Создание нового центра творческой социализации детей Adaptation необходимо для социализации детей с особыми педагогическими потербностями.
С 2011 года началось обсуждение и постепенное внедрение в систему образования Казахстана инклюзивной формы сопровождения инвалидов, детей с ограниченными возможностями и особыми педагогическими потребностями (ОПП).
На данный момент официальная система образования не может предложить таким детям сопровождение в полном объеме, также не разработана единая система по работе с таким детьми.
Как правило, в обычной школе дети с ОПП сталкиваются с массой проблем. Прежде всего, это непринятие такого ребенка со стороны родителей учеников, тогда как ученики готовы поддерживать общение с одноклассниками с ОПП.
В других ситуациях педагоги не готовы быстро перестроиться на новые формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, на подготовку индивидуальных планов обучения детей. По допустимым нормам в классе может быть не более двух учеников с особыми образовательными потребностями.
Не все учителя могут проводить уроки в одном классе по двум программам - всем детям и детям с ОПП. Так же присутствуют проблемы со стороны родителей, которые считают, что их ребенку с ОПП не уделяется должного внимания со стороны педагогов.
Основная причина этого - отсутствие понимания и необходимых знаний, культуры инклюзивной толерантности и готовности оказывать поддержку детям и инвалидам.
Другой причиной является равнодушие со стороны родителей, граничащее с пренебрежением к проблемам чужого ребенка, отсутствие стремления своим примером вдохновлять собственных детей помогать детям с ОПП.
Несмотря на наличие большого количества публикаций, нововведений, законопроектов, постановлений правительства и Министерства образования и науки Казахстана по инклюзивному образованию, у людей нет единого представления, что собой представляет инклюзивное общество, в котором должно присутствовать стремление каждого человека помочь детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями, с ОПП почувствовать себя полезными и нужными.
Так же идет подмена таких понятий, как «инклюзия», «интеграция», «коррекционное и специальное образование», «обучение инвалидов», которые воспринимают как синонимы, а не отдельные самостоятельные термины и понятия.
Отсутствуют механизмы передачи и принятия «особого» ребенка из «рук в руки» при переходе из дошкольного в школьное образование. И далее - комфортного для ребенка перехода из школы в профессиональную среду.
Особые образовательные потребности - это потребности обучающегося в психолого-педагогической и социальной помощи, без которой затруднено или невозможно получение образования соответствующего уровня.
Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования.
Дети с ограниченными возможностями - это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта.
В данный момент нет возможности интегрировать в общество и социализировать «особого» ребенка, способствовать и поддерживать раскрытие творческого ресурса его личности.
В Казахстане в 2020 году выявлено более 161 тыс. детей с особыми образовательными потребностями.
Из них - дошкольного возраста 54 502 ребёнка (на 01.09.2020 года)
В Алматы общее количество детей с особыми образовательными потребностями от 0 до 18 лет составляет 499 489 (на май 2020 года).
В 2019-2020 учебном году в 86 вузах РК обучались 1 233 студента с особыми образовательными потребностями.
Шолпан СЫЗДЫКОВА, секретарь Национальной комиссии по семейно-демографической политике при Президенте Казахстана:
«Дети с особыми образовательными потребностями являются полноправными гражданами. Создание современного инклюзивного общества – это признак развитого и гуманного государства с высокой социальной ответственностью.
Государственная политика Казахстана направлена на обеспечение прав всех граждан, на качественное образование вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса. Инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования страны и является ведущей тенденцией современного этапа развития общества.
Право на доступность качественного образования гарантировано законодательством Республики Казахстан всем гражданам, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей».
Одним из главных направлений является ранее выявление признаков нарушенного развития ребенка.
Корлан САДУАКАСОВА, врач, детский психиатр, профессор кафедры клинических дисциплин КазНУ им.аль Фараби:
«С 2010 года в Казахстане активно внедрен и успешно функционирует неонатальный скрининг. Он направлен на ранее выявление наследственных болезней обмена, своевременное назначение лечения для предупреждения развития тяжелых клинических проявлений заболеваний, ведущих к ранней инвалидизации, младенческой и детской смертности. На данный момент в скрининг включены массовое обследование новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Однако ситуация такова, что все больше детей появляется с наследственными болезнями обмена, диагностика которых возможна и необходима».
