Развитие

Гаджеты и дошкольники: важные моменты

Сколько, как часто, на что можно закрыть глаза, а на что - нет.
Гаджеты и дошкольники: важные моменты
Сколько, как часто, на что можно закрыть глаза, а на что - нет.
Гаджеты и дошкольники: важные моменты
Сколько, как часто, на что можно закрыть глаза, а на что - нет.
11.05.2019, 09:08
Изменено: 07.04.2024, 17:34

Давайте посмотрим правде в глаза – мы живем в век цифровых технологий и гаджетов. Глупо винить себя за то, что вы даете малышу свой смартфон, планшет или включаете телевизор. На что точно стоит обратить внимание, так это на соответствие времени, проведенного с гаджетом, и возраста ребенка.

Пятнадцать минут с планшетом или смартфоном два раза в день – это максимум для двухлетнего малыша. С телевизионными мультфильмами в этом возрасте можно провести полчаса. Если ребенок увлечен гаджетом чаще и дольше, можно получить целый букет проблем.

Портится зрение.

Маленькие яркие изображения, которые находятся на близкофокусном расстоянии в трясущихся руках ребенка, да еще и двигаются при этом, вызывают спазм аккомодации.

Дело в том, что природа для выживания дала нам глаза, способные мгновенно менять фокус с камешка под ногой – может, это орешек – до точки в небе – вдруг орел? И глазные мышцы должны работать именно в таком режиме: смотреть то близко, то далеко. Да, мы способны разглядеть, что в лапках ползущего муравья, но смотреть только на это полчаса подряд – слишком большая нагрузка на глазные мышцы. А в светящийся экран дети могут пялиться часами.

Мышцы-аккомодаторы спазмируются, ухудшается кровообращение, может возникать деформация – особенно у растущих глаз. Так вот, чтобы сфокусировать взгляд на мультике в смартфоне в движущейся машине, мышцам приходится прикладывать слишком много усилий. Чтобы ничего не пропустить, дети смотрят на экран, практически не мигая – нарушается увлажнение глаза и его защита. А когда глазки начинают болеть и чесаться, малыши начинают тереть их и могут заработать еще и конъюктивит. Зрение может испортиться не сразу, но лет с 5-7 начнет неуклонно снижаться, если не принимать меры.

Задержка в развитии.

Детям для полноценного умственного и физического развития необходимо максимально много и разнообразно двигаться и вот почему. Центральная нервная система (головной мозг) непрерывно получает и обрабатывает импульсы от органов зрения, слуха, обоняния, осязания, индикаторов положения в пространстве, тонуса мышц и т.д. Все это стимулирует создание новых нейронных связей и нервно-мышечных рефлекторных дуг.

Например, когда ребенок играет в мяч, мозг фиксирует цвет, запах резины, упругость и гладкость, движения рук, ног и тела в пространстве. Ловить и бросать мячик – это огромная и очень слаженная работа мозга и тела. И вот мы видим, что с каждым броском малыш уже не такой смешной и неуклюжий – практикуясь, он становится ловким и реагирует все быстрее. Это мозг оптимизирует уже знакомые движения – замыкает рефлекторную дугу на уровне спинного мозга, снимает с себя лишнюю нагрузку.

А когда ребенок сидит перед экраном телевизора, смартфона, планшета или компьютера, вся информация поступает через зрительный и слуховой анализаторы. Мозг получает большую нагрузку, которая никак не связана с телом – и не может ее оптимизировать, построить напрямую связи между спинным мозгом и мышцами и отдохнуть, закрыть задачу.

Все эти сложные процессы происходят на уровне коры больших полушарий, которая еще не созрела и не готова решать абстрактные задачи и обрабатывать такое количество импульсов. Мозг, как компьютерный процессор, начинает подвисать – не усваивать новые данные или последовательность действий. Например, ребенок не может запомнить, где положил свою игрушку или что мама просила его сделать.

Снижение мотивации...

