Развитие

«Молчит как рыба»: откуда у детей проблемы с речью и как с этим бороться

Каждый четвертый ребенок в стране имеет проблемы с речью.
«Молчит как рыба»: откуда у детей проблемы с речью и как с этим бороться
Каждый четвертый ребенок в стране имеет проблемы с речью.
«Молчит как рыба»: откуда у детей проблемы с речью и как с этим бороться
Каждый четвертый ребенок в стране имеет проблемы с речью.

«Мы из него клещами вытаскиваем, а он молчит». Слышали такое выражение? И как точно оно вписывается в наши сегодняшние реалии. В последнее время родители сталкиваются с тем, что дети стали позже разговаривать. Многие утверждают, что ребенок, который не говорит в два с половиной – три года – «это нормально, в этом нет ничего страшного, нужно только подождать». Смеем вас разочаровать, беспокойство имеет место быть!

Детский невропатолог Константин Пушкарев утверждает, что каждый четвертый ребенок в стране имеет проблемы с речью. Вы только представьте, ежегодно эта тенденция растет.

Все чаще стала обращать внимание на то, что многие мамочки жалуются на своих «мычащих» детей. Как там у Корея Чуковского: «Объясните, чего вы хотите? Но он только «му» да «му», А к чему, почему — Не пойму!». Что движет такими детьми: лень или все-таки есть какие-то проблемы?

После разговоров со своими знакомыми и у меня закрадывались сомнения, а все ли хорошо с моим ребенком? Нет ли у нее таких проблем? Нормально ли она развивается? Много ли слов знает, да и вообще когда стоит начать тревожится? Поэтому решила найти ответы на волнующие меня вопросы, а полученными результатами поделиться с вами.

И так, разберемся, как происходит формирование и развитие речи и в чем же заключаются основные причины возникновения проблемы задержки речевого развития. С последним вопросом поможет разобраться один из ведущих детских невропатологов Казахстана Константин Пушкарев.

Этапы формирования речи

Начиная с «пеленок» необходимо обращать внимание на то, как Ваш малыш плачет. Вы спросите причем здесь плач? Все довольно просто, к первому месяцу жизни плач ребенка становится более выразительным. Именно по тому как «куксится» ваше чадо можно распознать его требования (покорми меня, согрей меня, болит животик или просто хочу побыть на ручках).

Плач младенца может интонационно меняться в зависимости от того, что он хочет, а внимательная мама «схватывает все налету». В таком случае психологическое и вместе с тем речевое развитие происходит гармонично.

Если ребенок не имеет никаких проблем со здоровьем, в том числе проблем со слухом, то на втором месяце жизни он может в ответ на ваши «кривляния» начать «гулить». Вместе с тем и появляется первая улыбка, а затем и смех. Первые разы смех будет напомнить повизгивание. Позже ребенок начнет общаться при помощи звуков, которые будут напоминать что-то напоминающее: «гу», «ге», «ха», «хе». Если же этого не происходит следует обратиться к специалисту.

В возрасте трех с половиной – четырех месяцев должно уже полностью сформироваться «гуление». Произношение звуков становятся длиннее, певучее и многообразнее.

В свой небольшой юбилей – полгода – появляется лепетная речь. Малыш начинает произносить отдельные буквы и слова.  

Более отчетливо и осознанно ребенок начинает произносить слова ближе к году. В его словарном запасе должно быть от восьми до десяти слов («мама», «папа», «баба», «деда», «дай», «на» и другие). В этот период заканчивается раннее речевое развитие и постепенно формируется моторная речь.

Ко второй половине второго года жизни у ребенка начинает более интенсивно развиваться моторная речь.  В полтора года он должен произносить 30 простых по звуку слов. В два года норма увеличивается до 200 слов.