В рамках Дорожной карты по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан на 2021 – 2023 годы предлагается создание межведомственного взаимодействия на всех этапах жизни ребенка с ограниченными возможностями. Предполагается ряд мероприятий, в том числе:
- внедрение выборочного скрининга новорожденных на наследственные болезни обмена веществ (создание центра орфанных (редких) заболеваний)
- ранняя диагностика и реабилитация ребенка группы риска по развитию глухоты/тугоухости (создание Трекинг-центра)
- скрининг психофизического развития
- офтальмологический скрининг (ретинопатия новорожденных)
- ранее вмешательство, определение образовательной потребности ребенка (реабилитационные центры, специальные группы в детских садах, кабинеты психолого-педагогической коррекции, ресурсные классы)
- участие социального педагога и социального работника с учетом знаний особых потребностей и уязвимого положения детей с особыми потребностями на
протяжении всей жизни.д
Эльмира АЛИЕВА, исполнительный директор Института семьи Казахстана и Центральной Азии, организатор детского инклюзивного фестиваля «Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи», психолог:
«Инклюзивное образование - это адаптация образовательной среды к каждому ребенку, а не ребенка к образовательной среде. Конечным результатом социализации в условиях инклюзивной культуры в обществе должна стать адаптация ребенка к социуму, формирование его самостоятельной творческой жизнедеятельности. С сохранением его индивидуальных предпочтений, стремлений, потенциальных возможностей и способностей. У нас есть хороший опыт практической модели социализации, через творчество. Это детский инклюзивный фестиваль "Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи". Мы хотим внедрить эту модель по Казахстану и создать новый центр творческой социализации детей Adaptation с филиалами по Казахстану. Мы ищем инвесторов и надеемся на помощь государства».
В центре будут созданы условия для реализации потенциала и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. С детьми будут работать профессиональные специалисты в течение всего года.
Юрий Фомин, Председатель Совета директоров АО «Специализированное охранное подразделение «Күзет»:
«С 2016 года мы поддерживаем фестиваль «Красное яблоко Алматы – символ крепкой и счастливой семьи», который стал площадкой, где каждый ребенок реализует таланты и осознает себя личностью, важной для общества. Это направление соответствует нашей миссии: Служить обществу, обеспечивая безопасность. Социальная ответственность – добровольный вклад в поддержку детей. Здоровое общество должно помогать тем, у кого меньше возможностей и физических, и материальных.
Все мы любим своих детей, желаем им самого лучшего и хотим, чтобы у них было счастливое детство. Любой из нас может столкнуться с ситуацией появления такого ребенка в семье. И это очень непросто – самостоятельно справиться с задачей воспитания и развития. Этим детям особенно трудно выжить и преуспеть.
Без нашей помощи таким семьям тяжело. Нам важно чтобы дети были готовы к полноценной жизни, были уверены и могли за себя постоять.
Идея создания консультационно-развивающего центра Adaptation Институтом семьи РК и Центральной Азии по всему Казахстану для поддержки и творческого развития детей с особыми потребностями нашла отклик в нашей компании и надеюсь, будет поддержана бизнес-сообществом и государством. Любой бизнес ведется в социальной среде, поэтому игнорировать интересы общества невозможно, особенно интересы детей. Благотворительность и спонсорство являются частью корпоративной культуры АО СОП Кузет и одним из традиционных направлений участия в жизни общества. Мы считаем своим долгом и почетной обязанностью оказывать поддержку наименее защищенным слоям населения – детям с ограниченными возможностями.
Давайте объединимся и финансово поддержим неравнодушных людей, которые готовы организовывать центры для физического и духовного оздоровления детей».
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан САИН:
Задачи Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева в Послании народу Казахстана: «Необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям».