...к познанию мира, самостоятельным действиям. Создатели гаджетов постоянно работают над тем, чтобы их высокотехнологичные продукты были максимально простыми в использовании, интуитивно понятными. Это значит, что даже малыш быстро разбирается, куда надо ткнуть пальчиком, чтобы картинка изменилась. Обратная связь очень быстрая и вдохновляет на новые опыты, ведь это так просто – поводил пальцем по экрану, нажал кнопку – и вот изображения задвигались.

В жизни все не так легко – чтобы картинка появилась на бумаге, надо взять в руки карандаш или краски и нарисовать, чтобы она изменилась, надо рисовать следующую. Мозг поощряет появление разных изображений – ребенок радуется, когда видит новое, когда узнает что-то в нарисованном.

Все дело в гормонах радости, которыми эволюция подкрепила у малышей интерес к обучению, познанию нового – это необходимо для выживания вида. Только вот приложенные усилия и потраченное время очень сильно разнятся в обычном и цифровом мире. Ребенку уже лень брать в руки карандаш, напрягаться – он хочет сразу результат, удовольствие. Для детей постарше то же самое происходит в компьютерных играх: минимум усилий – и ты уже супергерой.

Это очень заманчиво и легко превращается в зависимость. Напрягаться, чтобы делать колобка из пластилина или бегать с деревянным мечом не хочется, ведь можно сразу нырнуть в прекрасный мир, где все делается одним движением пальца.

Нарушения в психоэмоциональной сфере – возбудимость, агрессия, снижение эмпатии. Помимо того, что большое количество цифровой информации перегружает мозг данными, эмоционально-чувственная сфера ребенка тоже испытывает стресс и гипер нагрузку. Эмоции обязательно должны проживаться на уровне тела, должны находить адекватный выход, заземляться, как говорят психологи.

Объясню на простом примере: у ребенка получилось поймать мяч – он испытал восторг, радостное возбуждение - прыгает, топает ножками, кричит, кидает еще, успокаивается. В обычной жизни стимулы не могут меняться с такой скоростью, как в мультфильмах или играх. Там в течение минуты один герой упал – его жалко, появился монстр – страшно, тут же выскочил другой персонаж и победил – восторг.

Малыши смотрят на это с открытым ртом, не мигая, не реагируя на происходящее вокруг, но им некуда деть накопившееся напряжение от обработки стольких эмоций за короткое время. Может появляться немотивированная агрессия к окружающим или к себе или, наоборот, заторможенность и многое другое.

 К тому же большинство современных мультфильмов и компьютерных игр не развивают эмпатию – над падающими смеются, кого-то бьют по голове – тоже весело, злодеев вообще убивают без суда и следствия и так далее. Дети могут переносить в жизнь подобное отношение к людям и животным, они просто не понимают, что живому существу больно в отличие от нарисованного.

Нарушение осанки.

Опорно-двигательный аппарат человека хорошо приспособлен к длительной ходьбе и бегу, но сидеть на стуле в рамках эволюционного пути – достаточно новая функция, особенно несколько часов подряд.

 Растущие мышцы и позвоночник легко деформируются, принимая неправильное, но привычное положение – сколиоз, кифоз и т.д. А проблема последних лет – опущенная голова, чтобы видеть смартфон в руках или планшет – комбо-удар по здоровью растущего организма. Неестественное положение шеи приводит к мышечному спазму, может вызывать головные боли и боли в спине, отрицательно влиять на зрение, вести к дальнейшему искривлению всего позвоночника. 

Ожирение, избыточный вес тоже частенько связаны с гиподинамией, вызванной любовью к гаджетам. Ребенок проводит много времени без движения, при этом испытывает эмоциональные и умственные нагрузки и частенько хочет все это «зажевать» вместо полноценного обеда. Если за просмотром мультфильмов он жует печенье, чипсы, конфеты, лишний вес появляется довольно быстро.

Нарушения сна. 

Даже взрослым бывает сложно уснуть после просмотра какого-нибудь трогательного или страшного фильма – избыток эмоций, возбуждение, перегруженность информацией мешает расслабиться.

Представьте, как это влияет на детей. Конечно, они могут начать капризничать, не хотеть спать, требовать мультиков или еще поиграть в сотке. Вечером их не уложишь, утром – не добудишься.

Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Фото: depositphotos.com

Menu
×