Развитие

Как помочь ребенку полюбить физическую культуру?

Советует специалист по гармоничному развитию детей Сергей Асташкевич
Как помочь ребенку полюбить физическую культуру?
Советует специалист по гармоничному развитию детей Сергей Асташкевич
Как помочь ребенку полюбить физическую культуру?
Советует специалист по гармоничному развитию детей Сергей Асташкевич
08.05.2019, 18:10
Изменено: 11.04.2024, 06:43

В конце апреля в столице прошла Международная научно-практическая конференция “Интеграция академического и социально-эмоционального обучения как фактор развития человеческого капитала XXI века”. Своим опытом поделились директора школ, педагоги, школьные психологи, руководители управления образования, эксперты по социально-эмоциональному обучению. А у нас появился шанс задать вопросы специалистам международного уровня.

Мы поговорили с Сергеем Асташкевичем - педагогом с 27-летним стажем, экспертом в области фитнеса, мастером спорта, руководителем клуба «Развитие», специалистом по гармоничному физическому развитию детей.

Что такое гармоничное физическое развитие?

Прежде всего это комплексное развитие с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей разных возрастов. У нас есть пять основных физических качеств - скорость, сила, выносливость, гибкость, ловкость. И для гармоничного развития в занятиях нужно задействовать все системы организма, все мышцы и развивать все качества. Особенно это важно в возрасте формирования, для детей 3-7 лет. С учетом возрастных особенностей формирования тела и должна строиться программа, плюс индивидуальный подход к каждому подопечному.

Как помочь ребенку полюбить уроки физической культуры?

Все начинается с раннего детства. Если до школы ребенка не ограничивают в активности, дают возможность двигаться, не пичкают гаджетами и телевизором, то сама природа будет помогать ему развиваться. В возрасте от 4 до 7 лет дети готовы бегать, прыгать целый день, и если их не тормозить, то желание двигаться постепенно перерастет в потребность. Если все время уделялось физическому развитию, то придя в школу ребенку уже будет нравится заниматься. А если ребенок до школы большую часть времени сидел, читал, занимался, мало двигался, находился в компьютере, в детский сад и обратно — на машине, то у него не сформируется нужно привычки.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься в спортивной секции?

Заинтересовать. Это значит - создать комплексную последовательную ситуацию. Все должно быть в пределах разумного. У каждого ребенка есть какие-то особенности – кто-то быстрый, кто-то сильный, кто-то любит командные игры – все это нужно учитывать при выборе секции или занятий. Важно, чтобы эта спортивная деятельность помогала развивать и остальные качества. и помните, в самом начале важно заниматься ни чем, а у кого! Найти тренера, который не будет подавлять или ломать ребенка, который поможет найти сильные стороны и развить слабые, который не будет потакать своим или родительским амбициям. Вот это важно, а какой при этом будет вид спорта – дело десятое.

Если ребенок аутсайдер в командных играх, как ему помочь?

Никак. Каждый человек должен развиваться индивидуально. Если тренер грамотный, он каждому ребенку может найти то место, которое  ему максимально подойдет в конкретной игре. Учитываются особенности ребенка. Взять, например, футбол – там много позиций. Надо исходить из возможностей ребенка, а не тянуть его к каким-то своим целям. И если он окажется на своем месте, то начнет получать положительную подпитку – у него будет получаться и впоследствии он, может быть, даже обгонит других. Тех, кто на старте был более талантливым. Потому что талант – это прежде всего работа. Часто люди стартуют с какими-то высокими способностями, но не работают над ними, и тогда у работящего есть шанс обойти талантливого. Люди, которые больше усилий прикладывают – переигрывают талант.

Что делать родителям, если у них физически слабый ребенок?

У каждого ребенка свои физические особенности. Один ребенок отжимается 10 раз, другой 20 раз. И что? Кто-то из них слабый, а кто-то — сильный? Об особенностях детей я люблю говорить  предметно. Возможно, физическое развитие было не совсем корректное, но все дети по своей природе (плюс минус) одинаковые. Кто-то немного опережает в развитии, кто-то отстает. Дети могут на год-полтора отличаться друг от друга по параметрам  физического развития. Но это всего лишь физиология и анатомия. 

Сейчас заниматься спортом модно - все бегают, ходят в тренажерный зал. Отразилась ли эта мода на школьниках?

Мода в том и заключается, что все, что происходит вокруг, цепляет людей. Если у школьника, к примеру, родители бегают, друзья бегают, есть высокая вероятность ему самому начать. И это здорово, что люди становятся более активными.

Pandaland Image

 

Вокруг много людей, которые в школе не любили физкультуру, а сейчас участвуют в соревнованиях, увлекаются спортом. Почему так происходит?

В моей практике были люди, которые никогда не занимались спортом. Они были очень интеллектуально развитыми с очень неразвитым телом. И у них был запрос: “Я не владею телом, и понимаю, что у меня от этого физические или эмоциональные проблемы, помогите мне”. Кто-то в 30 лет приходит, кто-то раньше. Занимаясь физической культурой, люди делают свою жизнь более гармоничной. А нелюбовь к спорту в детстве может быть связана с давлением родителей или нечуткой работой тренера. Часто дети получают большую нагрузку в интеллектуальной сфере, а на развитие тела не обращают внимание.

Хватает ли уроков физкультуры для гармоничного развития  школьника?

Обычно программа в школах хорошо прописана. И если занятия проходят правильно, по схеме, то  этого вполне достаточно для физического развития. Чем младше ребенок, тем больше должно быть уроков физкультуры — формирование тела и здоровья происходит именно в детском возрасте. И не только на уроках физкультуры, но и  на всех остальных занятиях. Дети 1-2 класса должны за время одного урока сделать минимум три физкульт минутки и одну физкульт паузу с полноценными упражнениями. Это, кстати, помогает и в обучении, и в переключении внимания. В финской системе образования, например, во время урока физическую активность детей не ограничивают -  можно ходить, сидеть, лежать.

Влияют ли занятия спортом на успеваемость на других уроках?

Физическую составляющую никто не отменял - физкультура помогает делать детей более усидчивыми и успешными. Любая двигательная активность, систематическая, а не разовая – однозначно положительно влияет на учебу.

Фото: depositphotos.com

Menu
×