Недавно мы с дочей посещали невропатолога, осмотрев ребенка, специалист вынес вердикт «Здорова, развивается в соответствии с возрастом» - тут я вздохнула спокойно. И уточнила у врача, про речь. Моя двухгодовалая дочь очень часто просит сходить в магазин, выражая это так: «Мама, дём лялю», что означает «Мама, пойдем за вкусняшками». Специалист сказал, что все нормально ребенок формулирует свою мысль и просьбу, при этом некоторые слова или звуки могут быть произнесены нечетко.

Что касаемо детей до трех лет, то они должны знать и произносить 1200-1500 слов.

Развитие речи происходит постепенно

Как говорят «что посеешь, то и пожнешь». Так и с речью, для того чтобы ребенок заговорил как полагается, нужно заранее подготовить «фундамент». Если Вы заметили, что Ваш ребенок трех – трех с половиной лет объясняется простыми фразами, например «мама, дай», то в возрасте шести лет, когда пора идти в первый класс, у него не успеет сформироваться полноценная речь.

В любом деле нужно время, все процессы развития происходят постепенно. Занятия по развитию речи не стоит откладывать в долгий ящик, а прям с первых дней быть внимательными и подмечать каждую мелочь.

Причины задержки речи

Детский невропатолог, специализирующийся на неврологических патологиях детей от 0 до 16 лет, Константин Пушкарев отмечает, что одной из первых причин является то, что родители не контактируют с детьми.  

«Чем меньше вы показываете свои эмоции и разговариваете со своим новорожденным ребенком, тем вероятнее в будущем у него будет задержка речи».

Для того чтобы у ребенка не было проблем с речью, нужно разговаривать с ним, читать книги, рассказывать сказки, петь колыбельные.

Далее, необходимо вовремя и правильно вводить прикорм. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать вводить прикорм в полгода. Константин придерживается того же мнения. При этом подмечает, что прикорм нужно начинать с пюрешек и заканчивать жеванием разнодисперсной пищей. Так как процесс жевания развивает подвижность речевых органов, например, развиваются боковые движения языка, формируется правильное дыхание, тем самым готовя речевой аппарат к овладению речи.

«Задержка речи будет у того ребенка, который долго сидел на пюрешках, которые не нужно жевать, а можно просто проглотить».

Бич современности – заменить живое общение гаджетами. Бывают такие случаи, когда родители оставляют одних детей в комнате и включают им мультики на телефоне. Детский невропатолог отмечает, что немаловажным фактором в задержке речевого развития, безусловно, является повседневный, даже фанатичный просмотр телевизора и гаджетов, которые регрессируют развитие еще незрелого мозга ребенка. Телевизор форматирует мозг ребенка по типу - зачем смотреть в глаза, откликаться на свое имя и вообще говорить.

«Задержка психо-речевого развития с расстройством аутистического спектра возникает у тех детей, которые в течение дня смотрят или слушают телевизор, или пользуются гаджетами более 1 часа, без присутствия родителей».

Из этого следует вывод, чтобы избежать проблем с задержкой речевого развития и «не пичкать» лишний раз своего ребенка лекарствами необходимо выключить телевизор, убрать гаджеты в сторону и провести день всей семьей. Уделяйте своим детям как можно больше времени, гуляйте, читайте, разговаривайте и выражайте эмоции, ребенок ответит вам взаимностью.  Если же вы не увидите положительного результата, то обратитесь к невропатологу и логопеду.

Следуя довольно простым правилам и своевременно занимаясь развитием ребенка можно избежать проблемы с задержкой речевого развития. Речь не идет о тех случаях, когда ребенок не разговаривает по состоянию здоровья, мы имеем в виду здоровых детей, которых, к сожалению, беда не обошла стороной.

Так же Вы можете познакомиться с другими материалами по теме развития речи ребенка, и узнать мнение логопеда. Помимо этого мы подготовили для Вас список игр, которые направлены на формирование у ребенка правильного произношения, развития речевого аппарата, концентрации памяти и общего развития.

Фото: pexels.com

Menu