показать себя недостаточно сведущим. Во-первых, вы не обязаны все знать, а во-вторых, тогда и ребенок не будет предъявлять к себе завышенные требования.

Объясняйте поступки других людей, чтобы ребенок видел проблему с разных сторон. Например: «Дедушка опоздал на твой день рождения не потому, что ты не важен для него, а потому что движение перекрыли и он попал в пробку».

Не отвечайте молниеносно на детские вопросы. Спрашивайте в ответ, пусть ребенок сам подумает, или давайте неправильные ответы, пусть он поспорит и обоснует свое мнение, к тому же это научит его не принимать мнение взрослых как единственно правильное. Например, на вопрос «Почему снег холодный?», можно сказать: «Он же горячий!» или на вопрос «Сколько будет 2+2» ответить «5». Здесь главное, чтобы ребенок знал ответ и был уверен в себе, тогда такие ошибки покажутся ему забавными, и он не побоится высказать свое мнение.

Дети любого возраста любят играть в игры, и этим необходимо воспользоваться для развития критического мышления, причем есть такие игры, в которые можно играть даже по дороге в садик или школу.

1. Третий лишний. Называете ряд слов: «стул, стол, мячик», ребенок должен убрать лишнее и объяснить, почему именно это слово. 

2. Обобщение. Называете общее понятие, например, «посуда» или «обувь», а ребенок называет подходящий к нему ряд слов.

3. Чем похожи. Вы называете два предмета, а ребенок рассказывает, чем они похожи. Например, роза и ромашка. Можно играть в эту игру наоборот, рассказывая, в чем их различия.

Дома разрежьте на 4 части картинку или открытку и попросите ребенка собрать из частей целую. Можно купить набор с овощами и фруктами и попросить разложить их в разные корзинки.

С детьми постарше играйте в настольные игры, развивающие критическое мышление и логику, например, «Пятница», «Угадай кто» и другие игры, в которых необходимо угадать слово по его описанию (зачем нужен этот предмет или явление, какой он и пр.). Продвинутые  родители могут вместе с детьми отгадывать анимированные видеозагадки и головоломки на YouTube канале Mogol TV.

В долгие осенне-зимние вечера можно вместе почитать детективы, делая обоснованные выводы о дальнейшем развитии сюжета, например, «Калле Блюмквист» Астрид Линдгрен, «Тайна рыжего кота» Сергея Таска, «Невероятные приключения Джеронимо Стилтона» Джеронимо Стилтона или старую добрую классику – «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла.

Дети постоянно что-то рассказывают, не игнорируйте их рассказы, а задавайте вопросы: «А как ты думаешь?», «Почему ты не согласен?», «Почему ты так считаешь?». Они заставляют детей размышлять, высказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение, а вам помогут лучше узнать своего ребенка и понять, о чем он думает. Например, мой восьмилетний сынишка как-то спросил: 

- Мама, а человечество – это вирус? 

- А ты как думаешь?

- Думаю, да. 

- Почему?

- Там, где появляются люди, они начинают уничтожать природу и животных. 

Я была удивлена глубиной и нестандартностью его мышления, а еще рада, что не стала сама отвечать на этот вопрос и рассказывать, какие мы молодцы. Молодцы-то молодцы, но многие факты говорят и об обратном. 

Когда ребенок верит в сказки, чудеса и Деда Мороза, что-то придумывает и создает сам – это здорово! Значит, творческое мышление развито, но его не мешает уравновесить мышлением критическим, чтобы ребенок мог адекватно оценивать собственные идеи, и в то же время не только критически оценивать чужие творения, но и создавать свои.

 

Фото: unsplash.com 

 

 

Menu
×