«Главный приоритет расходования бюджетных средств в сфере культуры и спорта– это массовый детский спорт и кружки искусств. В августе-сентябре 2019 г. всем акимам регионов направлены письма об этой задаче, но они были проигнорированы и бюджеты 2020 года были сформированы без учёта нужд детей и использованы для финансирования профессиональных спортивных команд, помпезных мероприятий и т.д. даже после послания Президента.Мы разработали изменения и дополнения к закону «О государственных закупках», расширяющие сферу государственного заказа. Сейчас в Парламенте РК на рассмотрении - несколько нормативных правовых актов, в целях эффективного расходования имеющихся бюджетов на спорт и культуру местных органов властей, то есть не требуется дополнительное финансирование из республиканского бюджета. Я настаиваю на том, чтобы предлагаемые в профильное законодательство дополнения были приняты именно в том виде, как этого требует специфика детской культуры и спорта, и ПРИНЯТЫ ДО КОНЦА 2020 ГОДА.
Сейчас идёт формирование бюджетов регионов, и именно предложенные законы обяжут акиматы направить бюджетные деньги на нужды Народа – детей Казахстана, чтобы секции спорта и кружки искусств стали бесплатными, и все участники этого процесса (включая частные организации), оказывающие услуги спортивных секций и творческих кружков – могли получать деньги по госзаказу, а не брать их с родителей. Это даст детям возможность заниматься любимым делом, развивать свои способности и таланты, а стране воспитывать достойных граждан.
Это создаст тысячи рабочих мест для взрослых, которые будут тренировать-обучать детей в действующих и будущих секциях и творческих кружках – ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ.
Местные бюджеты на спорт по всем регионам Казахстана – это 184 млрд. тенге, и на культуру – почти такая же сумма. Нет прозрачности и отчётов по реальному использованию бюджетов. Надеюсь на вашу поддержку в этих важнейших реформах, которые помогут выстроить систему, защищающую права детей по всем направлениям».
По данным психолого-медико-педагогических консультаций выявлено 161 156 детей с особыми образовательными потребностями.
Обучением, воспитанием по образовательным программам и коррекционно-педагогической поддержкой в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты, общественных и частных организациях охвачено 155 647 детей, что составляет 96,58%. По сравнению с 2019 годом охват коррекционно-развивающим обучением детей с особыми образовательными потребностями увеличился на 1% (в 2019 – 95,58, 2020г. – 96,58%).
Из них:
- в специальных организациях образования обучается –21479 детей с ООП (13,3%);
- в специальных группах/классах общеобразовательных школ – 18511 детей (11,5%);
- в инклюзивных группах/классах (совместное обучение со здоровыми детьми) – 69701 детей с особыми образовательными потребностями или 43,2%.
- обучаются на дому – 12982 (8%) детей;
- в профессиональных школах и колледжах - 2306 юношей и девушек (2,2%);
- в частных, общественных организациях образования – 14970 детей (9%).
Коррекционно-педагогическую поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах получают – всего 40610 детей (25,2%), из них дети, которые не посещают школьные организации в связи с тяжелыми ментальными нарушениями – 2415 (2,3%).
В системе социальной защиты коррекционно-педагогическую поддержку получают 4493 (2,7%) детей с тяжелыми ментальными нарушениями (тяжелой и глубокой умственной отсталостью, неспособных к усвоению образовательного стандарта в организациях образования).
Для оказания бесплатной психолого-педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями в системе образования функционирует 98 специальных школ, 38 специальных детских сада, 15 реабилитационных центров, 75 психолого-медико-педагогических консультации, 200 кабинетов психолого-педагогической коррекции.
С 2011 года «Институт семьи Казахстана и Центральной Азии» проводит мероприятия для детей, находящихся в сложных социальных условиях. В последние годы мероприятие «Красное яблоко Алматы» переросло в форму фестиваля.
В ноябре 2020 г. фестиваль прошёл в режиме онлайн. За годы работы фестиваля около 2 тысяч детей с ограниченными возможностями, различными формами нарушений физического и психологического здоровья участвовали в его работе.
Спонсоры фестиваля:
- АО «Специализированное охранное подразделение «Күзет»
- Национальный мультимедийный портал «ОТБЫСЫМ»
- ТОО «Деловой мир Астаны», компания «Asia Invest».
Фото предоставлены АО «Специализированное охранное подразделение «Күзет»